Стандарты качества
Согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Из данного определения вытекает, что саморегулирование – это, иными словами, регулирование субъектами рынка своей деятельности и контроль над соблюдением установленных ими же правил.
Если совместить понятия «техническое регулирование» и «саморегулирование», то становится очевидно, что на сегодняшний день появляется возможность, соблюдая минимально необходимые требования, контроль за которыми осуществляет государство, самостоятельно устанавливать нормы, позволяющие обеспечить достижение тех целей, ради которых и вводилась система саморегулирования в строительной отрасли, – обеспечение качества и безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Цель – повышение качества и безопасности строительства
ФЗ «О техническом регулировании» предполагает три уровня документов – технические регламенты, национальные стандарты и своды правил, а также стандарты организаций. Технические регламенты содержат как раз те минимально необходимые и достаточные нормы для обеспечения безопасности, которые должны исполняться в обязательном порядке всеми субъектами, занимающимися деятельностью, входящей в сферу применения соответствующего технического регламента. В части технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил уже существует ряд нормативных документов:
– Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.09 г.;
– Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р, утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Стандартам организаций необходимо сейчас уделить особое внимание, так как именно эти документы и являются стандартами деятельности саморегулируемых организаций. Стандарты СРО как документы в сфере технического регулирования могут содержать любые требования, не противоречащие обязательным к применению техническим регламентам. Целью введения таких документов на предприятиях – членах СРО является прежде всего повышение качества и безопасности строительства в сравнении с минимально обязательным, контролируемым государством.
Такие стандарты могут в отличие от технических регламентов предъявлять требования не только к безопасности, но и к качеству строительства. Инструмент саморегулирования позволяет членам СРО принять такого рода стандарты. И после принятия этих стандартов решением общего собрания СРО эти стандарты обязательны для всех членов саморегулируемой организации. И, в свою очередь, очевидно, что достижение целей и задач саморегулирования становится значительно более легкой задачей при наличии у всех СРО строительной отрасли единых, не противоречащих стандартов в отношении перечня видов работ, определенных действующим законодательством.
Еще одним несомненным плюсом системы саморегулирования с точки зрения технического регулирования являются значительно большие возможности при взаимодействии с государством. Саморегулируемая организация, являясь объединением субъектов рынка, – более серьезный партнер для государственных органов, чем отдельно взятое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
На современном этапе реформы технического регулирования роль стандартизации не только не уменьшилась, но значительно возросла, поскольку стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, защита интересов потребителей, защита окружающей среды, государственные поставки и другие. Основная цель создания саморегулируемых организаций – повышение качества и безопасности строительства, в том числе и путем выработки и внедрения стандартов качества. Внедрение и жесткий контроль исполнения утвержденных стандартов саморегулируемых организаций ее членами является важной составляющей решения одной из ключевых задач развития механизмов стандартизации – пресечение недобросовестной конкуренции и вытеснение с рынка строительных компаний, которые осуществляют ценовой демпинг за счет ухода от ответственности за качество и безопасность строительства.
Стандартизация обучения
Федеральным законодательством в качестве одной из функций саморегулируемых организаций (СРО) определена организация профессионального обучения. При этом закон наделил СРО полномочиями организации, но не осуществления профессионального обучения и регулирования деятельности образовательных учреждений.
В связи с этим представляется достаточно важным вопрос выстраивания взаимоотношений между СРО и учебными заведениями в части вырабатывания единого подхода к формированию учебных программ с учетом возможности их адаптации к возможным изменениям.
Таким образом, выстраивание единообразной системы профессионального обучения на базе разработанных унифицированных требований СРО и учебных программ повышения квалификации образовательных заведений, то есть, по сути, стандартизация учебного процесса, является также одной из основных задач развития механизмов стандартизации в саморегулировании строительной отрасли.
Из данного определения вытекает, что саморегулирование – это, иными словами, регулирование субъектами рынка своей деятельности и контроль над соблюдением установленных ими же правил.
Если совместить понятия «техническое регулирование» и «саморегулирование», то становится очевидно, что на сегодняшний день появляется возможность, соблюдая минимально необходимые требования, контроль за которыми осуществляет государство, самостоятельно устанавливать нормы, позволяющие обеспечить достижение тех целей, ради которых и вводилась система саморегулирования в строительной отрасли, – обеспечение качества и безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Цель – повышение качества и безопасности строительства
ФЗ «О техническом регулировании» предполагает три уровня документов – технические регламенты, национальные стандарты и своды правил, а также стандарты организаций. Технические регламенты содержат как раз те минимально необходимые и достаточные нормы для обеспечения безопасности, которые должны исполняться в обязательном порядке всеми субъектами, занимающимися деятельностью, входящей в сферу применения соответствующего технического регламента. В части технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил уже существует ряд нормативных документов:
– Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.09 г.;
– Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р, утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Стандартам организаций необходимо сейчас уделить особое внимание, так как именно эти документы и являются стандартами деятельности саморегулируемых организаций. Стандарты СРО как документы в сфере технического регулирования могут содержать любые требования, не противоречащие обязательным к применению техническим регламентам. Целью введения таких документов на предприятиях – членах СРО является прежде всего повышение качества и безопасности строительства в сравнении с минимально обязательным, контролируемым государством.
Такие стандарты могут в отличие от технических регламентов предъявлять требования не только к безопасности, но и к качеству строительства. Инструмент саморегулирования позволяет членам СРО принять такого рода стандарты. И после принятия этих стандартов решением общего собрания СРО эти стандарты обязательны для всех членов саморегулируемой организации. И, в свою очередь, очевидно, что достижение целей и задач саморегулирования становится значительно более легкой задачей при наличии у всех СРО строительной отрасли единых, не противоречащих стандартов в отношении перечня видов работ, определенных действующим законодательством.
Еще одним несомненным плюсом системы саморегулирования с точки зрения технического регулирования являются значительно большие возможности при взаимодействии с государством. Саморегулируемая организация, являясь объединением субъектов рынка, – более серьезный партнер для государственных органов, чем отдельно взятое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
На современном этапе реформы технического регулирования роль стандартизации не только не уменьшилась, но значительно возросла, поскольку стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, защита интересов потребителей, защита окружающей среды, государственные поставки и другие. Основная цель создания саморегулируемых организаций – повышение качества и безопасности строительства, в том числе и путем выработки и внедрения стандартов качества. Внедрение и жесткий контроль исполнения утвержденных стандартов саморегулируемых организаций ее членами является важной составляющей решения одной из ключевых задач развития механизмов стандартизации – пресечение недобросовестной конкуренции и вытеснение с рынка строительных компаний, которые осуществляют ценовой демпинг за счет ухода от ответственности за качество и безопасность строительства.
Стандартизация обучения
Федеральным законодательством в качестве одной из функций саморегулируемых организаций (СРО) определена организация профессионального обучения. При этом закон наделил СРО полномочиями организации, но не осуществления профессионального обучения и регулирования деятельности образовательных учреждений.
В связи с этим представляется достаточно важным вопрос выстраивания взаимоотношений между СРО и учебными заведениями в части вырабатывания единого подхода к формированию учебных программ с учетом возможности их адаптации к возможным изменениям.
Таким образом, выстраивание единообразной системы профессионального обучения на базе разработанных унифицированных требований СРО и учебных программ повышения квалификации образовательных заведений, то есть, по сути, стандартизация учебного процесса, является также одной из основных задач развития механизмов стандартизации в саморегулировании строительной отрасли.
рубрика:
НП «Строители ЛО»
автор:
Олег Николаев