Национальное объединение проектировщиков: ветер перемен
Своими мыслями о задачах, стоящих перед Национальным объединением проектировщиков, делится Сергей Чижов, член избранного в сентябре нового Совета НОП, председатель Контрольной комиссии СРО НПП «Союзпетрострой-Проект».
Национальное объединение проектировщиков (НОП), созданное первым из национальных объединений саморегулируемых организаций, не смогло на своем съезде 15 сентября избрать президента, и этот вопрос был перенесен на конец октября. Во многом это объясняется тем, что в отличие от других объединений проектировщики решили избрать нового президента, а не подтверждать полномочия ранее избранных руководителей.
Недавно в Петербурге практически одновременно прошли предвыборные встречи с двумя кандидатами на пост президента НОП: М.М. Посохиным и А.В. Боковым. Оба кандидата изложили свое видение направлений деятельности национального объединения и путей достижения намеченных целей. Но независимо от того, кто будет избран президентом на очередной двухлетний срок, НОП должно предпринять ряд шагов для решения накопившихся проблем в деятельности СРО, реальной защиты интересов российского проектного сообщества.
В сегодняшних реалиях для любой проектной организации самым важным вопросом является обеспечение заказами. И мы не можем больше пассивно наблюдать ситуацию, когда наши лучшие проектные силы оказываются на грани вымирания. Члены НОП должны активно включиться в процесс формирования рынка проектных работ. Развивая это направление, мы могли бы стать активными игроками не только внутреннего рынка государственного и частного заказа, но и наладить утраченные связи для выхода на строительные рынки ближнего и дальнего зарубежья. Необходимо активно взаимодействовать с заказчиками и проектировщиками других стран для продвижения наших интересов в конкретных проектах.
Несомненно, большая часть из того, что было присуще отечественной инженерной школе архитектурно-строительного проектирования, должна быть использована и в новых экономических условиях. Отработанная система нормативной базы, четкий порядок и прозрачная процедура прохождения проектной документацией всех этапов ее согласования и экспертизы позволят использовать лучшее из уже разработанного и дадут возможность проектировщикам закладывать надежные и долговечные решения в проекты – именно таким должно быть наше достойное завтра.
Важнейшим направлением помощи проектным организациям должна стать методическая работа с заказчиками всех уровней, Федеральной антимонопольной службой, Министерством экономического развития, Министерством регионального развития по защите интересов проектных организаций при участии в торгах. Мы испытываем острую потребность в защите прав проектировщиков перед экспертизой, перед недобросовестными заказчиками (в том числе и государственными) и подрядчиками, не оплачивающими выполненные работы. Мощным стимулом в решении этого вопроса должно стать эффективное взаимодействие с законодательными и исполнительными органами по всему спектру вопросов, возникающих при выполнении проектных работ. Содействовать в становлении этого механизма может и система третейских судов, основанных на квалифицированной экспертной оценке, которую в состоянии выполнить, в первую очередь, сами проектировщики.
Когда речь идет о техническом регулировании в строительстве, невозможно «вырывать» проектирование из жизненного цикла зданий и сооружений. Очевидно, что техническая политика НОП должна быть нацелена на выстраивание горизонтальных связей с нашими коллегами – строительными и изыскательскими СРО. При этом совершенно очевидным остается то, что именно проектировщики являются разработчиками сложных инженерных систем, которые будут воплощены в жизнь строителями. И здесь мы должны развивать еще одно из важнейших направлений, связанных с модернизаций проектного дела. Это использование инновационных продуктов как в виде современных материалов, конструкций, технологий и оборудования, так и в виде современных систем проектирования, программных продуктов, расчетных комплексов. Очевидно, что это невозможно без нормативных документов, стандартов, которые будут обязательными как для членов СРО, так и для остальных участников строительного рынка, в том числе и таких, как государственная экспертиза. Это огромный пласт работы.
Сегодня любому грамотному человеку понятно, что в проектировании, пожалуй, самую главную роль играет специалист-проектировщик, непосредственно осуществляющий разработку документации и принимающий технические решения. Мы не можем стоять в стороне от реформ в сфере образования, повышения квалификации, а должны активно влиять на эти процессы.
