Сжигать нельзя переработать

Победителем конкурса на проектирование мусороперерабатывающего комплекса в районе поселка Левашово стала компания «ЛенНИИГипроХим». За 51 млн рублей организация создаст проект современного предприятия, способного перерабатывать около 500 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год.

Впрочем, по-прежнему остается непонятным, будет ли новый завод сжигать мусор или городские власти услышат экологов и направят силы и средства на создание «зеленой» утилизации отходов.
«В Петербурге существует высокая потребность в индустриальной переработке отходов в соответствии с лучшей европейской и мировой практикой, поэтому нам важно строить современные перерабатывающие предприятия», – отметил Всеволод Хмыров, начальник управления по обращению с отходами производства и потребления. Чиновник добавляет, что сегодня в Петербурге образуется 2 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО) в год. Старые производственные мощности – МПБО-1 и МПБО-2 – механобиологическим способом перерабатывают 360 тыс. тонн ТБО в год, то есть пятую часть. Однако происходит лишь рециклинг биологических отходов, а вся неорганика – стекло, пластик – не перерабатываются. Получается, что естественная убыль мусора в городе составляет лишь 12%, а остальные 88 попадают на свалку. В Европе переработка отходов составляет 70-80%.
Мусороперерабатывающий завод в Левашово – это второй современный механизированный комплекс, который власти собираются построить для переработки ТБО. Первый подобный объект будет возведен к 2014 году в Янино. Результаты инвестиционного конкурса на его строительство объявят до 24 декабря. В финал вышли три претендента: сингапурская компания Keppel Seghers Engineering Singapore Pte Ltd, греческая Helekror S.A. – Aktor Concessions S.A. – Actor S.A. и австрийская Strabag.
По информации пресс-службы Управления по обращению с отходами производства и потребления, контракт с «ЛенНИИГипроХимом» на проектирование мусороперерабатывающего комплекса в Левашово будет подписан до конца октября этого года. Согласно условиям конкурса строительство может начаться уже в 2011-м. Оно предусматривает цех приема со складом ТБО, сортировочные комплексы и линии по обезвреживанию отходов. Предприятия по вторичной переработке отходов будут включать в себя комплексы по переработке ПЭТ-бутылок, резиновых шин, электронного и электротехнического скрапа*, а также комплекс доработки компоста с получением почвогрунтов различных марок. На заводе должны применяться ресурсосберегающие и малоотходные технологии с глубиной переработки отходов не менее 70%.
По словам Всеволода Хмырова, для удовлетворения потребностей Петербурга в сфере мусоропереработки всего нужно построить четыре подобных крупных предприятия. Власти не говорят, что это будут именно мусоросжигательные заводы, однако в техническом задании на проектирование заводов в Левашово и Янино сказано, что это должен быть «мусороперерабатывающий завод с термической камерой».
«Для такого крупного мегаполиса, как Петербург, важна не просто мусоропереработка общей массы ТБО, а концепция обращения с отходами, основанная на раздельном сборе мусора. А власти хотят построить два новых завода, практически два черных ящика, куда въезжает смешанный мусор, а выезжает готовая энергия и товары», – возмущенно говорит Игорь Бабанин, руководитель проекта по эффективному использованию ресурсов «Гринпис России». Эксперт добавляет, что на таких заводах не обойтись без сжигания, которое приводит к большому выбросу диоксина в атмосферу. «Научно доказано, что даже одна молекула этого вещества опасна для человека. Я считаю, что это недопустимо. К вопросу мусоропереработки следует подходить комплексно и в первую очередь – отказаться от сжигания и перейти на более экологически безопасные варианты», – резюмирует г-н Бабанин.
С ним полностью согласен Семен Гордышевский, председатель правления Санкт-Петербургкого экологического союза. На его взгляд, дешевле и экологичнее придерживаться стратегии 3R, которая подразумевает уменьшение образования отходов, повторное их использование и рециклинг. Он отмечает, что неиспользованные отходы нужно грамотно складировать на специальных полигонах, повергнув их первичной обработке. «Я как общественный эксперт заявляю, что полигон, построенный по современным правилам, совершенно безопасен и лет через 20-25 становится частью ландшафта, а мусоросжигательный завод – это самоубийство», – комментирует г-н Гордышевский. По его словам, строительство мусоросжигательного комплекса дороже, чем сортировка, вторичная мусоропереработка и строительство полигона. «Например, комплексная линия по сепарированию, кипованию отходов стоит 2 миллиона евро без возведения здания, а постройка мусоросжигательного завода обойдется в сумму не менее 200-300 миллионов евро», – приводит пример эксперт и резюмирует, что в Москве функционируют три мусоросжигательных завода, в которых сгорает 19% московского мусора и расходуется 65% бюджетных дотаций, выделенных на обращение с отходами.

* Скрап – весь оборотный лом, образующийся на металлургическом предприятии. Остатки металла в ковшах, канавах и т. п. и выплески жидкого металла (появляющиеся, например, при разливке стали). Употребление термина «скрап» подчеркивает высокую засоренность материала включениями шлака, футеровки, других огнеупорных материалов и т. п.

рубрика: Инфраструктура
автор: Лидия Горборукова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.