Новые тенденции в строительстве и архитектуре
В Санкт-Петербурге в рамках XIV Международной выставки «Балтийская строительная неделя – 2010» 15-16 сентября проходил III Международный форум градостроительства и архитектуры А.City.
Специалисты в области строительства, архитектуры и интерьерного дизайна, представители органов власти и общественных организаций обсудили основные направления развития градостроительства при формировании современной городской среды.
В работе форума приняли участие представители более чем 300 российских и зарубежных компаний, представители государственных органов власти. Заседания проходили по секциям: «Малоэтажная архитектура – традиционные решения и экспериментальная практика», «Сохранение и развитие исторических городов», «Современная архитектура городов России XXI века: рациональность и искусство, модернизация и сохранение культурного наследия», «Ресурсосберегающий город – энергоэффективная и устойчивая архитектура, комплексное строительство и проектирование». Много было ярких докладов, споров, участниками форума анализировались современные тенденции в архитектуре.
Нужно много дешевого жилья
Тон дискуссии на секции «Малоэтажная архитектура – традиционные решения и экспериментальная практика» задал своим выступлением ведущий Юрий Виссарионов, генеральный директор ООО «ПТАМ Виссарионова». По его мнению, дешевое малоэтажное жилье в России не хочет строить никто – ни заказчик, ни подрядчик, а потребитель желает получить дешево, но дорогое и комфортное. В развитых странах сейчас другая тенденция: строить массово социальное недорогое, энергоэффективное и относительно комфортное жилье с ограниченным сроком эксплуатации. Строить капитально, дорого, на века сейчас не имеет смысла. Ранее в одном доме жили три поколения семьи, а теперь – только одно. Выросшие дети предпочитают селиться отдельно от родителей в более современном и комфортном жилье. Поэтому основная задача для России – изменить отношение застройщиков и потребителей к малоэтажному строительству.
В коттеджном строительстве наша архитектура, ориентируясь на требования рынка, пришла к отказу от огромных «помещичьих усадеб» площадью 600 кв. м и более в пользу практичных комфортабельных домов площадью 250-400 кв. м.
Что с элиткой?
По данным руководителя отдела элитной жилой недвижимости Knight Frank Елизаветы Конвей, в Ленинградской области идет строительство 56 коттеджных поселков класса С, 49 – класса В и 18 – класса А. Наблюдается разбалансировка спроса и предложения: при огромном количестве предлагаемых на продажу коттеджей, спрос очень небольшой. Основные наметившиеся на этом рынке тренды таковы. В элитном сегменте на первые позиции выходит требовательность клиента к качеству. Искушенный покупатель, много путешествовавший по Европе, хорошо осведомлен о качестве современных коттеджей и на «псевдоэлитку» не клюнет. Поэтому некоторые девелоперские компании привлекают для реализации своих проектов архитекторов с мировой известностью как для составления общей архитектурной концепции коттеджного поселка, так и для разработки дизайна помещений внутри домов. В элитном сегменте лучше продаются коттеджи, сочетающие передовые архитектурные тенденции с современным инженерным обеспечением. Изысканный клиент ценит оригинальность облика дома и комфорт. Развивается тенденция заказа изготовления коттеджа «под ключ» с реализацией индивидуального интерьера дома. Средний размер приобретаемых под ИЖС участков составляет сейчас 20-25 соток.
Особенности терпланирования
На секции «Современная архитектура городов России XXI века: рациональность и искусство, модернизация и сохранение культурного наследия» заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству – главный архитектор Ленинградской области Владимир Демин рассказал об особенностях схемы территориального планирования Ленинградской области, муниципальных районов и поселений. Особенностью является то, что процесс разработки этих документов ведется параллельно. Это связано с тем, что схемы охватывают огромную территорию, а финансирование этого процесса осуществляется из разных источников. Поэтому по мере готовности документы переносятся в схемы территориального планирования более высокого уровня. С одной стороны, это приводит к проблемам увязки документов между собой. С другой стороны, выигрывается время и появляется уникальная возможность учета и согласования федеральных, региональных и местных интересов. В целом это дает возможность повысить реальность схем и генпланов. Наиболее сложными с точки зрения проектирования и согласования являются территории, прилегающие к зоне мегаполиса, – необходимо учесть интересы Санкт-Петербурга, обеспечить транзит транспортных потоков.
