Саморегулирование: итоги полугодия
Об итогах первого полугодия после введения саморегулирования мы разговариваем с Олегом Бритовым, исполнительным директором Союза строительных объединений и организаций (ССОО), директором СРО НП «Строители Петербурга».
С 1 января 2010 года российская строительная отрасль полностью перешла на саморегулирование, и в соответствии с федеральными законами лицензии на строительную деятельность были заменены на свидетельства о допуске. Строительные компании вошли в саморегулируемые организации, основной целью деятельности которых являются предупреждение причинения вреда в результате недостатков выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и повышение качества строительных работ. Для достижения этих целей СРО определяют соответствие строительных компаний и организаций требованиям к выдаче свидетельств о допуске и выдают эти свидетельства.
Произошло разделение ответственности между государством и бизнесом: государство оставляет за собой контроль за соблюдением требований безопасности, а вопросы цены и качества переданы бизнесу.
Саморегулируемые организации, получившие право регулировать отрасль, наделены имущественной (средствами компенсационного фонда) ответственностью за действия строительных компаний, входящих в СРО.
Дерегулирование экономики в отрасли – это свершившийся факт и самый главный итог истекшего полугодия.
От создания отдельных СРО…
Нельзя сказать, что все решилось в одночасье. Процесс перехода начался после вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». В 2008 году был опубликован Федеральный закон от 25 июля № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании которого весь 2009 год создавались саморегулируемые организации. Реально действуют они более года, и некоторые результаты уже видны: в рамках саморегулирования действуют СРО двух типов – созданные на базе известных профессиональных объединений и просто созданные несколькими строительными компаниями и юридическими лицами. Соответственно, они разнятся и в подходах к своим задачам – контролю соответствия строительных компаний требованиям к выдаче свидетельств о допуске и выдаче этих свидетельств. Благодаря нормам, определенным в федеральных законах, на строительном рынке появились так называемые «коммерческие» СРО, которые легально и вполне законно занимаются раздачей свидетельств о допуске. Вероятнее всего, ситуацию будет не изменить до первого случая, когда такая СРО столкнется с необходимостью выплатить средства своего компенсационного фонда за действия строительной компании – члена СРО или когда пристальное внимание на нее обратит Ростехнадзор – единственный государственный орган, имеющий право контролировать деятельность СРО.
Еще один итог полугодия – в ближайшие месяцы мы не ожидаем появления множества новых СРО. В Петербурге и Ленинградской области практически все строительные организации, планирующие оставаться на рынке, уже вступили в СРО и получили свидетельства о допуске к работам, и основной пул саморегулируемых организаций сформировался. Однако есть и другие итоги – не все проходят испытание властью и деньгами. В случае со СРО – большими деньгами, ведь суммарно компенсационный фонд СРО области и города составляет порядка 3,8 млрд рублей. Поэтому уже есть конфликты, борьба за власть, размежевания, перерегистрации.
…к созданию системы саморегулирования
Важным итогом полугодия является завершение формирования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области понятной, стройной и, что очень важно, совместной системы саморегулирования, подобной которой нет в других регионах страны.
Система начала создаваться еще до появления ФЗ № 148 благодаря усилиям Президиума ССОО и лично А.И. Вахмистрова.
Могу констатировать, что к середине года у нас в двух регионах выстроены рабочие отношения СРО с властью, общественными организациями, проверяющими и регулирующими органами. Это позволяет выступать единым фронтом при решении наших общих задач.
Законодательный прессинг
А саморегулирование, едва зародившись, испытывает в настоящее время реальный законодательный прессинг: Госдума и Совет Федерации, несмотря на активное сопротивление СРО, ряда депутатов Государственной Думы и замечания, высказанные президентом РФ, одобрили законопроект № 52540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающийся деятельности саморегулируемых организаций. Одним пакетом, без обсуждения со строительным сообществом, были внесены изменения и в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С 1 июля вступил в силу Приказ Минрегиона № 624, по которому все СРО страны должны перевыдать львиную долю свидетельств о допусках к работам в соответствии с принятыми процедурами проверки строительных компаний. Июль еще не успел закончиться, а к Приказу № 624 уже обсуждаются поправки и дополнения.
