Михаил Козьминых: «Сначала дороги – потом дома, а не наоборот»
Сегодня долги Комитета по дорожному хозяйству перед подрядными организациями за выполненные работы составляют около 3,3 млрд рублей. Возможности бюджета позволяют выплатить не более 2,5 млрд рублей. Отсутствие источников финансирования – основная проблема регионального дорожного хозяйства, убежден председатель профильного комитета Михаил Козьминых.
– Оправдал ли ожидания специалистов новый подход к подготовке документации для конкурсных процедур по ремонтам автомобильных дорог, внедренный в 2013 году?
– Система взаимодействия с районными администрациями по корректировке адресной программы в каждом районе, на мой взгляд, достаточно эффективна. Работа, выполненная в 2013 году, уже принесла свои плоды: все ремонтные организации вышли на объекты еще с 1 мая, после завершения сезонной просушки. Сейчас мы формируем программу ремонтов на 2015-2016 годы, чтобы и далее готовиться к новому строительному и ремонтному сезону заблаговременно, а не по окончании торгов текущего года.
Недостаток бюджетных средств на оплату выполненных подрядчиками ремонтов в сумме около 0,8 млрд рублей не позволяет в полном объеме выполнить программу ремонтов нынешнего года, хотя с каждой подрядной организацией мы будем обсуждать возможность исполнения госконтракта в полном объеме. Мы намерены также обсуждать с Комитетом финансов возможность пополнения бюджета дорожного фонда в размере недостающих средств в сентябре и в декабре 2014 года – в рамках поправок в консолидированный бюджет Ленобласти.
– Ранее региональные власти заявляли об усилении контроля над ремонтом автодорог в Ленобласти. Что для этого делается?
– Восстановлены все функции передвижной дорожной лаборатории, которая позволяет определять плотность слоев дорожной одежды и их соответствие проекту. Кроме этого, методом кернения будут браться пробы для определения состава и плотности применяемого материала. Специалисты технического надзора, с которым мы работаем на условиях договора, главные инженеры в составе Комитета по дорожному хозяйству, осуществляющие функции приемщиков (или заказчиков), и лаборатория, которая будет проходить по всем участкам ремонтных работ (на сегодня это 460 км) и по всей длине определять слабые точки, обеспечат тройной надзор за ремонтами. При этом в рамках приемки работ и технадзор, и представители заказчика будут делать то же самое.
Говоря о ремонте региональных дорог, надо отметить, что сегодня 2,2 тыс. км дорог (а это более 30% от общей протяженности) приведены в порядок. Понятно, что недостатков очень много. Например, практически не соблюдаются межремонтные сроки. Потому что ежегодно в области надо ремонтировать минимум 1000 км автодорог, а средств хватает только на 500 км. Но с каждым годом уровень финансирования на содержание региональных автомобильных дорог повышается: сегодня погашается почти 35% от стоимости их содержания. Это позволяет нам активно выполнять ямочный ремонт не только вручную, но и механизированным путем, в том числе фрезерованием.
– Какие территории для вас приоритетны с точки зрения ремонта дорог?
– Сегодня акцент сделан на центральную часть Ленобласти – границу с Санкт-Петербургом, и это понятно: самые интенсивные автомобильные дороги являются вылетными магистралями из Санкт-Петербурга. Интенсивность по ним составляет 20-80 тыс. автомобилей в сутки в зависимости от времени года, времени суток и дня недели.
Проблема Ленобласти в том, что у нас нет областного центра: мы граничим с Санкт-Петербургом и находимся в состоянии «субъект/субъект». Поэтому не учитывать состояние автомобильных дорог, по которым, по разным оценкам, летом выезжает в область 2-2,5 млн петербуржцев, нельзя.
– Продолжится ли диалог региональной власти с недропользователями об их участии в ремонте и содержании автодорог?
– Такой обязанности у этих предприятий нет. Часть дорог мы передаем на их содержание, но это малая часть, и, конечно, это не компенсирует затрат Ленобласти на содержание дорожной сети.
