Складское планирование

Транспортно-логистическая система Ленобласти обеспечивает как внутри-, так и межрегиональные связи. По мнению экспертов, в посткризисное время регион особенно нуждается в планировании и четкой организации логистической сферы и транспортной инфраструктуры.

Без дефицита

В докризисный период 2006-2008 годов в Ленинградской области случилось складское перепроизводство, в основном в сегменте площадей класса А. В итоге во время кризиса оставались незаполненными до 80% элитных складов. Впрочем, в целом перенасыщенность Ленобласти складскими площадями, если сложить все сегменты, будет порядка 30%. Поэтому, по мнению экспертов, о возможном дефиците и повышении ставок аренды можно забыть на ближайшие 2-3 года.
В Ленинградской области наибольшая активность предложений производственно-складской недвижимости наблюдается во Всеволожском, Гатчинском, Ломоносовском и Тосненском районах. На сегодняшний момент значительные объемы складской недвижимости области концентрируется вокруг КАД (районы Уткиной заводи, Шушар). В докризисное время склады активно строились вдоль Московского шоссе.
По словам Веры Бойковой, руководителя отдела по работе с клиентами Astera, ситуация на рынке складов постепенно стабилизируется после «провала» 2009 года. В первую очередь это касается объектов, расположенных на границе с Петербургом. Так, из расположенных в Шушарах складских центров класса А логистический комплекс «Мегалоджикс» заполнен на 75% с учетом последней сделки (ЗАО «Дикси-Петербург» арендовало 34 тыс. кв. м), комплекс AKM Logistics заполнен примерно на 50%, терминал «Евросиб» демонстрирует 100-процентную заполняемость.
«Класс В трудно оценить комплексно: площади небольшие, склады сдаются, как правило, целиком, – говорит Вера Бойкова. – Класс А будет медленно заполняться, новые склады пока не строятся, новые очереди существующих логистических комплексов заморожены до момента заполнения первых очередей».
По словам эксперта, в 2010 году ставки стабилизировались и предпосылок для их роста нет. Средняя цена аренды составляет от 350 до 375 рублей за квадратный метр в месяц, включая НДС.

Портовые перспективы

Центрами концентрации логистических комплексов помимо зон, граничащих с Петербургом, являются порты Ленинградской области. В планах правительства региона – развивать их инфраструктуру.
В прошлом году в Ленинградской области разработана Стратегия развития транспорта региона до 2030 года, а также Долгосрочная целевая программа развития транспорта и транспортной инфраструктуры Ленинградской области на период до 2015 года.
Администрация области окажет содействие ОАО «Морской торговый порт Приморск» в разработке схемы территориального планирования порта и прилегающих территорий.
Порт планирует наращивать мощности до 120 млн тонн грузов в год за счет развития двух районов – Ермиловского и Высокинского. В перспективе планируется перевалка не только нефти, но и продуктов нефтехимии, контейнерных, генеральных грузов.
На распределительно-перевалочном комплексе «Высоцк «Лукойл-II» будет строиться четвертая очередь терминала с увеличением мощности до 16 млн тонн.
В ближайшем будущем владелец порта Высоцкий – ОАО «РОСА Холдинг» – намерен перепрофилировать его из угольного в универсальный.
Предполагается также реконструкция порта Выборг. Стратегия развития, разработанная владельцем – группой «Осло Марин», – предусматривает перегрузку накатной техники, обслуживание контейнерных перевозок, существенное увеличение пропускной способности портового комплекса.
Самым масштабным инфраструктурным проектом в регионе является строительство многофункционального порта в Усть-Луге. Оно осуществляется в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России» на основе государственно-частного партнерства. Генеральный план порта предусматривает создание 16 перегрузочных комплексов суммарным оборотом 120,6 млн тонн грузов в год. Шесть специализированных перегрузочных комплексов, в том числе паромный, уже работают.
В Усть-Луге создаются интермодальный транспортный узел, промышленные, логистические, рекреационные кластеры. Предполагается также создание новых портовых комплексов вблизи порта Усть-Луга: в устье реки Луги (ООО «Перегрузочный пункт»), в Вистино (ООО «Терминал Новая Гавань», ООО «Северо-Западный альянс»), в Горках (ОАО «Аврора», ЗАО «Северо-Западный морской порт»).

Компании строят склады

Ряд компаний заявили о планах строительства логистических центров на территории региона. Новый производственно-складской комплекс планируется построить на территории промышленной зоны ООО «Северо-Западный Технопарк – Колпино» в поселке Тельмана Тосненского района. Строительство производственных и складских помещений компания ООО «ДиКом» планирует осуществлять на участке 8,7 га. Площадь перспективной застройки – 43 тыс. кв. м. Строительство будет вестись поэтапно и продлится около 4 лет. Общая стоимость проекта составит 600 млн рублей.
ОАО «Российские железные дороги» прорабатывает проект по созданию «сухого порта» в Ленинградской области в районе станции Шушары.
ЗАО «Строительный трест» начал реализацию логистического проекта во Всеволожском районе Ленобласти, близ трассы КАД. На территории около 2 га предполагается возвести теплый и холодный склады для коммерческого использования. Участок находится рядом с промышленным комплексом «Ржевка», который возведен компанией на территории 5 га по адресу: Рябовское шоссе, 120 (Красногвардейский район Петербурга).
До конца 2010 года планируется достроить индустриально-логистический парк «Горелово» – крупный инвестиционный проект ЮИТ по размещению группы промышленных предприятий, расположенный на территории Ленинградской области, вблизи международного аэропорта Пулково и Морского порта. Участок площадью 96 га разделен на две функциональные зоны: зону логистики и зону производства, которые, в свою очередь, разделены на гринстейты – земельные участки разной площади с полной инженерной подготовкой под строительство и коммуникациями.
В рамках реализации проекта происходит поэтапный ввод отдельных объектов. В настоящее время сданы в эксплуатацию высококлассный логистический центр «Гориго», производственные площади для датской компании Viking Life Saving Equipment. Для финской компании Atria были возведены логистический центр и завод мясных изделий. До конца 2010 года будет завершено строительство производственных помещений для финской компании Dermosil. В целом на сегодняшний день застроено около 50% от общей площади. По оценкам ЮИТ, общая стоимость развития индустриально-логистического парка составляет около 420 млн EUR.
рубрика: Логистика
автор: Ольга Фельдман
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.