LENEDU подводит итоги

В октябре текущего года завершит свою работу международный образовательный проект LENEDU, который реализуется на территории Ленинградской области и направлен на развитие системы дополнительного профессионального образования в области строительства и ЖКХ. Участники заседания круглого стола, посвященного развитию LENEDU, подвели промежуточные итоги проекта и говорили о проблемах, связанных с адаптацией зарубежных образовательных программ к российским условиям.

Дарья Литвинова, главный редактор газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область», модератор
Матти Вяятяйнен, исполнительный директор Фонда развития строительства и ЖКХ Edustroi Finland Oy (Финляндия)
Григорий Дементьев, региональный представитель Фонда развития строительства и ЖКХ Edustroi Finland Oy
Пертти Кокки, специалист в области профессионального образования Фонда развития строительства и ЖКХ Edustroi Finland Oy (Фин­ляндия)
Владимир Кобзаренко, директор СРО НП «Строители Ленинградской области»
Юрий Панибратов, д.э.н., профессор, президент Федерации образования строителей
Олег Смольников, генеральный директор компании DSR Group
Тимофей Котов, специалист сектора проф­обра­зования и проф­ориен­тации Комитета по труду и занятости Ленинградской области
Георгий Ярута, руководитель проекта LENEDU

В рамках XX Международной строительной выставки «Интерстройэкспо» и Конгресса по строительству 10 апреля 2014 года состоялось заседание круглого стола «Проблемные вопросы создания учебных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих профессий в рамках международного проекта LENEDU».
Мероприятие прошло при поддержке НП «Строители Ленинградской области», НП «Федерация образования строителей», НП «Международный альянс профессионального образования», Edustroi Finland Oy.

Сотрудничество продолжается

Основной темой заседания круглого стола стал вопрос гармонизации международных учебных программ и отечественных образовательных стандартов, а также обеспечение соответствия зарубежных образовательных программ потребностям российского рынка труда и развитию строительной отрасли в целом.
Матти Вяятяйнен, исполнительный директор Edustroi Finland Oy (Финляндия), рассказал собравшимся о развитии международного проекта LENEDU, который должен завершиться в конце октябре текущего года, и презентовал программу европейского приграничного сотрудничества ЕИСП ПС на 2014-2020 годы, обрисовав возможности использования этой программы на территории Петербурга и Ленинградской области.
По словам Матти Вяятяйнена, весьма вероятно, что в рамках новой программы сотрудничество в сфере образования между Россией и Финляндией будет продолжено, поскольку именно это направление является одним из главных. «К лету этого года совместной российско-финской рабочей группой будут утверждены направления сотрудничества, но мы знаем, что образовательные программы в области строительства будут включены в этот перечень. Содержание новой программы будет во многом базироваться на том положительном опыте, который уже накоплен в ходе реализации проекта LENEDU. Одним из главных направлений нашей работы является создание учебных материалов, которые помогут специалис­там повысить профессиональную квалификацию».