К сожалению, до сих пор федеральным правительством не принято решение о порядке оплаты движения грузового транспорта по федеральным дорогам. Независимо от этого, мы разработали новую методику компенсации вреда, наносимого тяжелым транспортом. В случае ее принятия формула компенсации будет упрощена. Мы учитываем опыт Татарстана, где за период просушки автодорог объем платежей за проезд грузового транспорта по региональным дорогам составляет до 1 млрд рублей. В Татарстане действует система передвижных и стационарных пунктов весового контроля, поддерживаемых сотрудниками ГАИ. Мы планируем делать упор на упрощенный порядок приобретения пропусков на проезд тяжелого транспорта по территории Ленобласти и стационарные автоматические пункты весового контроля автотранспорта в динамическом состоянии. Уже идут переговоры с разработчиком системы и возможными частными инвесторами. Результатом этого станет запуск пилотного проекта в Выборгском районе уже нынешним летом.
– Какова цена вопроса? Может ли бюджет себе это позволить?
– Нет, бюджет себе позволить это не может. Пункт стационарного контроля стоит около 50 млн рублей, автоматизированный пункт – около 20-25 млн рублей. В Ленобласти требуется минимум 60 таких пунктов. При этом необходим единый оператор для обработки поступающей информации в автоматическом режиме. Так что, скорее всего, это будет государственно-частное партнерство (ГЧП).
– А каково ваше мнение об инициативе застройщиков по созданию инфраструктурных объектов на границе Петербурга и Ленобласти?
– Наверное, сначала должна была появиться дорога, а потом жилая застройка. Мы же идем совершенно другим путем: сначала появляется жилая застройка, а после этого пытаемся между домами втиснуть автомобильную дорогу, причем класса, позволяющего выводить транспортные потоки из Санкт-Петербурга. Такой алгоритм значительно удорожает проект. Например, при проектировании продолжения Гражданского проспекта уже понятно, что дорога пройдет по частным землям, придется переносить действующие ЛЭП, а значит, тратить на это бюджетные средства.
То же самое и в отношении подъезда к Всеволожску через Янино, на автомобильной дороге КАД – Колтуши. В Янино мы вынуждены сейчас корректировать проектное задание, поскольку дорога попадает на участки, где будут построены два дома.
На сегодня стоимость выкупа земель по продолжению Гражданского проспекта проектировщиками оценивается в 1,5 млрд рублей, по автодороге КАД – Колтуши, подъезду ко Всеволожску стоимость выкупа – почти 600 млн рублей. На эти деньги можно было бы построить саму дорогу, если бы земли под строительство были зарезервированы заранее.
Но надо отметить, что дорожная атмосфера в Ленинградской области все-таки улучшается. Кольцевая дорога закончена. Севзапуправтодор планирует развитие южного полукольца. Особенно интересна реконструкция участка между Киевской и Московской трассами.
Взаимодействие с Севзапуправтодором для нас серьезная задача, и для того, чтобы с ней справиться, мы разработали стратегию, которая будет приниматься на уровне правительства Ленинградской области. Стратегия подразумевает согласованные действия всех заказчиков на территории области, на этом документе будет базироваться государственная программа.
– Вы уже возглавляли Комитет по дорожному хозяйству. Было ли для вас что-то неожиданным при повторном вступлении в должность председателя комитета?
– Удивила передача комитету функций заказчика от ГУ «Ленавтодор». Поскольку мы считаем, что Комитет по дорожному хозяйству должен заниматься стратегическими аспектами, намерены обратиться к губернатору Ленинградской области с предложением все-таки вернуть функции заказчика в государственное учреждение.
Пока остаются непонятными причины увеличения кредиторской задолженности дорожно-строительных ремонтных управлений (от 20 до 100 млн рублей по разным предприятиям). Сейчас идет анализ по результатам балансовых комиссий, от которого зависит решение по организационно-правовой структуре государственных учреждений: останутся ли они в нынешнем виде ГУПов, будут акционированы или, наоборот, трансформируются в бюджетные учреждения. В любом случае, ДРСУ надо укреплять и в структуре комитета необходимо сформировать департамент, который будет заниматься исключительно ДРСУ.