Как итог, такие законодательные инициативы сплотили сообщество СРО, выявили лидеров и наполнили смыслом само слово «саморегулирование»: руководители и специалисты петербургских СРО и СРО Ленинградской области участвуют в коллективной разработке замечаний и дополнений, собираются на обсуждения, подготавливают письма в Министерство регионального развития Российской Федерации, Ростехнадзор, Государственную Думу, президенту РФ. К сожалению, голос наших СРО не был услышан в той степени, на которую мы рассчитывали.
Поэтому еще один итог полугодия, который вызывает опасения, – принятые по законопроекту № 252540-5 поправки не способствуют установлению партнерских отношений в сообществе СРО. Необходимо ответить на два вопроса: строители для СРО или СРО для строителей? Национальные объединения СРО для региональных СРО или региональные СРО для Национальных объединений? Пока не найдены однозначные ответы. Цели и задачи Национальных объединений и региональных СРО не сбалансированы.
Другие проблемы
По прошествии полугода возник вопрос о средствах компенсационного фонда СРО: в масштабах страны – это огромная сумма живых денег, выведенная из строительной отрасли и замороженная в банках. Строительные, изыскательские и проектные компании начинают таким образом поддерживать не строительную, а банковскую отрасль, финансовую систему страны. Необходимо найти способ вернуть эти деньги в реальный сектор экономики, и не только в строительство, но и в производство, которое связано со строительством. Строителям необходим диалог с банками и кредитными организациями.
Одним из итогов полугодия стало возникновение нового класса чиновников – «чиновников от общественности». Бюрократизм федеральных чиновников оказался ничем в сравнении с бюрократизмом и амбициями «чиновников от общественности». По всей вероятности, большая власть и большие деньги порождают проблемы менеджмента как в национальных объединениях, так и в крупных саморегулируемых организациях. Это мешает развиваться гармонично: разногласия есть и во всех нам известных национальных объединениях – между руководителями, во взаимоотношениях с региональными СРО, есть и административные проблемы.
На этом фоне недоумение региональных СРО оправдано: им пытаются отвести роль статистов. Региональные СРО, в которые входят сотни и тысячи строительных компаний, не могут согласиться с этой ролью. На мой взгляд, саморегулируемые организации, обладая реальными средствами и полномочиями, еще не оценили свои возможности. Если Национальные объединения СРО используют этот потенциал, то может быть создано мощнейшее лобби в сфере строительства для защиты интересов участников отрасли, которое будет иметь возможность решить все задачи более эффективно, быстро и профессионально.
С 1 января 2010 года российская строительная отрасль полностью перешла на саморегулирование, и в соответствии с федеральными законами лицензии на строительную деятельность были заменены на свидетельства о допуске. Строительные компании вошли в саморегулируемые организации, основной целью деятельности которых являются предупреждение причинения вреда в результате недостатков выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и повышение качества строительных работ. Для достижения этих целей СРО определяют соответствие строительных компаний и организаций требованиям к выдаче свидетельств о допуске и выдают эти свидетельства.
Произошло разделение ответственности между государством и бизнесом: государство оставляет за собой контроль за соблюдением требований безопасности, а вопросы цены и качества переданы бизнесу.
Саморегулируемые организации, получившие право регулировать отрасль, наделены имущественной (средствами компенсационного фонда) ответственностью за действия строительных компаний, входящих в СРО.
Дерегулирование экономики в отрасли – это свершившийся факт и самый главный итог истекшего полугодия.
От создания отдельных СРО…
Нельзя сказать, что все решилось в одночасье. Процесс перехода начался после вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». В 2008 году был опубликован Федеральный закон от 25 июля № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании которого весь 2009 год создавались саморегулируемые организации. Реально действуют они более года, и некоторые результаты уже видны: в рамках саморегулирования действуют СРО двух типов – созданные на базе известных профессиональных объединений и просто созданные несколькими строительными компаниями и юридическими лицами. Соответственно, они разнятся и в подходах к своим задачам – контролю соответствия строительных компаний требованиям к выдаче свидетельств о допуске и выдаче этих свидетельств. Благодаря нормам, определенным в федеральных законах, на строительном рынке появились так называемые «коммерческие» СРО, которые легально и вполне законно занимаются раздачей свидетельств о допуске. Вероятнее всего, ситуацию будет не изменить до первого случая, когда такая СРО столкнется с необходимостью выплатить средства своего компенсационного фонда за действия строительной компании – члена СРО или когда пристальное внимание на нее обратит Ростехнадзор – единственный государственный орган, имеющий право контролировать деятельность СРО.
