Александр Караваев: «Без независимой оценки контролировать строительство невозможно»
О проблемах, возникающих в практике государственной экспертизы проектной документации, и планируемых изменениях в законодательстве рассказывает Александр Караваев, начальник государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы Ленинградской области».
– Александр Владимирович, расскажите об основных видах деятельности ГАУ «Леноблгосэкспертиза».
– Основным видом деятельности ГАУ «Леноблгосэкспертиза» является исполнение полномочий в области проведения государственной экспертизы: проектов документов территориального планирования Ленинградской области; проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по всем объектам, подлежащим государственной экспертизе, строительство которых осуществляется на территории Ленинградской области, за исключением указанных в пунктах 5 и 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Эти полномочия мы исполняем согласно постановлению правительства Ленинградской области № 42. В 2007 году был создан Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области. Тогда же была утверждена новая структура – подведомственное государственное автономное учреждение «Управление государственной экспертизы Ленинградской области». Это учреждение в разных формах существовало с 1989 года.
В марте 2007 года принято постановление Правительства РФ, определяющее порядок проведения государственной экспертизы. Основываясь на этих документах, была отлажена структура работы нашей организации: был утвержден новый устав, утверждено новое штатное расписание, сменились юридический адрес, местоположение, увеличены производственные площади. Были созданы и расширены планово-договорной отдел, отдел специализированных экспертиз – по промышленной, санитарной и экологической безопасности. В работе учреждения был реализован принцип одного окна.
– Какие наиболее актуальные проблемы возникают в практике экспертизы проектной документации?
– В начале нашей работы существовала проблема приемки документов. На сдачу документов заказчик тратил много времени. Эту проблему мы стали решать в первую очередь. В процессе работы стало понятно, что все проблемы упираются в содержание проектной документации и в уровень ее подготовки. Для упрощения процедуры приемки заявок мы стали принимать корреспонденцию ежедневно. Заявку мы принимаем на рассмотрение, заказчик получает входящий номер заявки. Заказчик ожидает решения о принятии или отказе от принятия материалов от 1 до 3 дней. В отдельных случаях, для заказчиков из удаленных районов области, состав подаваемых материалов рассматриваем сразу и определяем, заключать договор или отправлять документацию на доработку.
Основной проблемой, на наш взгляд, является недостаточная полнота исходных данных в составе разрешительных документов, в содержании градостроительных планов земельного участка (часто оно не отражает всех нюансов земельного участка для объекта капитального строительства).
Не всегда заказчик сразу в полном объеме сдает всю разрешительную документацию, часто отсутствуют заключение Роспотребнадзора по земельному участку и технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Очень серьезный вопрос – наличие пожарных депо для обеспечения нормативных требований для прибытия пожарных команд на объект. Не прорабатываются детально вопросы экологической безопасности.
Сейчас по закону требуется раздел о мероприятиях по обеспечению жизнедеятельности маломобильных групп населения, инвалидов. Очень часто заказчик пытается исключить такой раздел. Большое внимание уделяется вопросам энергоэффективности, особенно в проектировании жилых домов, объектов ЖКХ – котельных, очистных сооружений и прочих.
Не всегда проектная документация, представляемая на государственную экспертизу, выполнена корректно. Основная причина наших проблем – слабый уровень подготовки проектной документации. Зачастую по результатам аукциона на реализацию бюджетных объектов выбирается проектная организация, предложившая наименьшую стоимость проектирования, что сказывается на качестве проектирования в отрицательную сторону.
Иногда в календарном плане реализации бюджетных проектов отсутствует время на проведение государственной экспертизы. Программы реализации бюджетных объектов зачастую не увязаны со сроками получения технических условий, разрешительной документации. Программой выделяются средства, а документы нужны на следующий день, что говорит о неувязках планирования реализации бюджетных объектов.
В процессе проведения экспертизы, когда материалы приняты, мы постарались максимально ускорить распределение работы по своим производственным отделам. Рассмотрение проектов, в зависимости от их сложности, идет от 10 до 15 дней. Наш штат сотрудников позволяет провести полную проверку всех разделов. Если возникают замечания к проекту, заказчику выдается уведомление с перечнем замечаний, устанавливается срок корректировки проектной документации.
– Ожидаются ли изменения в нормативно-правовом обеспечении проектирования в ближайшее время?
– Самое значительное изменение – принятие технических регламентов. Сейчас старые нормы действуют в части, не противоречащей действующему Градостроительному кодексу. Идет актуализация всех СНиП.
Активные дебаты вызывают готовящиеся изменения в Градостроительный кодекс в связи с планируемым расширением полномочий негосударственной экспертизы. По инициативе Минрегиона негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий уже в этом году может стать равноценной государственной экспертизе. В июне этого года мы принимали участие в парламентских слушаниях этого вопроса в Госдуме. Проблема эта неоднозначна и вызывает много вопросов. Непонятно, как будет обеспечиваться ответственность экспертов, кому передать экспертизу объектов горнодобывающей, нефтедобывающей промышленности, всех опасных, энергоемких, уникальных объектов.
Сторонники расширения полномочий негосударственной экспертизы указывают на то, что государственная экспертиза перегружена. Мы, да и наши коллеги из других субъектов, можем сказать однозначно, что перегрузки нет. Нестабильная экономическая ситуация последнего времени замедлила развитие строительного рынка. Мы тесно общаемся с экспертизами Московской области, Красноярского края, коллегами из других субъектов РФ – перегрузки ни у кого не наблюдается. Наша загрузка – равномерная, не авральная, мы имеем возможность ускорить время рассмотрения проектов.
Мы не противники расширения полномочий негосударственной экспертизы, но, на наш взгляд, это может привести к появлению «карманных» экспертиз, независимость которых будет сомнительна. Без профессиональной и независимой оценки контролировать строительство невозможно.