Прошел всего лишь год с тех пор, как саморегулирование пришло в проектную деятельность. Это был непростой год, и многое из того, что могло бы быть сделано, по-прежнему остается лишь в планах. Мы просто обязаны взять из этого периода все лучшее, что было – если говорить буквально – выстрадано, и продолжать выстраивать кирпичик за кирпичиком наше общее здание проектного саморегулирования. Сейчас пришло время не авралов, а планомерной и системной работы. Деятельность НОП и его органов должна быть открыта для инициативы и предложений «снизу», поскольку мы обязаны использовать все лучшее для совершенствования саморегулирования при выполнении проектных работ.
Важным элементом этой работы должен стать вновь избранный Совет НОП. Совет – это не просто клуб уважаемых людей. Он должен определять политику и предлагать сообществу ту программу, которая будет работать на интересы проектировщиков. В связи с этим необходимо усовершенствовать структуру НОП на основе накопленного опыта работы, закрепить основные направления деятельности за членами Совета, которые будут планировать, проводить работу и отслеживать ее эффективность, структурировать работу секций. Целесообразно выделить в отдельное направление развитие рынка проектных работ с образованием комитетов по взаимодействию со странами ближнего и дальнего зарубежья, внутреннему рынку проектных работ, проведению конкурсных процедур. Также для реализации важнейших целей саморегулирования необходимо создать самостоятельный комитет, занимающийся вопросами безопасности объектов, в первую очередь особо опасных и технически сложных. Вопросы научной деятельности и инноваций представляется необходимым отделить от вопросов образования, повышения квалификации и аттестации, которыми в соответствии с законодательством обязана заниматься каждая СРО. Безусловно, нужно создать структуру по взаимодействию проектных СРО, входящих в НОП. Эти и другие предложения саморегулируемых организаций должны быть тщательно проанализированы и учтены в дальнейшей деятельности вновь избранного Совета НОП. Любое эффективное решение можно получить только в результате кропотливой системной работы. Сейчас наступило время коренного преобразования в системе технического регулирования в строительстве и проектном деле, когда очень важно сделать правильные шаги в нужном направлении.
Национальное объединение проектировщиков (НОП), созданное первым из национальных объединений саморегулируемых организаций, не смогло на своем съезде 15 сентября избрать президента, и этот вопрос был перенесен на конец октября. Во многом это объясняется тем, что в отличие от других объединений проектировщики решили избрать нового президента, а не подтверждать полномочия ранее избранных руководителей.
Недавно в Петербурге практически одновременно прошли предвыборные встречи с двумя кандидатами на пост президента НОП: М.М. Посохиным и А.В. Боковым. Оба кандидата изложили свое видение направлений деятельности национального объединения и путей достижения намеченных целей. Но независимо от того, кто будет избран президентом на очередной двухлетний срок, НОП должно предпринять ряд шагов для решения накопившихся проблем в деятельности СРО, реальной защиты интересов российского проектного сообщества.
В сегодняшних реалиях для любой проектной организации самым важным вопросом является обеспечение заказами. И мы не можем больше пассивно наблюдать ситуацию, когда наши лучшие проектные силы оказываются на грани вымирания. Члены НОП должны активно включиться в процесс формирования рынка проектных работ. Развивая это направление, мы могли бы стать активными игроками не только внутреннего рынка государственного и частного заказа, но и наладить утраченные связи для выхода на строительные рынки ближнего и дальнего зарубежья. Необходимо активно взаимодействовать с заказчиками и проектировщиками других стран для продвижения наших интересов в конкретных проектах.
Несомненно, большая часть из того, что было присуще отечественной инженерной школе архитектурно-строительного проектирования, должна быть использована и в новых экономических условиях. Отработанная система нормативной базы, четкий порядок и прозрачная процедура прохождения проектной документацией всех этапов ее согласования и экспертизы позволят использовать лучшее из уже разработанного и дадут возможность проектировщикам закладывать надежные и долговечные решения в проекты – именно таким должно быть наше достойное завтра.