Одной из проблем, влияющих на реальность планов, как отметил Владимир Демин, является то, что муниципальные образования предоставляют необоснованные данные по прогнозу роста численности населения. Например, только по одному из поселений запланировано увеличение числа жителей на 100 тыс. человек, а в демографическом прогнозе по всей области рассчитан прирост населения на 13 тыс. человек к 2025 году. Видимо, расчеты по населенным пунктам необходимо поручить профессионалам.
Законодательные перспективы
Об изменениях в законодательстве рассказал Сергей Петров, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям: «У нас стоит задача к 1 января 2012 года закончить на территории России формирование документов территориального планирования. Это позволит комплексно решать градостроительные задачи.
Основная цель, которую мы ставим при подготовке документов, – это снятие излишних административных барьеров в строительном комплексе. Прежде всего это касается разработки и согласования градостроительной документации.
Важно, чтобы Градостроительный, Земельный, Жилищный и Гражданский кодексы работали согласованно. Что касается изменений в 94-ФЗ, то с 1 июля вступили в силу новые положения закона. С этой даты заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики вправе, а с 1 января 2010 года обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. Электронные аукционы – это один из наиболее эффективных способов борьбы с коррупцией, так как отсутствует прямой контакт заказчика с потенциальным подрядчиком. Чтобы отсечь недобросовестные компании, тендеры необходимо проводить в два этапа: первый – проверка квалификации компаний-участников на выполнение данного вида работ, второй – электронный аукцион. Также необходимо страхование исполнения контракта. Все это поможет сделать систему торгов более прозрачной и эффективной».
Специалисты в области строительства, архитектуры и интерьерного дизайна, представители органов власти и общественных организаций обсудили основные направления развития градостроительства при формировании современной городской среды.
В работе форума приняли участие представители более чем 300 российских и зарубежных компаний, представители государственных органов власти. Заседания проходили по секциям: «Малоэтажная архитектура – традиционные решения и экспериментальная практика», «Сохранение и развитие исторических городов», «Современная архитектура городов России XXI века: рациональность и искусство, модернизация и сохранение культурного наследия», «Ресурсосберегающий город – энергоэффективная и устойчивая архитектура, комплексное строительство и проектирование». Много было ярких докладов, споров, участниками форума анализировались современные тенденции в архитектуре.
Нужно много дешевого жилья
Тон дискуссии на секции «Малоэтажная архитектура – традиционные решения и экспериментальная практика» задал своим выступлением ведущий Юрий Виссарионов, генеральный директор ООО «ПТАМ Виссарионова». По его мнению, дешевое малоэтажное жилье в России не хочет строить никто – ни заказчик, ни подрядчик, а потребитель желает получить дешево, но дорогое и комфортное. В развитых странах сейчас другая тенденция: строить массово социальное недорогое, энергоэффективное и относительно комфортное жилье с ограниченным сроком эксплуатации. Строить капитально, дорого, на века сейчас не имеет смысла. Ранее в одном доме жили три поколения семьи, а теперь – только одно. Выросшие дети предпочитают селиться отдельно от родителей в более современном и комфортном жилье. Поэтому основная задача для России – изменить отношение застройщиков и потребителей к малоэтажному строительству.
В коттеджном строительстве наша архитектура, ориентируясь на требования рынка, пришла к отказу от огромных «помещичьих усадеб» площадью 600 кв. м и более в пользу практичных комфортабельных домов площадью 250-400 кв. м.
