Дорожному хозяйству обещан рост вложений
Несостоятельным и препятствующим развитию экономики в целом и дорожного хозяйства в частности назвал Федеральный закон о госзакупках губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Однако в условиях продолжающейся полемики вокруг 94-го закона регион вновь наращивает ассигнования на строительство, ремонт и содержание дорог.
В 2011 году областное правительство сможет выделить из бюджета региона до 5 млрд рублей на ремонт, реконструкцию и содержание автодорог, сообщил губернатор.
В нынешнем году эта сумма составила всего 3,3 млрд рублей. В 2009 и 2008 годах она превышала 6 млрд рублей, но только вместе с «добавкой» из Москвы. Без учета федеральных субсидий показатели были несколько иными. Так, в 2008 году в областном бюджете на дорожное хозяйство было отведено 4,8 млрд рублей, примерно такая же сумма – в 2009-м. Год назад Михаил Козьминых, который руководил тогда областным комитетом по дорожному хозяйству, говорил о перспективах пятимиллиардного вложения средств в отрасль из областного бюджета. Однако реалии бюджетного процесса оказались совсем иными. Расходы на дорожную отрасль в 2010 году региону пришлось урезать, к тому же он остался без субсидий.
Возвращение к докризисному уровню расходов обеспечено ростом доходов бюджета и общей стабилизацией в экономике, оправляющейся после кризиса. Но на приведение в порядок всех дорог регионального значения потребуется по крайней мере несколько лет. В условиях, когда федеральные субсидии будут невелики, области – вместе с муниципалами – придется наращивать расходы на дороги из собственной казны.
До конца года будет подготовлена и оглашена программа ремонта и реконструкции дорог региона на 2011–2013 годы. Однако адреса работ пока не названы.
Более того, отдельные проекты капитального ремонта автотрасс губернатор в конце августа приостановил. Он мотивировал это решение завышенной стоимостью работ. По его словам, километр пути в Гатчинском районе сейчас в полтора раза дороже километра в Финляндии. Областное правительство намерено добиться снижения затрат, чтобы при тех же деньгах ремонтировать трассы большей протяженности. Областная власть пытается разобраться в причинах дороговизны. Кроме того, она собирается заставить дорожников работать по нормативам. Стоило закупить контрольно-измерительную машину, и стало ясно: подрядчики укладывают слишком тонкий слой асфальта – 5,5 см вместо восьми, а ширина дорожного полотна не достигает нормы.
К некачественной работе, по словам Валерия Сердюкова, подрядчиков подталкивает Закон о госзакупках. «94-й закон в полной мере показывает свою несостоятельность, – заявляет губернатор. – В ходе конкурса участник снижает цену на 500 рублей и становится победителем. А потом начинает торговать подрядами, перепродавать их. Есть структуры, которые специализируются на этом: победить на торгах, а потом продать подряд тому, у кого есть ресурсы – машины и оборудование. Прокуратура запретила нам запрашивать дополнительную информацию о фирмах, которые принимают участие в конкурсах, о том, есть ли у этих структур необходимая техника и опыт работы. Конкурсная комиссия не имеет права спросить, что это за фирма – "Рога и копыта"!»
Пока эта позиция не находит поддержки в Москве. После встречи с Валерием Сердюковым заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский обозначил иные подходы к закону. «Он очень живой. Его много раз меняли, потому что госзакупки – огромная сфера, в которой не может быть неизменных правил, иначе это будет идиотизм. Очень многие отрасли приспособились к нему. Например, социальное обеспечение, с которым были связаны первые изменения закона. Если первая редакция закона требовала выявить единственного победителя, то теперь их может быть несколько. Появилась отдельная статья о госзакупках в сфере культуры. Я думаю, чем дальше, тем больше будет учитываться специфика отраслей. Этот закон ругали все, но соглашались, что он прописал достаточно одинаковые и очевидные правила, а к ним надо добавлять специфику», – сказал Андрей Цариковский.
Очевидно, федеральный центр все-таки попытается найти «баланс интересов» в рамках существующего закона; в него будут внесены дополнительные допущения и уточнения. Однако какие именно положения будут в него внесены, зависит от степени активности региональной власти.
В 2011 году областное правительство сможет выделить из бюджета региона до 5 млрд рублей на ремонт, реконструкцию и содержание автодорог, сообщил губернатор.
В нынешнем году эта сумма составила всего 3,3 млрд рублей. В 2009 и 2008 годах она превышала 6 млрд рублей, но только вместе с «добавкой» из Москвы. Без учета федеральных субсидий показатели были несколько иными. Так, в 2008 году в областном бюджете на дорожное хозяйство было отведено 4,8 млрд рублей, примерно такая же сумма – в 2009-м. Год назад Михаил Козьминых, который руководил тогда областным комитетом по дорожному хозяйству, говорил о перспективах пятимиллиардного вложения средств в отрасль из областного бюджета. Однако реалии бюджетного процесса оказались совсем иными. Расходы на дорожную отрасль в 2010 году региону пришлось урезать, к тому же он остался без субсидий.
Возвращение к докризисному уровню расходов обеспечено ростом доходов бюджета и общей стабилизацией в экономике, оправляющейся после кризиса. Но на приведение в порядок всех дорог регионального значения потребуется по крайней мере несколько лет. В условиях, когда федеральные субсидии будут невелики, области – вместе с муниципалами – придется наращивать расходы на дороги из собственной казны.
До конца года будет подготовлена и оглашена программа ремонта и реконструкции дорог региона на 2011–2013 годы. Однако адреса работ пока не названы.
Более того, отдельные проекты капитального ремонта автотрасс губернатор в конце августа приостановил. Он мотивировал это решение завышенной стоимостью работ. По его словам, километр пути в Гатчинском районе сейчас в полтора раза дороже километра в Финляндии. Областное правительство намерено добиться снижения затрат, чтобы при тех же деньгах ремонтировать трассы большей протяженности. Областная власть пытается разобраться в причинах дороговизны. Кроме того, она собирается заставить дорожников работать по нормативам. Стоило закупить контрольно-измерительную машину, и стало ясно: подрядчики укладывают слишком тонкий слой асфальта – 5,5 см вместо восьми, а ширина дорожного полотна не достигает нормы.
К некачественной работе, по словам Валерия Сердюкова, подрядчиков подталкивает Закон о госзакупках. «94-й закон в полной мере показывает свою несостоятельность, – заявляет губернатор. – В ходе конкурса участник снижает цену на 500 рублей и становится победителем. А потом начинает торговать подрядами, перепродавать их. Есть структуры, которые специализируются на этом: победить на торгах, а потом продать подряд тому, у кого есть ресурсы – машины и оборудование. Прокуратура запретила нам запрашивать дополнительную информацию о фирмах, которые принимают участие в конкурсах, о том, есть ли у этих структур необходимая техника и опыт работы. Конкурсная комиссия не имеет права спросить, что это за фирма – "Рога и копыта"!»
Пока эта позиция не находит поддержки в Москве. После встречи с Валерием Сердюковым заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский обозначил иные подходы к закону. «Он очень живой. Его много раз меняли, потому что госзакупки – огромная сфера, в которой не может быть неизменных правил, иначе это будет идиотизм. Очень многие отрасли приспособились к нему. Например, социальное обеспечение, с которым были связаны первые изменения закона. Если первая редакция закона требовала выявить единственного победителя, то теперь их может быть несколько. Появилась отдельная статья о госзакупках в сфере культуры. Я думаю, чем дальше, тем больше будет учитываться специфика отраслей. Этот закон ругали все, но соглашались, что он прописал достаточно одинаковые и очевидные правила, а к ним надо добавлять специфику», – сказал Андрей Цариковский.
Очевидно, федеральный центр все-таки попытается найти «баланс интересов» в рамках существующего закона; в него будут внесены дополнительные допущения и уточнения. Однако какие именно положения будут в него внесены, зависит от степени активности региональной власти.
рубрика:
Дорожное строительство
автор:
Василий Когаловский