Шум в большом городе
Более чем две трети петербуржцев живет в районах, где шум превышает норму. Таковы данные, полученные при составлении электронной карты шума Петербурга. О том, какие это может иметь последствия для жизни горожан и какие меры нужно предпринять, чтобы сделать наш город комфортным для проживания, рассказывает первый вице-президент Восточно-Европейской ассоциации акустики Андрей Ахматов.
– Андрей Андреевич, а почему так опасен для здоровья человека шум?
– Повышенный уровень шума может быть причиной многих заболеваний – вызывать головные боли, вегетососудистую дистонию, быть причиной возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Ведь люди, которые живут в постоянном шуме, даже не замечают, как он днем и ночью разрушает их нервную систему – человек круглые сути находится в постоянном стрессовом состоянии. По некоторым данным, постоянная акустическая атака и вызванный ею шумовой синдром сокращают жизнь жителей мегаполисов на 8-12 лет. В России допустимый по санитарным нормам уровень шума в дневное время составляет 55 децибел А (чуть громче ливня, но тише, чем спокойный разговор), в ночное – 45 децибел А. Однако в эти пределы укладывается только 34,3 процента территории Петербурга. И для нас, как и для других мегаполисов, сейчас одна из важнейших проблем – это отсутствие пригодной для жилья окружающей среды, особенно в центральных районах города, а также в районах, прилегающих к большим транспортным потокам. Это вообще мировая проблема.
– Как можно защититься от шума?
– Для этого человечество придумало массу способов. Начиная от специальных дорожных покрытий, снижающих шум автотранспорта, и заканчивая использованием нанотехнологий для уменьшения звукового излучения материалов. В городах основные способы защиты от шума – специальное остекление фасадов домов и акустические экраны вдоль дорог с интенсивным движением. В Петербурге, кстати, уже установлено более 20 километров акустических экранов на крупных развязках и вдоль КАД. Но эффективность их вызывает вопросы, потому что проектировщики довольно часто устанавливают защитные экраны не той высоты либо так, что они не выполняют предназначенных им функций. Например, в Сестрорецке на повороте с Приморского шоссе на виадук вплотную к трассе стоят высотные дома. И защищают их от шума транспорта защитные экраны. Однако простейшие расчеты показывают, что они установлены неправильно, так как защищают от шума только жильцов нижних этажей, а выше четвертого этажа защитный экран уже не работает. Кроме того, шумовые экраны подавляют только широкие частоты. С низкими частотами, которые возникают при прохождении грузового транспорта, они определенно не справляются.
Складывается впечатление, что проектировщики закладывают в проекты не реальные данные, а те цифры, которые находят в рекламных буклетах. В итоге – экраны стоят, но не работают. И стоит только открыть окно, чтобы проветрить помещения, как в квартиру тут же врывается весь спектр шума оживленной транспортной магистрали.
– Зачем окно-то открывать? Ведь в домах, которые находятся рядом с такими магистралями, предусмотрена установка стеклопакетов с вентиляцией.
– Физика вещь упрямая – если вы с помощью вентиляции запускаете в помещение воздух, то запускаете и фон. Что же касается шумозащитных свойств стеклопакетов, то я так полагаю, что разработчики, не интересуясь физикой процесса, просто включили в свои расчеты данные, которые предоставили им производители этой продукции. Ведь если следовать логике разработчиков, то жители домов, прилегающих к таким автотрассам, должны сидеть дома за плотно закрытыми окнами и ни в коем случае не открывать их ни зимой, ни летом. А такого просто не может быть! В СНиП, кстати, есть четкое указание: если понизить уровень шума в помещении за счет шумозащитных окон не удается, то разработчики должны обеспечить такие дома кондиционерами. Вы когда-нибудь это видели? Вот и я не верю в это прекрасное будущее.
– Так что же делать?
– Самый кардинальный способ – это категорически запретить проектирование высоконагруженных транспортных магистралей через город. Во всех цивилизованных европейских городах, кстати, именно так и поступают. Однако если некуда деваться и очень нужно построить трассу именно в городе, то в этом случае возле нее, на мой взгляд, необходимо возводить достаточно высокие здания, которые выполнят роль защитных экранов. В них могут, кстати, разместиться паркинги, там же могут быть расположены и логистические центры и складские помещения.
– Андрей Андреевич, как вы считаете, почему в нашем городе до сих пор нет должности главного акустика города?