Еще один итог полугодия – в ближайшие месяцы мы не ожидаем появления множества новых СРО. В Петербурге и Ленинградской области практически все строительные организации, планирующие оставаться на рынке, уже вступили в СРО и получили свидетельства о допуске к работам, и основной пул саморегулируемых организаций сформировался. Однако есть и другие итоги – не все проходят испытание властью и деньгами. В случае со СРО – большими деньгами, ведь суммарно компенсационный фонд СРО области и города составляет порядка 3,8 млрд рублей. Поэтому уже есть конфликты, борьба за власть, размежевания, перерегистрации.
…к созданию системы саморегулирования
Важным итогом полугодия является завершение формирования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области понятной, стройной и, что очень важно, совместной системы саморегулирования, подобной которой нет в других регионах страны.
Система начала создаваться еще до появления ФЗ № 148 благодаря усилиям Президиума ССОО и лично А.И. Вахмистрова.
Могу констатировать, что к середине года у нас в двух регионах выстроены рабочие отношения СРО с властью, общественными организациями, проверяющими и регулирующими органами. Это позволяет выступать единым фронтом при решении наших общих задач.
Законодательный прессинг
А саморегулирование, едва зародившись, испытывает в настоящее время реальный законодательный прессинг: Госдума и Совет Федерации, несмотря на активное сопротивление СРО, ряда депутатов Государственной Думы и замечания, высказанные президентом РФ, одобрили законопроект № 52540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающийся деятельности саморегулируемых организаций. Одним пакетом, без обсуждения со строительным сообществом, были внесены изменения и в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С 1 июля вступил в силу Приказ Минрегиона № 624, по которому все СРО страны должны перевыдать львиную долю свидетельств о допусках к работам в соответствии с принятыми процедурами проверки строительных компаний. Июль еще не успел закончиться, а к Приказу № 624 уже обсуждаются поправки и дополнения.
Как итог, такие законодательные инициативы сплотили сообщество СРО, выявили лидеров и наполнили смыслом само слово «саморегулирование»: руководители и специалисты петербургских СРО и СРО Ленинградской области участвуют в коллективной разработке замечаний и дополнений, собираются на обсуждения, подготавливают письма в Министерство регионального развития Российской Федерации, Ростехнадзор, Государственную Думу, президенту РФ. К сожалению, голос наших СРО не был услышан в той степени, на которую мы рассчитывали.
Поэтому еще один итог полугодия, который вызывает опасения, – принятые по законопроекту № 252540-5 поправки не способствуют установлению партнерских отношений в сообществе СРО. Необходимо ответить на два вопроса: строители для СРО или СРО для строителей? Национальные объединения СРО для региональных СРО или региональные СРО для Национальных объединений? Пока не найдены однозначные ответы. Цели и задачи Национальных объединений и региональных СРО не сбалансированы.
Другие проблемы
По прошествии полугода возник вопрос о средствах компенсационного фонда СРО: в масштабах страны – это огромная сумма живых денег, выведенная из строительной отрасли и замороженная в банках. Строительные, изыскательские и проектные компании начинают таким образом поддерживать не строительную, а банковскую отрасль, финансовую систему страны. Необходимо найти способ вернуть эти деньги в реальный сектор экономики, и не только в строительство, но и в производство, которое связано со строительством. Строителям необходим диалог с банками и кредитными организациями.
Одним из итогов полугодия стало возникновение нового класса чиновников – «чиновников от общественности». Бюрократизм федеральных чиновников оказался ничем в сравнении с бюрократизмом и амбициями «чиновников от общественности». По всей вероятности, большая власть и большие деньги порождают проблемы менеджмента как в национальных объединениях, так и в крупных саморегулируемых организациях. Это мешает развиваться гармонично: разногласия есть и во всех нам известных национальных объединениях – между руководителями, во взаимоотношениях с региональными СРО, есть и административные проблемы.
На этом фоне недоумение региональных СРО оправдано: им пытаются отвести роль статистов. Региональные СРО, в которые входят сотни и тысячи строительных компаний, не могут согласиться с этой ролью. На мой взгляд, саморегулируемые организации, обладая реальными средствами и полномочиями, еще не оценили свои возможности. Если Национальные объединения СРО используют этот потенциал, то может быть создано мощнейшее лобби в сфере строительства для защиты интересов участников отрасли, которое будет иметь возможность решить все задачи более эффективно, быстро и профессионально.
рубрика:
Союз строительных объединений и организаций