Сергей Бажитов: «Потребление строительного кирпича будет сокращаться и дальше»
Специалисты оценивают емкость рынка кирпича в Санкт-Петербурге и Ленобласти в сфере коттеджного и индивидуального жилого строительства в пределах 80-100 млн шт. О ближайших перспективах этого сегмента рассказал Сергей Бажитов, исполнительный директор ООО «Торговая компания «Ленстройматериалы».
– Чем обусловлена некоторая стагнация на рынке силикатного кирпича в 2013 году?
– Уместно говорить о падении объемов продаж не только силикатного кирпича, но и других стеновых материалов в сегменте ИЖС. В первую очередь это связано с темпами строительства, которые мы наблюдали в 2013 году: многие проекты были заморожены, какие-то проекты активно не продавались. И я не вижу особых предпосылок для радужных планов на 2014 год. По самым оптимистичным прогнозам, этот сегмент рынка вырастет на 3-4%. А скорее всего, покажет объемы, сопоставимые с 2013 годом.
– Правительство Ленобласти неоднократно заявляло о приоритетности развития малоэтажного строительства. Оказывают ли усилия региональной власти, по вашему мнению, положительное влияние на рынок?
– Нет, пока такого влияния мы не видим. Дело в том, что многие из коттеджных поселков, заявленных сегодня под строительство (по разным данным, их в Ленобласти от 250 до 300), оставляют для покупателей нерешенные проблемы – например, пресловутой инфраструктуры. Есть над чем поработать и в плане банковской поддержки покупателей загородной недвижимости. Большая часть коттеджных поселков не попадает под ипотечные программы.
В январе-марте нынешнего года зафиксирован резкий рост покупок в сегменте многоэтажного строительства. Логично предположить, что потенциальные покупатели в первую очередь вкладывают средства в квартиры в многоквартирных домах, нежели в коттеджное строительство.
– За счет чего будут расширяться ассортимент и увеличиваться объемы производства ОАО «Павловский завод»?
– Неизменно растущий спрос демонстрируют две группы материалов – облицовочный кирпич (в том числе окрашенный, и с фактурной поверхностью) и силикатные блоки. В среднем рост продаж в сегменте облицовочного кирпича составляет 10-12%. По силикатным блокам рост более динамичный: он может составить от 15% до 25%, как это произошло в 2013 году.
Что касается строительного кирпича, он демонстрирует из года в год отрицательную динамику, и этому есть очевидное объяснение: на рынок приходят на рынок альтернативные материалы, которые меняют сами технологии строительства. Например, эффективный утеплитель газобетон стал одним из типовых решений и в малоэтажных, и в многоэтажных домах. Мы видим предпосылки к дальнейшему сокращению доли строительного кирпича в объеме продукции Павловского завода. Соответственно, важно перестроить ассортимент завода таким образом, чтобы предложить нашим заказчикам конкурентоспособный и экономически выгодный материал.