– Александр Владимирович, расскажите об основных видах деятельности ГАУ «Леноблгосэкспертиза».
– Основным видом деятельности ГАУ «Леноблгосэкспертиза» является исполнение полномочий в области проведения государственной экспертизы: проектов документов территориального планирования Ленинградской области; проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по всем объектам, подлежащим государственной экспертизе, строительство которых осуществляется на территории Ленинградской области, за исключением указанных в пунктах 5 и 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Эти полномочия мы исполняем согласно постановлению правительства Ленинградской области № 42. В 2007 году был создан Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области. Тогда же была утверждена новая структура – подведомственное государственное автономное учреждение «Управление государственной экспертизы Ленинградской области». Это учреждение в разных формах существовало с 1989 года.
В марте 2007 года принято постановление Правительства РФ, определяющее порядок проведения государственной экспертизы. Основываясь на этих документах, была отлажена структура работы нашей организации: был утвержден новый устав, утверждено новое штатное расписание, сменились юридический адрес, местоположение, увеличены производственные площади. Были созданы и расширены планово-договорной отдел, отдел специализированных экспертиз – по промышленной, санитарной и экологической безопасности. В работе учреждения был реализован принцип одного окна.
– Какие наиболее актуальные проблемы возникают в практике экспертизы проектной документации?
– В начале нашей работы существовала проблема приемки документов. На сдачу документов заказчик тратил много времени. Эту проблему мы стали решать в первую очередь. В процессе работы стало понятно, что все проблемы упираются в содержание проектной документации и в уровень ее подготовки. Для упрощения процедуры приемки заявок мы стали принимать корреспонденцию ежедневно. Заявку мы принимаем на рассмотрение, заказчик получает входящий номер заявки. Заказчик ожидает решения о принятии или отказе от принятия материалов от 1 до 3 дней. В отдельных случаях, для заказчиков из удаленных районов области, состав подаваемых материалов рассматриваем сразу и определяем, заключать договор или отправлять документацию на доработку.
Основной проблемой, на наш взгляд, является недостаточная полнота исходных данных в составе разрешительных документов, в содержании градостроительных планов земельного участка (часто оно не отражает всех нюансов земельного участка для объекта капитального строительства).
Не всегда заказчик сразу в полном объеме сдает всю разрешительную документацию, часто отсутствуют заключение Роспотребнадзора по земельному участку и технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Очень серьезный вопрос – наличие пожарных депо для обеспечения нормативных требований для прибытия пожарных команд на объект. Не прорабатываются детально вопросы экологической безопасности.
Сейчас по закону требуется раздел о мероприятиях по обеспечению жизнедеятельности маломобильных групп населения, инвалидов. Очень часто заказчик пытается исключить такой раздел. Большое внимание уделяется вопросам энергоэффективности, особенно в проектировании жилых домов, объектов ЖКХ – котельных, очистных сооружений и прочих.
Не всегда проектная документация, представляемая на государственную экспертизу, выполнена корректно. Основная причина наших проблем – слабый уровень подготовки проектной документации. Зачастую по результатам аукциона на реализацию бюджетных объектов выбирается проектная организация, предложившая наименьшую стоимость проектирования, что сказывается на качестве проектирования в отрицательную сторону.
Иногда в календарном плане реализации бюджетных проектов отсутствует время на проведение государственной экспертизы. Программы реализации бюджетных объектов зачастую не увязаны со сроками получения технических условий, разрешительной документации. Программой выделяются средства, а документы нужны на следующий день, что говорит о неувязках планирования реализации бюджетных объектов.
В процессе проведения экспертизы, когда материалы приняты, мы постарались максимально ускорить распределение работы по своим производственным отделам. Рассмотрение проектов, в зависимости от их сложности, идет от 10 до 15 дней. Наш штат сотрудников позволяет провести полную проверку всех разделов. Если возникают замечания к проекту, заказчику выдается уведомление с перечнем замечаний, устанавливается срок корректировки проектной документации.
– Ожидаются ли изменения в нормативно-правовом обеспечении проектирования в ближайшее время?
– Самое значительное изменение – принятие технических регламентов. Сейчас старые нормы действуют в части, не противоречащей действующему Градостроительному кодексу. Идет актуализация всех СНиП.
Активные дебаты вызывают готовящиеся изменения в Градостроительный кодекс в связи с планируемым расширением полномочий негосударственной экспертизы. По инициативе Минрегиона негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий уже в этом году может стать равноценной государственной экспертизе. В июне этого года мы принимали участие в парламентских слушаниях этого вопроса в Госдуме. Проблема эта неоднозначна и вызывает много вопросов. Непонятно, как будет обеспечиваться ответственность экспертов, кому передать экспертизу объектов горнодобывающей, нефтедобывающей промышленности, всех опасных, энергоемких, уникальных объектов.
Сторонники расширения полномочий негосударственной экспертизы указывают на то, что государственная экспертиза перегружена. Мы, да и наши коллеги из других субъектов, можем сказать однозначно, что перегрузки нет. Нестабильная экономическая ситуация последнего времени замедлила развитие строительного рынка. Мы тесно общаемся с экспертизами Московской области, Красноярского края, коллегами из других субъектов РФ – перегрузки ни у кого не наблюдается. Наша загрузка – равномерная, не авральная, мы имеем возможность ускорить время рассмотрения проектов.
Мы не противники расширения полномочий негосударственной экспертизы, но, на наш взгляд, это может привести к появлению «карманных» экспертиз, независимость которых будет сомнительна. Без профессиональной и независимой оценки контролировать строительство невозможно.
рубрика:
Экспертиза
автор:
Дарья Литвинова