«Строительный Еженедельник» публикует ответы на вопросы читателей нашей газеты

Нам предлагают рассчитаться за выполненные работы векселем. При этом есть компания, которая готова по истечении двух месяцев купить у нас этот вексель. Можно ли соглашаться на такой вариант оплаты?

Николай Вильчур, управляющий партнер ООО «Международная консалтинговая компания «Вильчур и партнеры»:
Предлагаемый вариант погашения задолженности порождает целую совокупность рисков. Вот лишь некоторые из них.
1. Вексель может быть неправильно оформлен, в результате чего вы не сможете предъявить его к платежу, а также перепродать. Это достаточно сложная по оформлению ценная бумага, и, если у вас нет соответствующих специалистов, такая проблема весьма вероятна.
2. То, что есть компания, готовая приобрести вексель, должно быть закреплено в отдельном договоре – договоре купли-продажи векселя, предварительном договоре купли-продажи и т. п. В противном случае, если компания откажется от приобретения, вам придется самостоятельно предъявлять вексель к платежу.
3. Возможна ситуация, при которой вы получите оплату за этот вексель, а через некоторое время он будет опротестован и вы, как индоссант (лицо, передавшее вексель по передаточной надписи), обязаны будете платить по нему. При этом основания получения вами векселя рассматриваться в данном процессе не будут, поскольку вексельное  обязательство является абстрактным.
В связи с этим рекомендуем отказаться от подобного варианта оплаты и вернуться к обсуждению исполнения первоначального обязательства.

Минрегионразвития РФ подготовило и внесло в правительство новые правила предоставления жилищно-коммунальных услуг. Цель нововведений – добиться от жителей многоквартирных и жилых домов установки приборов учета воды, газа и тепла. Чем это обернется для рядовых потребителей?

Александр Почуев, президент НП «Консалтум»:
Минрегионразвития РФ более полугода разрабатывало проект постановления правительства, который вводит новые «Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг». Потребителей ЖКУ с 1 января 2011 года будут стимулировать финансово: те потребители, у которых не установлены индивидуальные приборы учета, будут платить в два раза больше, а с 2012 года – в четыре раза.
В пункте 1 статьи 157 ЖК РФ регламентирован размер платы за коммунальные услуги, который рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Повышение тарифов оправдано, так как будут платить вдвойне только те потребители, которые отказываются устанавливать приборы учета, по которым можно будет четко определить объем использованной воды, газа и тепла и, следовательно, правильно рассчитывать платежи.
Данная норма сформулирована с общими принципами и основами права и справедливости. У потребителя возникает право выбора с 1 января 2011 года: установить приборы учета либо платить по двойному тарифу.
Этот шаг позволит государству перейти на уровень эффективного использования ресурсов.
Учитывая тот факт, что Российская Федерация переходит к рыночной экономике, необходимость экономии расходования ресурсов налицо.
В ФЗ № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов. В настоящее время приборы учета воды, газа и тепла должны быть установлены в обязательном порядке. В противном случае будут наложены санкции, в частности, оплата в двойном размере.
Стоит отметить, что Минрегионразвития намерено оснастить 100% домов приборами учета всех коммунальных ресурсов к 2020 году.

Можно ли заложить генподрядный процент в обычный подрядный договор между заказчиком и подрядчиком? Возможны ли другие варианты?

Мария Шмелева, бухгалтер-эксперт консалтинговой группы «О.С.В.»:
Для того чтобы заложить в обычный договор подряда «генподрядный процент», нужно, чтобы сам договор и стороны, его заключающие, удовлетворяли нескольким условиям:
1) функции заказчика и генподрядчика были реализуемы в рамках одного юридического лица;
2) сам договор подряда носил признаки договора на капитальное строительство;
3) включение генподрядного процента имело экономический смысл.
В простых договорах подряда инвестор, заказчик и генподрядчик – это, как правило, одно лицо. Генподрядный процент по сути своей является платой за посреднические услуги между заказчиком и субподрядчиком и должен отражать возможные риски невыполнения своих обязательств какой-либо из сторон по отношению друг к другу, поэтому в таких договорах смысл этого процента теряется. Более того, включение данного пункта в договор подряда может быть расценено как намеренное искажение налоговой базы по НДС и налогу на прибыль.
Более приемлемая форма для простого договора подряда – оговорить некую сумму, остающуюся в распоряжении заказчика после выполнения сторонами своих обязательств по договору. Можно предусмотреть в договоре условие возмещения расходов по ведению данного договора. Например, в организации заказчика на период действия договора приказом руководителя формируется некая рабочая группа (отдел), занимающаяся документальным сопровождением данного договора, материально-техническим снабжением и т. п. Документально подтвержденные расходы по такому отделу могут быть возмещены подрядчиком поэтапно или после закрытия договора в целом.
рубрика: Правила игры
Поделиться: