Коммунальными сетями займется ФАС
В Управление Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области поступает все больше заявлений от жителей, которые жалуются на отказы в подключении новых домов к энергосетям. Сама ФАС разрабатывает проект правительственного постановления о недискриминационном доступе к сетям.
Областное управление ФАС получает тысячи обращений от индивидуальных застройщиков, которым энергетики отказывают в возможности подключиться к электросетям. Число этих заявлений растет, поскольку регион выходит из кризиса, сообщил руководитель управления Вадим Владимиров. Сетевое хозяйство не успевает удовлетворять запросы населения. «Сети в области запущены. Достаточно сложно поддерживать их в хорошем состоянии», – сказал руководитель областного управления.
Разумеется, в ряде случаев застройщики бывают неправы. Вопреки правилам, предписывающим предоставить весь положенный комплект бумаг, владельцы недвижимости и предприниматели готовят лишь часть необходимых документов, но, получив отказ, засыпают контрольные службы жалобами.
Не относится к проблемам антимонопольного ведомства и ситуация с бесплатными участками, которыми в Ленобласти наделяются индивидуальные застройщики. Часто к таким участкам не подведены коммуникации, но это – проблема местных властей. Тем не менее областная структура ФАС вынуждена будет заняться бесплатной землей, лишенной всяких сетей. «Потому что этим кто-то должен заниматься, – сказал Вадим Владимиров. – У местного самоуправления нет комплексных планов развития территорий. Выделяются участки, в голом поле строятся сооружения, а там не спланированы ни водопровод, ни водоотведение, ни электрические сети, ни газ. И после этого предъявляются претензии к сетевым компаниям. Но они же не будут тащить линию к обособленному участку или садоводческому хозяйству, если таких планов нет!»
Проблемы взаимоотношений энергетиков, собственников и местного самоуправления обсуждались на семинаре «Практика применения антимонопольного законодательства в сфере осуществления технологического подключения потребителей к системам коммунальной инфраструктуры», который собрал в Петербурге специалистов со всего Северо-Запада. Выяснилось, однако, что отношения с сетевыми компаниями, а также органами правосудия предстоит выяснить и самим антимонопольщикам. Их подходы сегодня неодинаковы. Сегодня каждый суд по-своему трактует нормы закона и принимает неодинаковые решения по однотипным вопросам: прецедентного права в России нет. «Главная проблема состоит в правовой неразработанности целого ряда серьезных вопросов – кто за что отвечает, кто за что платит, каков должен быть порядок. Это все должно быть прописано в федеральном законодательстве и подзаконных актах, постановлениях правительства», – говорит Вадим Владимиров.
В законе не указано, например, кто и за чей счет должен ставить и обслуживать приборы учета – газовые, электрические и водяные счетчики. Это приводит к противоположному пониманию проблем и разногласиям между энергокомпаниями, потребителями и ФАС.
Однако сложности расчетов между управляющими компаниями в сфере ЖКХ и энергомонополистами пока не попали в повестку дня семинара. Антимонопольное управление по Ленобласти не интересовалось пока и тем, как цена подключения к сетям влияет на стоимость жилья. Тем не менее руководитель управления предполагает, что ФАС специально займется этой проблемой.
Принявший участие в семинаре заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский сообщил, что Федеральная служба готовит проект постановления Правительства РФ о недискриминационном доступе к сетям как юридических, так физических лиц.
«Представьте: вы – предприниматель или просто дачник, хотите подключиться и получать энергию, газ, – объясняет Андрей Цариковский. – Рядом – линия электропередач и газопровод. А вам говорят: "Мы с вами договор не подпишем, здесь мы подключить не можем. И вообще, заполняйте бумаги в трех экземплярах, а мы полгода будем исследовать проблему. Одних подключим, а других нет". Это проблема недискриминационного доступа, которая служит препятствием для нормального развития бизнеса и строительства жилья». Сталкиваются с ней слишком многие, и в ФАС об этом знают. Случается, подключиться не могут не только дачники, но и крупные фирмы.
По словам Андрея Цариковского, возможность отказа со стороны сотрудников энергокомпаний и чиновников порождает условия для коррупции.
С подачи антимонопольной службы подготовлен (и осенью будет рассмотрен федеральным правительством) третий антимонопольный пакет законов. С его помощью ФАС намерена привязать российские правовые нормы к международному праву.
«Этот пакет должен снять ряд барьеров для бизнеса, но сделать неотвратимыми наказания за нарушения законов о конкуренции», – сказал Андрей Цариковский. Из законодательства изъяты кары за незначительные нарушения, но ответственность за картельные сговоры и злоупотребление доминирующим положением на рынке усилена. Это означает введение «оборотных штрафов», размер которых зависит от оборота компании-монополиста. А чиновники, нарушающие правила торгов, могут быть дисквалифицированы, то есть лишены руководительских кресел.
