Потребитель начинает требовать комфортное жилье
«Сегодня появился интерес к инновационным технологиям в жилищном строительстве» и «Потребитель не готов переплачивать за качество» – такие полярные идеи высказали участники заседания круглого стола «Внедрение передовых и экономичных строительных технологий» в рамках форума «Девелопмент и строительство в Ленинградской области».
По мнению Евгения Богданова, генерального директора проектного бюро Rumpu, поскольку пик ажиотажного спроса на жилье позади, становятся актуальными вопросы качества строительства и экономии. «Новых технологий в строительстве множество. Безусловно, мир ушел далеко вперед, но мы в российских реалиях очень сильно ограничены спросом. Наш потребитель не готов переплачивать пока за дорогие решения», – заявил он. Задачей участников строительного рынка он назвал обеспечение возрастающего качества в условиях достаточно высокой конкуренции на рынке, падения спроса и необходимости уложиться в определенные бюджетные рамки.
Со своей стороны, Петр Кузнецов, директор ООО «Конфидент», отметил, что ранее инженерные компании видели в инновационных технологиях возможность достаточно существенно увеличить свои финансовые показатели. Однако «умные» дома, «зеленые» технологии, модульное домостроение и пр., как оказалось, не очень востребовано рынком. Но сегодня потенциальные интересанты появились. «Не думаю, что сегодня важно уложиться в бюджет. По-моему, наступает очень интересное время для инновационных технологий», – прокомментировал он.
Если в последние 10 лет Петербург застраивался эконом-классом и единственной «новацией» вызывающей интерес застройщиков, было возможное удешевление строительства, то вот уже в течение полутора лет аналитики констатируют тенденцию к повышению планки качества жилищного строительства за счет роста сегментов комфорт, бизнес, элита – как полагают аналитики, они уже превысили в совокупности долю в 5% от общего объема. По оценке ООО «Конфидент», сегодня в Петербурге около 1 млн кв. м жилья весьма высокого качества. «Если девелоперы хотят продать свой дом по 200-300 тыс. рублей за 1 кв. м, им надо что-то в этот дом вложить. И потому появляются проекты вроде «Леонтьевского мыса», появляются комплексы комфорт-класса, которые выше, чем комфорт, компании «ЮИТ», интересные решения NCC и других девелоперов», – прокомментировал Петр Кузнецов.
В перечне востребованных новаций эксперты называют прежде всего инженерные решения, связанные с вентиляцией (система рекуперации воздуха), теплоснабжением (поквартирные тепловые пункты).
Однако, подчеркнул Петр Кузнецов, делать ставку в развитии инженерных инноваций на энергоэффективность и, как следствие, экономию ошибочно. Аргументом № 1 для потребителя остается удобство, комфорт, возможность получить новое качество жилья.
По мнению Игоря Плетнева, заместителя генерального директора ЗАО «ГССК», качество строительства будут определять возможности производственной базы плюс уровень подготовки специалистов на стройке, с одной стороны, и идеология проектов – с другой.
«Если у нас в проекты закладывается идеологически зазор в 20 мм, то Европа говорит о других монтажных строительных зазорах – 10, 15 мм, что скрывает эффект сборного дома», – прокомментировал он. И у панельного, и у монолитного домостроения, напомнил Игорь Плетнев, есть сильные и слабые стороны. Другое дело, что производители строительных панелей должны быть готовы к разнообразным проектным решениям, чтобы выдать изделия в соответствии с требованиями проекта и эффектом, который должен быть достигнут при монтаже. Возможными направлениями совершенствования панельного домостроения эксперт обозначил унификацию монтажных узлов и уход от высокого уровня армирования панелей.
Со своей стороны, Андрей Бибиков, генеральный директор ООО «Такси Бетон», уточнил, что действующие в регионе мощности по производству бетона превышают потребности рынка, по экспертной оценке, в 6-6,5 раза. И хотя среди добросовестных производителей высока конкуренция по качеству продукции, достаточно велик удельный вес тех застройщиков, которые обращают внимание только на ценовую составляющую. «Недавно произошла такая история на объекте одной из строительных компаний: бетон класса B25 при проверке показывает B15, а в некоторых местах – класс B75», – рассказал Андрей Бибиков.
В то же время, полагает Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение», поскольку сегодня основная маржа у девелоперов формируется отнюдь не от того, сколько они заплатят за стройматериалы, а от того, за сколько они продадут свое жилье, «задача оптимизации затрат на объектах как таковая не стоит». Драйверами же внедрения современных технологий в отечественное строительство господин Батушанский назвал государственное регулирование (которое, впрочем, сокращается в последние годы), усилия саморегулирования (хотя пока этот механизм не слишком эффективен) и требования конечного потребителя.