Алексей Кайдалов: «Атомная станция – идеальное сочетание науки и экономики»

Ленинградская атомная электростанция – 2, Юго-Западная ТЭЦ, Балтийская АЭС – все эти стратегически важные объекты энергетики Северо-Западного региона проектировал Санкт-Петербургский институт «Атомэнергопроект», который два года назад стал инжиниринговой компанией. Всего в активе организации участие в создании 118 электростанций, в том числе 19 атомных. О современных принципах проектирования энергообъектов мы беседуем с директором ОАО «СПбАЭП» Алексеем Кайдаловым.

– Санкт-Петербургский институт «Атомэнергопроект» проектирует и строит современные атомные станции «под ключ». Что означает сочетание «современная атомная станция»?
– С 2008 года наш институт был преобразован в инжиниринговую компанию, которая стала заниматься сооружением атомных электростанций «под ключ». В мировой практике такая модель называется EPCM (Engineering Procurement Construction Management) и подразумевает целый комплекс задач: выбор места под размещение АЭС, обоснование инвестиций, изыскательские работы, проектирование, лицензирование, получение разрешений на размещение станции и ее строительство, поставку оборудования, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, сдачу объекта в эксплуатацию. Пока по такому принципу мы строим ЛАЭС-2. Но у нас есть планы перенести эту практику и на другие объекты. Современная атомная станция, на мой взгляд, должна гарантировать безопасное и надежное энергоснабжение и быть экономически выгодным объектом. Чем дальше развивается атомная отрасль, тем выше требования к безопасности станций. Существуют международные организации – МАГАТЭ, ВАО АЭС, – следящие за этим. Есть специальные национальные надзоры, например, в России – Ростехнадзор. Разнообразные «зеленые» движения принимают активное участие в разработке рекомендаций, нормативов, правил, по которым живет атомная отрасль. Общественность очень внимательно следит за безопасностью атомной энергетики. Рынок диктует свои условия. Деньги, вложенные в проектирование и строительство атомных станций, должны возвращаться, а окупаемость энергообъекта всегда рассчитывается в проекте. Мы все оцениваем и утверждаем. В этом и заключается проектирование современных атомных станций.

– На какой стадии сейчас находятся сооружение ЛАЭС-2?
– Строительство ЛАЭС-2 идет очень активно. По первому энергоблоку, например, мы приближаемся к «нулевой» отметке с учетом того, что основание фундаментных плит залегает на глубине 8-13 метров. Мы практически преодолели большой этап общестроительных работ и ведем сейчас совмещенный монтаж оборудования в тех зданиях и помещениях, которые требуют такого монтажа. Мы завершаем сооружение первой градирни. В быстром темпе идет строительство и второго энергоблока ЛАЭС-2.

– В чем уникальность станции?
– Вы подобрали верное слово. ЛАЭС-2, действительно, уникальный объект. Первые два энергоблока станции – это головные блоки проекта «АЭС-2006», который ученые называют эволюционным. Многолетний опыт проектирования, строительства и эксплуатации действующих АЭС с реактором типа ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор) отражены в этом типе реактора. Это энергоблоки Нововоронежской, Запорожской, Ровенской, Хмельницкой, Южно-Украинской АЭС, на Северо-Западе России это Кольская АЭС и другие. Последняя из пущенных на сегодня АЭС с таким типом реакторов в мире – это двухблочная Тяньваньская АЭС в Китае, построенная по проекту СПбАЭП в 2007 году. Весь опыт, накопленный при этом, реализуется нами в проекте ЛАЭС-2. В чем принципиальное отличие проекта «АЭС-2006»? Это повышение установленной мощности энергоблока, для ЛАЭС-2 – до 1198,8 мегаватт. Это увеличение КПД и, соответственно, выработки электроэнергии. Это сочетание активных и пассивных систем безопасности, которые эффективно дополняют друг друга, реализуя в проекте принципы разнообразия и резервирования. Тем самым человеческий фактор сведен к минимуму. «АЭС-2006» – это инновационный проект, а значит, он предполагает постоянное совершенствование решений, например, в пунктах уменьшения затрат и сокращения времени строительства станции. Станция проекта «АЭС-2006» рассчитана на 50 лет бесперебойной и безопасной работы, а при проведении комплекса восстановительных мероприятий по корпусу реактора и другому оборудованию срок службы станции возможно продлить и до 80 лет.

– Что станет с ныне действующей атомной станцией после введения в эксплуатацию ЛАЭС-2?
– Действующая станция будет постепенно выводиться из эксплуатации. По существующим нормам, проект вывода разрабатывается за 5 лет до окончания срока службы энергоблока. Вывод первого блока ЛАЭС намечен на 2018 год.

– Над каким еще проектом кроме ЛАЭС-2 работает Атомэнергопроект в Северо-Западном регионе, и в частности в Петербурге и Ленобласти?
– В Северо-Западном регионе мы также проектируем Балтийскую АЭС – аналог ЛАЭС-2. С конца февраля 2010 года ее сооружение ведется в Неманском районе Калининградской области. Все работы ведутся строго по плану. Первый энергоблок предполагается сдать в 2016 году, второй – в 2018-м. Также на Северо-Западе мы работаем над продлением сроков эксплуатации Ленинградской и Кольской АЭС. Есть у нас и особо важный проект для развития энергетики Санкт-Петербурга – это Юго-Западная ТЭЦ, где мы выступаем генеральным проектировщиком. Первая очередь станции заработает уже в конце этого года.

– История Санкт-Петербургского института «Атомэнергопроект» насчитывает 80 лет. Компания проектировала в советское время, действует и сейчас. Изменились ли принципы работы у института с того времени?
– Принципы вряд ли изменились. И тогда, и сейчас мы проектируем качественно и надежно, чтобы энергетические объекты работали десятилетиями. Существенно изменилась технология, которую мы используем. Сегодня мы проектируем в 3D – то есть в объеме и пространстве. Программа трехмерной графики позволяет выполнять модель станции практически как архитектурную модель: с оборудованием, расстановкой объектов. А на основании этой модели можно уже выпускать рабочую документацию. Сегодня мы взаимодействуем со специальными организациями и имеем технологию уже 4D-проектирования, когда у нас есть временная шкала и когда наш проект сооружается в определенном графике.

– Наука не стоит на месте. Постоянно совершаются какие-то открытия, которые переворачивают ученый мир. Скажите, как сосуществуют чистая наука и экономика, которая требует от ученых решения конкретных проблем?
– Чистая наука – это не про нас. Наш департамент науки – это все-таки практики, которые занимаются прикладными решениями. И в этом случае наука хорошо взаимодействует с экономикой, что дает возможность последней использовать в своем арсенале самые эффективные достижения. Мне кажется, что сосуществование науки и экономики мирное, если от ученых иногда требуется решение каких-то конкретных проблем. В этом плане Атомэнергопроект не стоит на месте, а постоянно развивается. С 1929 года мы проектировали угольные станции, потом газовые теплоцентрали, затем стали укрощать и атомную энергию. В этой отрасли мы сделали эволюционные скачки – с реакторов РБМК к реакторам ВВЭР и к реакторам на быстрых нейтронах (БН). И если наукой будет предложена следующая ступень энергетического развития, то мы и ее освоим. Наши проекты соединяют в себе достижения других людей – физиков, конструкторов, – в этом плане такая модель сосуществования науки и экономики идеальна.
рубрика: Инфраструктура
автор: Лидия Горборукова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.