– Мы уже давно ставим вопрос о том, что в Петербурге необходимо ввести такую должность. Нашему городу нужна четко выработанная система защиты жилых районов от шумов. Пока же этой проблемой всерьез никто не занимается – у нас и на улицах, и в квартирах будет сплошной шум.
– Андрей Андреевич, а почему так опасен для здоровья человека шум?
– Повышенный уровень шума может быть причиной многих заболеваний – вызывать головные боли, вегетососудистую дистонию, быть причиной возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Ведь люди, которые живут в постоянном шуме, даже не замечают, как он днем и ночью разрушает их нервную систему – человек круглые сути находится в постоянном стрессовом состоянии. По некоторым данным, постоянная акустическая атака и вызванный ею шумовой синдром сокращают жизнь жителей мегаполисов на 8-12 лет. В России допустимый по санитарным нормам уровень шума в дневное время составляет 55 децибел А (чуть громче ливня, но тише, чем спокойный разговор), в ночное – 45 децибел А. Однако в эти пределы укладывается только 34,3 процента территории Петербурга. И для нас, как и для других мегаполисов, сейчас одна из важнейших проблем – это отсутствие пригодной для жилья окружающей среды, особенно в центральных районах города, а также в районах, прилегающих к большим транспортным потокам. Это вообще мировая проблема.
– Как можно защититься от шума?
– Для этого человечество придумало массу способов. Начиная от специальных дорожных покрытий, снижающих шум автотранспорта, и заканчивая использованием нанотехнологий для уменьшения звукового излучения материалов. В городах основные способы защиты от шума – специальное остекление фасадов домов и акустические экраны вдоль дорог с интенсивным движением. В Петербурге, кстати, уже установлено более 20 километров акустических экранов на крупных развязках и вдоль КАД. Но эффективность их вызывает вопросы, потому что проектировщики довольно часто устанавливают защитные экраны не той высоты либо так, что они не выполняют предназначенных им функций. Например, в Сестрорецке на повороте с Приморского шоссе на виадук вплотную к трассе стоят высотные дома. И защищают их от шума транспорта защитные экраны. Однако простейшие расчеты показывают, что они установлены неправильно, так как защищают от шума только жильцов нижних этажей, а выше четвертого этажа защитный экран уже не работает. Кроме того, шумовые экраны подавляют только широкие частоты. С низкими частотами, которые возникают при прохождении грузового транспорта, они определенно не справляются.
Складывается впечатление, что проектировщики закладывают в проекты не реальные данные, а те цифры, которые находят в рекламных буклетах. В итоге – экраны стоят, но не работают. И стоит только открыть окно, чтобы проветрить помещения, как в квартиру тут же врывается весь спектр шума оживленной транспортной магистрали.
– Зачем окно-то открывать? Ведь в домах, которые находятся рядом с такими магистралями, предусмотрена установка стеклопакетов с вентиляцией.
– Физика вещь упрямая – если вы с помощью вентиляции запускаете в помещение воздух, то запускаете и фон. Что же касается шумозащитных свойств стеклопакетов, то я так полагаю, что разработчики, не интересуясь физикой процесса, просто включили в свои расчеты данные, которые предоставили им производители этой продукции. Ведь если следовать логике разработчиков, то жители домов, прилегающих к таким автотрассам, должны сидеть дома за плотно закрытыми окнами и ни в коем случае не открывать их ни зимой, ни летом. А такого просто не может быть! В СНиП, кстати, есть четкое указание: если понизить уровень шума в помещении за счет шумозащитных окон не удается, то разработчики должны обеспечить такие дома кондиционерами. Вы когда-нибудь это видели? Вот и я не верю в это прекрасное будущее.
– Так что же делать?
– Самый кардинальный способ – это категорически запретить проектирование высоконагруженных транспортных магистралей через город. Во всех цивилизованных европейских городах, кстати, именно так и поступают. Однако если некуда деваться и очень нужно построить трассу именно в городе, то в этом случае возле нее, на мой взгляд, необходимо возводить достаточно высокие здания, которые выполнят роль защитных экранов. В них могут, кстати, разместиться паркинги, там же могут быть расположены и логистические центры и складские помещения.
– Андрей Андреевич, как вы считаете, почему в нашем городе до сих пор нет должности главного акустика города?
– Мы уже давно ставим вопрос о том, что в Петербурге необходимо ввести такую должность. Нашему городу нужна четко выработанная система защиты жилых районов от шумов. Пока же этой проблемой всерьез никто не занимается – у нас и на улицах, и в квартирах будет сплошной шум.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Светлана Смирнова