Обмен опытом

По мнению Григория Дементьева, регио­нального представителя Фонда развития строительства и ЖКХ Edustroi Finland Oy, внедрение международных образовательных программ вовсе не означает простую передачу информации от одной стороны к другой. «Россия имеет большой опыт в построении системы профессионального образования. Нам нужна не европейская или какая-либо иная система, а своя, национальная, учитывающая российские конкурентные преимущества. Вместе с тем необходимо привлекать иностранных экспертов, анализировать их опыт. Ведь экономика европейских стран, в том числе и Финляндии, сегодня сосредоточена на развитии высоких технологий, а это именно тот продукт, который России сейчас необходим», – отметил эксперт.
Григорий Дементьев рассказал об учебно-методическом комплексе «Плотник», которая является результатом совместной работы финских и российских специалистов, и отметил ряд предпосылок создания этой программы: «Сегодня правительством Российской Федерации перед строительной отраслью поставлена достаточно сложная задача по развитию индустрии домостроения. К 2020 году в стране должно вводиться порядка 140 млн кв. м жилья ежегодно, то есть 1 кв. м на человека. Понятно, что существующие сегодня мощности такой объем ввода жилья обеспечить не могут. Причем наибольшие опасения вызывает дефицит кадрового потенциала, который присутствует в отрасли. Эксперты говорят о том, что производительность труда российского строителя в четыре раза ниже, чем финского, и в семь раз ниже, чем в США. Тем не менее у России существует огромный потенциал для повышения эффективности производства. Достичь требуемого объема ввода жилья возможно, однако для этого необходимо изменить структуру жилищного строительства. Скорее всего, малоэтажное и среднеэтажное домострое­ние, в том числе деревянное, будет развиваться наиболее активно. А здесь наиболее востребованной специальностью является именно плотник. Кроме того, в Ленинградской области малоэтажное строительство развивается достаточно активно, что тоже явилось предпосылкой разработки этой программы».
По мнению Григория Дементьева, немаловажным фактором также является общая глобализация экономических процессов и вступление России в ВТО. Это сказывается на том, что все больше в строительной отрасли начинают внед­рять новые технологии, и это необходимо учитывать также в профессиональном и дополнительном профессиональном образовании, то есть необходимо учить специалистов использовать новые технологии, инструменты и материалы. Кроме того, сейчас активно развиваются новые формы международного сотрудничества (не только в рамках конкретных проектов). «Проект может стать стимулом такого сотрудничества, но он имеет начало и конец, – считает Григорий Дементьев. – Речь идет о сотрудничестве как постоянном процессе и построении новых форм взаимодействия. Например, в Вологодской области сейчас создается международный кластер деревянного домостроения с участием финских и российских строительных компаний, производителей стройматериалов, учебных заведений».
Программа «Плотник» разбита на шесть подпрограмм (одну общую часть и пять модульных): «Опалубочные работы», «Каркасные работы», «Строительство из бруса», «Установка внутренних перегородок, дверей, окон», «Отделка деревом» и «Ремонтные работы». После каждой из частей предусматривается прохождение демонстрационного экзамена. Учебно-методический комплекс предполагает использование в обучении дистанционных технологий, в том числе мультимедийных материалов, которые могут быть использованы для самостоятельного обучения.
Как отметил руководитель группы разработчиков программы «Плотник» с российской стороны Олег Смольников, в состав экспертной группы входили 12 финских и российских специалистов.
«При создании этой программы были учтены опыт и мнение строительного бизнес-сообщества, – рассказал Олег Смольников. – Было организовано несколько рабочих поездок на предприя­тия и объекты строительства, где реализуются непосредственно работы, проведено несколько встреч со строителями и руководителями строительных компаний. Большое участие в создании учебно-методического комплекса приняли финские производители домокомплектов и специалисты российской Ассоциации деревянного домостроения, в которую входят порядка 150 компаний. Отдельную благодарность хочется выразить финским образовательным организациям за предоставленные и использованные в создании программы учебные материалы. Ряд экспертов занимался работой по структуризации учебных материалов. Также в разработке принимали участие четыре художника и специалиста по визуализации. В программе представлено более 700 оригинальных рисунков и чертежей. Они дают наглядное представление о том, как правильно держать инструмент, какие технологические приемы использовать. Над проектом работали профессиональные технические эксперты-переводчики. Большое спасибо всем за конструктивную работу».
Пертти Кокки, специалист в области профессионального образования Фонда развития строительства и ЖКХ Edustroi Finland Oy (Финляндия), рассказал о курсах повышения квалификации для прорабов, производителей работ и мастеров. Эти программы официально утверждены Управлением образования Финляндии. По окончании этих курсов обучающиеся получают диплом, который может быть предъявлен и имеет вес в странах Евросоюза. Сейчас ведется работа по подготовке учебных материалов для российских специа­листов. «Мы работаем в тесном взаимодействии с российскими коллегами, чтобы адаптировать программы повышения квалификации к местным условиям, – отметил Пертти Кокки. – И очень заинтересованы в том, чтобы выяснить, насколько востребованы и применимы наши образовательные программы на северо-западе России».

