Экономика должна развиваться, но не за счет экологии
Для организации скоростного пассажирского движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки требуется перенос движения грузовых поездов с Выборгского на Приозерское направление. В начале июля в пресс-клубе «Зеленая лампа» состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам строительства грузовой железной дороги Лосево – Каменногорск.
Опасения экологов
Ученые бьют тревогу в связи с тем, что новая трасса на большом протяжении будет проходить по природоохранным и сельскохозяйственным территориям. По дороге Лосево – Каменногорск в морские порты повезут нефтяные и угольные грузы. Экологи, владельцы домов и дачных участков убеждены, что при воплощении этого проекта пострадает уникальная природа Карельского перешейка. Эти опасения подкреплены имеющимися в их распоряжении документами, свидетельствующими о том, что реализация данного проекта может нанести ущерб природе. Проектируемая ветка нарушит естественное положение трех природных заказников («Саперное», «Низовское болото», «Озеро Мелководное»), блокирует естественные пути миграции животных. Пострадают окрестности знаменитого Лосевского порога (крупнейший искусственный порог в Европе) и прилегающая к нему территория, ограниченная Вуоксой и Суходольским озером, на которую, по данным представителей туриндустрии, приходится до 13,5% рекреационного потенциала Ленинградской области. Под угрозой окажется и проведение международного фестиваля экстремальных видов спорта «Вуокса», ежегодно привлекающего тысячи участников со всей России и из-за рубежа.
Народ протестует
Жители Приозерского района не против технического прогресса, наоборот, они как налогоплательщики выступают за более рациональное использование государственных средств и экологическую безопасность территории. Более всего их возмущает отсутствие информации о возможных вариантах прохождения трассы. Никто не может понять, почему выбран наименее выгодный с экономической и экологической точек зрения вариант. Основная ошибка разработчиков проекта заключается в том, что на публичных слушаниях они не предоставили аргументацию по всем четырем вариантам проекта, а ознакомили местных жителей только с одним – поставили их перед фактом. Это и вызвало волну протеста. Редакция газеты «Строительный Еженедельник» обратилась за информацией к генпроектировщику проекта, но ответа так и не получила.
В настоящее время в адрес федеральных и региональных властей инициативной группой «Лосево в опасности» направлено обращение с просьбой о проведении независимой экспертизы проекта. Активисты акцентируют внимание президента на том, что существуют другие варианты прокладки трассы, которые не проходят через густонаселенную местность. Президент Северо-Западного отделения Центра социально-консервативной политики Игорь Шувалов намерен инициировать проведение парламентских слушаний в Государственной Думе РФ: «Постараемся организовать дискуссию на площадке Комитета Госдумы по природопользованию, экспертом которого я являюсь».
История событий:
РЖД подготовила четыре технико-экономических обоснования проекта грузового движения. Первый вариант подразумевал строительство третьего дополнительного пути на участке Парголово – Выборг, предназначенного для скоростного пассажирского движения. В этом случае под снос в Курортном районе Санкт-Петербурга пошли бы многочисленные частные дома, прилегающие к зоне отчуждения железнодорожного пути.
Второй – прокладка новой линии Сосново – Житково и реконструкция участка Выборг – Житково. Грузовые составы в этом случае пошли бы по направлению на Приозерск до Сосново и далее по новой линии через Житково на Выборг. Здесь рассматривались две трассы – северная и южная.
По третьему варианту грузовые перевозки отводились на Приморск и Высоцк. Для этого требовались строительство третьего главного пути на участке Парголово – Ушково, реконструкция первого и второго главных путей под скоростное движение на участке Ушково – Выборг, реконструкция пути на участке Ушково – Приморск – Выборг с переключением на него грузового движения. Но в этом случае опять пострадала бы рекреационная зона Курортного района.
Четвертый вариант предполагал строительство новой двухпутной электрифицированной линии Лосево – Каменногорск протяженностью 65 км и реконструкцию смежных с этой линией участков Ручьи – Лосево, Каменногорск – Выборг, Выборг – Приморск – Ермилово, а также строительство второго главного пути на участке Сосново – Лосево.
19 апреля 2004 года научно-технический совет ОАО «РЖД» рассмотрел подготовленные варианты и постановил: «С учетом социальной значимости проекта и необходимости обеспечения возрастающих объемов перевозок принять IV вариант реконструкции участка Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской железной дороги с выносом грузового движения на направление Лосево – Каменногорск – Выборг и реконструкции существующих путей под скоростное движение».
Осенью 2004 года комиссия администрации Приозерского района под председательством заместителя главы МО «Приозерский район» В.М. Транькова рассмотрела варианты предварительного размещения объекта на территории района и решила согласовать вариант Лосево – Каменногорск. Комиссией был составлен акт выбора земельного участка, утвержденный постановлением № 2408 от 28.12.2004 г. главы администрации МО «Приозерский район» С.В. Яхнюка.
11 августа 2006 года Главгосэкспертиза России выдала отрицательное заключение № 610-06/ГГЭ-3745/04 по технико-экономическому обоснованию проекта.
27 ноября 2006 года Главгосэкспертиза России изменила свое мнение (!) и выдала положительное заключение № 931-06/ГГЭ-3745/04 по тому же технико-экономическому обоснованию проекта.
7–8 апреля 2010 года в поселках Ромашки и Петровское прошли публичные слушания по вопросу проектирования и строительства новой линии Лосево – Каменногорск. Получив информацию о проекте от представителей заказчика и генпроектировщика, жители приняли решение: «Довести до сведения контролирующих и экспертных организаций о нецелесообразности строительства и прохождения трассы по территории Петровского и Ромашкинского сельских поселений, а особенно в районе станции Лосево».
16 мая 2010 года состоялось общее собрание жителей поселков Лосево, Варшко и Ромашки, на котором было принято решение обратиться за помощью к правительству и президенту РФ.
Опасения экологов
Ученые бьют тревогу в связи с тем, что новая трасса на большом протяжении будет проходить по природоохранным и сельскохозяйственным территориям. По дороге Лосево – Каменногорск в морские порты повезут нефтяные и угольные грузы. Экологи, владельцы домов и дачных участков убеждены, что при воплощении этого проекта пострадает уникальная природа Карельского перешейка. Эти опасения подкреплены имеющимися в их распоряжении документами, свидетельствующими о том, что реализация данного проекта может нанести ущерб природе. Проектируемая ветка нарушит естественное положение трех природных заказников («Саперное», «Низовское болото», «Озеро Мелководное»), блокирует естественные пути миграции животных. Пострадают окрестности знаменитого Лосевского порога (крупнейший искусственный порог в Европе) и прилегающая к нему территория, ограниченная Вуоксой и Суходольским озером, на которую, по данным представителей туриндустрии, приходится до 13,5% рекреационного потенциала Ленинградской области. Под угрозой окажется и проведение международного фестиваля экстремальных видов спорта «Вуокса», ежегодно привлекающего тысячи участников со всей России и из-за рубежа.
Народ протестует
Жители Приозерского района не против технического прогресса, наоборот, они как налогоплательщики выступают за более рациональное использование государственных средств и экологическую безопасность территории. Более всего их возмущает отсутствие информации о возможных вариантах прохождения трассы. Никто не может понять, почему выбран наименее выгодный с экономической и экологической точек зрения вариант. Основная ошибка разработчиков проекта заключается в том, что на публичных слушаниях они не предоставили аргументацию по всем четырем вариантам проекта, а ознакомили местных жителей только с одним – поставили их перед фактом. Это и вызвало волну протеста. Редакция газеты «Строительный Еженедельник» обратилась за информацией к генпроектировщику проекта, но ответа так и не получила.
В настоящее время в адрес федеральных и региональных властей инициативной группой «Лосево в опасности» направлено обращение с просьбой о проведении независимой экспертизы проекта. Активисты акцентируют внимание президента на том, что существуют другие варианты прокладки трассы, которые не проходят через густонаселенную местность. Президент Северо-Западного отделения Центра социально-консервативной политики Игорь Шувалов намерен инициировать проведение парламентских слушаний в Государственной Думе РФ: «Постараемся организовать дискуссию на площадке Комитета Госдумы по природопользованию, экспертом которого я являюсь».
История событий:
РЖД подготовила четыре технико-экономических обоснования проекта грузового движения. Первый вариант подразумевал строительство третьего дополнительного пути на участке Парголово – Выборг, предназначенного для скоростного пассажирского движения. В этом случае под снос в Курортном районе Санкт-Петербурга пошли бы многочисленные частные дома, прилегающие к зоне отчуждения железнодорожного пути.
Второй – прокладка новой линии Сосново – Житково и реконструкция участка Выборг – Житково. Грузовые составы в этом случае пошли бы по направлению на Приозерск до Сосново и далее по новой линии через Житково на Выборг. Здесь рассматривались две трассы – северная и южная.
По третьему варианту грузовые перевозки отводились на Приморск и Высоцк. Для этого требовались строительство третьего главного пути на участке Парголово – Ушково, реконструкция первого и второго главных путей под скоростное движение на участке Ушково – Выборг, реконструкция пути на участке Ушково – Приморск – Выборг с переключением на него грузового движения. Но в этом случае опять пострадала бы рекреационная зона Курортного района.
Четвертый вариант предполагал строительство новой двухпутной электрифицированной линии Лосево – Каменногорск протяженностью 65 км и реконструкцию смежных с этой линией участков Ручьи – Лосево, Каменногорск – Выборг, Выборг – Приморск – Ермилово, а также строительство второго главного пути на участке Сосново – Лосево.
19 апреля 2004 года научно-технический совет ОАО «РЖД» рассмотрел подготовленные варианты и постановил: «С учетом социальной значимости проекта и необходимости обеспечения возрастающих объемов перевозок принять IV вариант реконструкции участка Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской железной дороги с выносом грузового движения на направление Лосево – Каменногорск – Выборг и реконструкции существующих путей под скоростное движение».
Осенью 2004 года комиссия администрации Приозерского района под председательством заместителя главы МО «Приозерский район» В.М. Транькова рассмотрела варианты предварительного размещения объекта на территории района и решила согласовать вариант Лосево – Каменногорск. Комиссией был составлен акт выбора земельного участка, утвержденный постановлением № 2408 от 28.12.2004 г. главы администрации МО «Приозерский район» С.В. Яхнюка.
11 августа 2006 года Главгосэкспертиза России выдала отрицательное заключение № 610-06/ГГЭ-3745/04 по технико-экономическому обоснованию проекта.
27 ноября 2006 года Главгосэкспертиза России изменила свое мнение (!) и выдала положительное заключение № 931-06/ГГЭ-3745/04 по тому же технико-экономическому обоснованию проекта.
7–8 апреля 2010 года в поселках Ромашки и Петровское прошли публичные слушания по вопросу проектирования и строительства новой линии Лосево – Каменногорск. Получив информацию о проекте от представителей заказчика и генпроектировщика, жители приняли решение: «Довести до сведения контролирующих и экспертных организаций о нецелесообразности строительства и прохождения трассы по территории Петровского и Ромашкинского сельских поселений, а особенно в районе станции Лосево».
16 мая 2010 года состоялось общее собрание жителей поселков Лосево, Варшко и Ромашки, на котором было принято решение обратиться за помощью к правительству и президенту РФ.
рубрика:
Экология
автор:
Олег Николаев