Проект постановления о недискриминационном доступе также увязан с третьим антимонопольным пакетом законов.
Областное управление ФАС получает тысячи обращений от индивидуальных застройщиков, которым энергетики отказывают в возможности подключиться к электросетям. Число этих заявлений растет, поскольку регион выходит из кризиса, сообщил руководитель управления Вадим Владимиров. Сетевое хозяйство не успевает удовлетворять запросы населения. «Сети в области запущены. Достаточно сложно поддерживать их в хорошем состоянии», – сказал руководитель областного управления.
Разумеется, в ряде случаев застройщики бывают неправы. Вопреки правилам, предписывающим предоставить весь положенный комплект бумаг, владельцы недвижимости и предприниматели готовят лишь часть необходимых документов, но, получив отказ, засыпают контрольные службы жалобами.
Не относится к проблемам антимонопольного ведомства и ситуация с бесплатными участками, которыми в Ленобласти наделяются индивидуальные застройщики. Часто к таким участкам не подведены коммуникации, но это – проблема местных властей. Тем не менее областная структура ФАС вынуждена будет заняться бесплатной землей, лишенной всяких сетей. «Потому что этим кто-то должен заниматься, – сказал Вадим Владимиров. – У местного самоуправления нет комплексных планов развития территорий. Выделяются участки, в голом поле строятся сооружения, а там не спланированы ни водопровод, ни водоотведение, ни электрические сети, ни газ. И после этого предъявляются претензии к сетевым компаниям. Но они же не будут тащить линию к обособленному участку или садоводческому хозяйству, если таких планов нет!»
Проблемы взаимоотношений энергетиков, собственников и местного самоуправления обсуждались на семинаре «Практика применения антимонопольного законодательства в сфере осуществления технологического подключения потребителей к системам коммунальной инфраструктуры», который собрал в Петербурге специалистов со всего Северо-Запада. Выяснилось, однако, что отношения с сетевыми компаниями, а также органами правосудия предстоит выяснить и самим антимонопольщикам. Их подходы сегодня неодинаковы. Сегодня каждый суд по-своему трактует нормы закона и принимает неодинаковые решения по однотипным вопросам: прецедентного права в России нет. «Главная проблема состоит в правовой неразработанности целого ряда серьезных вопросов – кто за что отвечает, кто за что платит, каков должен быть порядок. Это все должно быть прописано в федеральном законодательстве и подзаконных актах, постановлениях правительства», – говорит Вадим Владимиров.
В законе не указано, например, кто и за чей счет должен ставить и обслуживать приборы учета – газовые, электрические и водяные счетчики. Это приводит к противоположному пониманию проблем и разногласиям между энергокомпаниями, потребителями и ФАС.
Однако сложности расчетов между управляющими компаниями в сфере ЖКХ и энергомонополистами пока не попали в повестку дня семинара. Антимонопольное управление по Ленобласти не интересовалось пока и тем, как цена подключения к сетям влияет на стоимость жилья. Тем не менее руководитель управления предполагает, что ФАС специально займется этой проблемой.
Принявший участие в семинаре заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский сообщил, что Федеральная служба готовит проект постановления Правительства РФ о недискриминационном доступе к сетям как юридических, так физических лиц.
«Представьте: вы – предприниматель или просто дачник, хотите подключиться и получать энергию, газ, – объясняет Андрей Цариковский. – Рядом – линия электропередач и газопровод. А вам говорят: "Мы с вами договор не подпишем, здесь мы подключить не можем. И вообще, заполняйте бумаги в трех экземплярах, а мы полгода будем исследовать проблему. Одних подключим, а других нет". Это проблема недискриминационного доступа, которая служит препятствием для нормального развития бизнеса и строительства жилья». Сталкиваются с ней слишком многие, и в ФАС об этом знают. Случается, подключиться не могут не только дачники, но и крупные фирмы.
По словам Андрея Цариковского, возможность отказа со стороны сотрудников энергокомпаний и чиновников порождает условия для коррупции.
С подачи антимонопольной службы подготовлен (и осенью будет рассмотрен федеральным правительством) третий антимонопольный пакет законов. С его помощью ФАС намерена привязать российские правовые нормы к международному праву.
«Этот пакет должен снять ряд барьеров для бизнеса, но сделать неотвратимыми наказания за нарушения законов о конкуренции», – сказал Андрей Цариковский. Из законодательства изъяты кары за незначительные нарушения, но ответственность за картельные сговоры и злоупотребление доминирующим положением на рынке усилена. Это означает введение «оборотных штрафов», размер которых зависит от оборота компании-монополиста. А чиновники, нарушающие правила торгов, могут быть дисквалифицированы, то есть лишены руководительских кресел.
Проект постановления о недискриминационном доступе также увязан с третьим антимонопольным пакетом законов.
рубрика:
События
автор:
Василий Когаловский