Что с элиткой?
По данным руководителя отдела элитной жилой недвижимости Knight Frank Елизаветы Конвей, в Ленинградской области идет строительство 56 коттеджных поселков класса С, 49 – класса В и 18 – класса А. Наблюдается разбалансировка спроса и предложения: при огромном количестве предлагаемых на продажу коттеджей, спрос очень небольшой. Основные наметившиеся на этом рынке тренды таковы. В элитном сегменте на первые позиции выходит требовательность клиента к качеству. Искушенный покупатель, много путешествовавший по Европе, хорошо осведомлен о качестве современных коттеджей и на «псевдоэлитку» не клюнет. Поэтому некоторые девелоперские компании привлекают для реализации своих проектов архитекторов с мировой известностью как для составления общей архитектурной концепции коттеджного поселка, так и для разработки дизайна помещений внутри домов. В элитном сегменте лучше продаются коттеджи, сочетающие передовые архитектурные тенденции с современным инженерным обеспечением. Изысканный клиент ценит оригинальность облика дома и комфорт. Развивается тенденция заказа изготовления коттеджа «под ключ» с реализацией индивидуального интерьера дома. Средний размер приобретаемых под ИЖС участков составляет сейчас 20-25 соток.
Особенности терпланирования
На секции «Современная архитектура городов России XXI века: рациональность и искусство, модернизация и сохранение культурного наследия» заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству – главный архитектор Ленинградской области Владимир Демин рассказал об особенностях схемы территориального планирования Ленинградской области, муниципальных районов и поселений. Особенностью является то, что процесс разработки этих документов ведется параллельно. Это связано с тем, что схемы охватывают огромную территорию, а финансирование этого процесса осуществляется из разных источников. Поэтому по мере готовности документы переносятся в схемы территориального планирования более высокого уровня. С одной стороны, это приводит к проблемам увязки документов между собой. С другой стороны, выигрывается время и появляется уникальная возможность учета и согласования федеральных, региональных и местных интересов. В целом это дает возможность повысить реальность схем и генпланов. Наиболее сложными с точки зрения проектирования и согласования являются территории, прилегающие к зоне мегаполиса, – необходимо учесть интересы Санкт-Петербурга, обеспечить транзит транспортных потоков.
Одной из проблем, влияющих на реальность планов, как отметил Владимир Демин, является то, что муниципальные образования предоставляют необоснованные данные по прогнозу роста численности населения. Например, только по одному из поселений запланировано увеличение числа жителей на 100 тыс. человек, а в демографическом прогнозе по всей области рассчитан прирост населения на 13 тыс. человек к 2025 году. Видимо, расчеты по населенным пунктам необходимо поручить профессионалам.
Законодательные перспективы
Об изменениях в законодательстве рассказал Сергей Петров, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям: «У нас стоит задача к 1 января 2012 года закончить на территории России формирование документов территориального планирования. Это позволит комплексно решать градостроительные задачи.
Основная цель, которую мы ставим при подготовке документов, – это снятие излишних административных барьеров в строительном комплексе. Прежде всего это касается разработки и согласования градостроительной документации.
Важно, чтобы Градостроительный, Земельный, Жилищный и Гражданский кодексы работали согласованно. Что касается изменений в 94-ФЗ, то с 1 июля вступили в силу новые положения закона. С этой даты заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики вправе, а с 1 января 2010 года обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. Электронные аукционы – это один из наиболее эффективных способов борьбы с коррупцией, так как отсутствует прямой контакт заказчика с потенциальным подрядчиком. Чтобы отсечь недобросовестные компании, тендеры необходимо проводить в два этапа: первый – проверка квалификации компаний-участников на выполнение данного вида работ, второй – электронный аукцион. Также необходимо страхование исполнения контракта. Все это поможет сделать систему торгов более прозрачной и эффективной».
рубрика:
Инновации
автор:
Олег Николаев