Важнейшим направлением помощи проектным организациям должна стать методическая работа с заказчиками всех уровней, Федеральной антимонопольной службой, Министерством экономического развития, Министерством регионального развития по защите интересов проектных организаций при участии в торгах. Мы испытываем острую потребность в защите прав проектировщиков перед экспертизой, перед недобросовестными заказчиками (в том числе и государственными) и подрядчиками, не оплачивающими выполненные работы. Мощным стимулом в решении этого вопроса должно стать эффективное взаимодействие с законодательными и исполнительными органами по всему спектру вопросов, возникающих при выполнении проектных работ. Содействовать в становлении этого механизма может и система третейских судов, основанных на квалифицированной экспертной оценке, которую в состоянии выполнить, в первую очередь, сами проектировщики.
Когда речь идет о техническом регулировании в строительстве, невозможно «вырывать» проектирование из жизненного цикла зданий и сооружений. Очевидно, что техническая политика НОП должна быть нацелена на выстраивание горизонтальных связей с нашими коллегами – строительными и изыскательскими СРО. При этом совершенно очевидным остается то, что именно проектировщики являются разработчиками сложных инженерных систем, которые будут воплощены в жизнь строителями. И здесь мы должны развивать еще одно из важнейших направлений, связанных с модернизаций проектного дела. Это использование инновационных продуктов как в виде современных материалов, конструкций, технологий и оборудования, так и в виде современных систем проектирования, программных продуктов, расчетных комплексов. Очевидно, что это невозможно без нормативных документов, стандартов, которые будут обязательными как для членов СРО, так и для остальных участников строительного рынка, в том числе и таких, как государственная экспертиза. Это огромный пласт работы.
Сегодня любому грамотному человеку понятно, что в проектировании, пожалуй, самую главную роль играет специалист-проектировщик, непосредственно осуществляющий разработку документации и принимающий технические решения. Мы не можем стоять в стороне от реформ в сфере образования, повышения квалификации, а должны активно влиять на эти процессы.
Прошел всего лишь год с тех пор, как саморегулирование пришло в проектную деятельность. Это был непростой год, и многое из того, что могло бы быть сделано, по-прежнему остается лишь в планах. Мы просто обязаны взять из этого периода все лучшее, что было – если говорить буквально – выстрадано, и продолжать выстраивать кирпичик за кирпичиком наше общее здание проектного саморегулирования. Сейчас пришло время не авралов, а планомерной и системной работы. Деятельность НОП и его органов должна быть открыта для инициативы и предложений «снизу», поскольку мы обязаны использовать все лучшее для совершенствования саморегулирования при выполнении проектных работ.
Важным элементом этой работы должен стать вновь избранный Совет НОП. Совет – это не просто клуб уважаемых людей. Он должен определять политику и предлагать сообществу ту программу, которая будет работать на интересы проектировщиков. В связи с этим необходимо усовершенствовать структуру НОП на основе накопленного опыта работы, закрепить основные направления деятельности за членами Совета, которые будут планировать, проводить работу и отслеживать ее эффективность, структурировать работу секций. Целесообразно выделить в отдельное направление развитие рынка проектных работ с образованием комитетов по взаимодействию со странами ближнего и дальнего зарубежья, внутреннему рынку проектных работ, проведению конкурсных процедур. Также для реализации важнейших целей саморегулирования необходимо создать самостоятельный комитет, занимающийся вопросами безопасности объектов, в первую очередь особо опасных и технически сложных. Вопросы научной деятельности и инноваций представляется необходимым отделить от вопросов образования, повышения квалификации и аттестации, которыми в соответствии с законодательством обязана заниматься каждая СРО. Безусловно, нужно создать структуру по взаимодействию проектных СРО, входящих в НОП. Эти и другие предложения саморегулируемых организаций должны быть тщательно проанализированы и учтены в дальнейшей деятельности вновь избранного Совета НОП. Любое эффективное решение можно получить только в результате кропотливой системной работы. Сейчас наступило время коренного преобразования в системе технического регулирования в строительстве и проектном деле, когда очень важно сделать правильные шаги в нужном направлении.
рубрика:
Саморегулирование