Трудности перевода

После презентаций программ участники заседания круглого стола приступили к обсуждению возможностей и эффективности их применения в российских условиях. Так, по словам Юрия Панибратова, д.э.н., профессора, президента Федерации образования строителей, финские образовательные программы вызывают немалый интерес у российского строительного сообщества, однако в процессе их адаптации к нашим условиям возникает ряд проблем.
«Для нас очень актуален процесс подготовки мастеров и производителей работ, – отметил Юрий Панибратов. – Руководители строительных компаний высказывают упрек профильным российским университетам, что теория, мол, у вас хороша, а нам нужны прорабы, начальники участков. В таких специалистах ощущается острый дефицит. Кроме того, мы ощущаем потребность в недостатке новых учебников и современных методических материалов для подготовки специалистов по таким программам. В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете есть институт повышения квалификации, и мы очень заинтересованы в двустороннем сотрудничестве с финскими коллегами».
Григорий Дементьев отметил, что сегодня ведется активная работа по подготовке и переводу учебных материалов. Из шести программ, которые были презентованы на заседании, три уже полностью переведены и имеют соответствующие методические материалы. Остальные три должны быть разработаны до конца текущего года.
Павел Сажин, проектор по учебной и научной работе Межотраслевого института подготовки кадров и информации, генеральный директор НП «Международный альянс профессионального образования», обратил внимание финских коллег, что большая часть рабочих на российских стройках – мигранты, в связи с чем возникает вопрос, на кого рассчитаны эти программы.
«Я глубоко убежден, что в любой стране ставку необходимо делать на своих специалистов, однако система подготовки профессионалов, вне зависимости от их национальности, должна создаваться по определенным требованиям, – прокомментировал Георгий Дементьев. – Безусловно, со специалистами, которые испытывают трудности с русским языком, должна быть проведена основательная подготовительная работа и увеличена длительность обучения. Для этой категории обучающихся составляется индивидуальный учебный план».
Разработчикам программ также был задан вопрос, где и кем будет проводиться обучение рабочих – в России или в Финляндии.
«Обучение рабочих будет проводиться в России, – рассказал Григорий Дементьев. – Причем практическая часть обучения будет проведена прямо на объектах и рабочих местах, а теоретическая – на базе учебных заведений. На первом этапе преподать будут иностранные коллеги, но я очень надеюсь, что в процессе пилотного обучения удастся подключить и российских преподавателей, что даст возможность подготовить свои педагогические кадры. Я обращаюсь к нашим учебным заведениям с просьбой подключить к пилотному обучению своих экспертов и преподавателей».
«Подготовка инструктора, наставника, мастера – сегодня самая острая проблема, – считает Юрий Панибратов. – У него должны быть золотые руки и золотое сердце для того, чтобы подготовить профессионалов высокого класса. Мы должны вместе с финскими коллегами искать пути для того, чтобы готовить таких инструкторов, прежде чем набирать желающих пройти курсы, ведь на выходе результат главным образом зависит от преподавателя». Юрий Пани­братов призвал собравшихся переходить от слов к делу: «Работодатели ждут, когда мы подготовим прорабов и мастеров, а мы пока в этом продвигаемся слишком медленно».
«Я полностью согласен с российскими коллегами, – прокомментировал Пертти Кокки. – Работу в первую очередь нужно начинать с подготовки наставников, инструкторов, прорабов в образовательных учреждениях и предприятиях. Для этого у нас есть действенный инструмент – программа LENEDU, она будет продолжаться».

Возможности DigiRatu

Одной из тем заседания круглого стола также стало обсуждение возможности применения материалов электронной операционной системы DigiRatu в системе профессионального образования Ленинградской области (ОС DigiRatu).
Тимо Пяссиля, директор по развитию Digi Robot Finland (Финляндия), продемонстрировал участникам заседания возможности операционной системы. «Это новое учебное пособие, которое может быть использовано как в учебном заведении, так и непосредственно на стройке, – рассказал Тимо Пяссиля. – Система DigiRatu работает через Интернет и может быть установлена на любом портативном компьютере. Она работает на четырех языках (английском, русском, финском и эстонском) и содержит в себе порядка 1800 описаний различных рабочих технологий с демонстрационными видеороликами. Кроме того, DigiRatu содержит инструменты, позволяющие рассчитывать трудозатраты и расход материалов. Система постоянно обновляется и дополняется новыми материалами. Для начала работы необходимо только иметь флешку с материалами DigiRatu».
Подводя итоги мероприятия, Матти Вяятяйнен поблагодарил российских коллег за критику по подготовке образовательных программ, высказанную в ходе заседания круглого стола, пообещав учесть все замечания в последующей работе. Господин Вяятяйнен также выразил надежду, что совместная работа российских и финских специалистов и в дальнейшем будет служить улучшению качества и востребованности образовательных программ. «Уверен, что проект LENEDU даст конкретные положительные результаты», – сказал он.
Несмотря на проблемы, связанные с гармонизацией обучающих систем, эксперты сошлись во мнении о том, что профессио­нальная подготовка квалифицированных кадров – ключевая задача для решения вопросов повышения качества и безопасности строительства. В ходе реализации проекта LENEDU уже достигнуты конкретные результаты сотрудничества, позволяю­щие эффективно использовать опыт двух стран в системе дополнительного профессионального образования в области строительства и ЖКХ.

Справка:

LENEDU – это международный образовательный проект, который реализуется на территории Ленинградской области и направлен на развитие системы дополнительного профессионального образования в области строительства и ЖКХ.
Среди основных целей LENEDU – создание учебных планов и проведение пилотных программ повышения квалификации как рабочих, так и инженерно-технического состава строительных компаний.
С российской стороны в проекте LENEDU участвуют НП СРО «Строители Ленин­градской области», Федерация образования строителей, НП «Между­народный альянс профессионального образования» (МАПО). Со стороны Финляндии – Фонд развития строительства и ЖКХ Finedu Finland, учебный центр при Союзе строительной промышленности Финляндии Rateko, учебный центр Киинко. Кроме того, у проекта также есть десятки ассоциированных партнеров как с российской, так и с финской стороны.
Проект финансируется за счет Европейского союза, России и Финляндии. Кроме того, предусмотрено денежное участие партнеров в размере 30% от общих затрат.

рубрика: Образование
автор: Дарья Литвинова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.