Агломерация без пробок
Крупнейшие застройщики, реализующие проекты в Ленобласти, объединяются в инициативные группы для решения вопросов транспортной доступности своих проектов. Такие инициативы помогают привлечь в развитие транспортных проектов федеральное финансирование.
Дарья Литвинова, главный редактор газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область»
Валентин Енокаев, заместитель генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
Антон Бучнев, начальник департамента транспорта Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области
Рубен Тертерян, генеральный директор СПб ГБУ «Центр транспортного планирования»
Сергей Нечаев, представитель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области
Александр Холоднов, заместитель генерального директора ИТП «Урбаника»
Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость»
Александр Шафранский, заместитель генерального директора по комплексному освоению территории компании «КВС»
Михаил Ерофеев, генеральный директор ООО «Мультимодальный комплекс «Усть-Луга»
Андрей Нилов, заместитель генерального директора компании «Полис Групп»
Кристина Никитина, член совета директоров компании «О2 Девелопмент»
Кирилл Чернаков, руководитель проекта «Транспортно-логистический кластер «Северо-Запад»
Станислав Невзоров, председатель совета директоров ИГК «Союз-Инвест»
На дискуссии «Агломерация без пробок», состоявшейся в рамках форума «Девелопмент и строительство в Ленинградской области», представители профильных комитетов и ведомств, проектировщики и девелоперы обсудили актуальную версию развития транспортной системы региона.
Острова в океане
Отсутствие дорог и соответствующей инфраструктуры в районах активной жилищной застройки Ленобласти заставляет экспертов сравнивать некоторые проекты комплексного освоения территорий с островами в океане, никак не связанными с «большой землей».
Руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева привела статистику ввода жилья в Ленобласти за последние четыре года. «Лидируют «миллионики» – Мурино, Кудрово, в перспективе Янино и Сертолово, Новоселье и Новогорелово. В том же Кудрово в 2010 году было выведено порядка 50 тыс. кв. м, а на момент 2013 года – уже почти 0,5 млн кв. м. Мурино демонстрирует еще более впечатляющие темпы по выводу проектов. В 2011 году вывод в продажу составил порядка 80 тыс. «квадратов», а в 2013-м – свыше 700 тыс. кв. м. Безусловно, колебания спроса будут корректировать объемы ввода, но пока мы видим положительную тенденцию», – считает эксперт. На данный момент, по словам Ольги Трошевой, в квартал выводится порядка 1 млн кв. м и столько же поглощается.
Транспортные планы
Начальник департамента транспорта Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области Антон Бучнев рассказал о совместной работе города и области в решении вопросов транспортной инфраструктуры.
В 2011 году в целях координации развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти с участием Министерства транспорта РФ был создан Координационный совет. По заказу Министерства транспорта была разработана и одобрена Координационным советом совместная программа развития транспортной системы города и области, рассчитанная до 2020 года. В программу вошли мероприятия, направленные на строительство транспортных развязок и обходов крупных населенных пунктов, таких как Красное Село, Сертолово, Колтуши, Мурино, Новодевяткино. Предусмотрено включение ряда участков некоторых региональных дорог в федеральный реестр, например автодороги Парголово – Огоньки. Кроме того, планируется создание линий легкорельсового транспорта, а также строительство транспортно-пересадочных узлов с перехватывающими автомобильными парковками, двухуровневых пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями, внедрение автоматизированных систем управления автомобильным транспортом и создание единого электронного билета для проезда на общественном транспорте города и области, включая соответствующие приложения для льготников.
Для реализации мероприятий программы решением губернаторов Петербурга и Ленобласти и министра транспорта РФ было создано АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти».
«Дирекция для нас является инструментом, при помощи которого можно реализовывать совместные с городом проекты и привлекать в них федеральные средства, – отметил Антон Бучнев. – Очевидно, что и бюджет Петербурга, и бюджет Ленинградской области без привлечения средств Федерации не в состоянии в полном объеме профинансировать создание необходимой инфраструктуры. Это возможно путем включения тех или иных мероприятий в федеральные адресные инвестиционные программы и в программу развития транспортной системы РФ. Для Москвы и Московской области уже создано отдельное приложение в этой программе. Одно из поручений министра, озвученных на последнем Координационном совете, – создание подобного приложения для Петербурга и Ленобласти».
Валентин Енокаев, заместитель генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», рассказал о четырех основных проектах, работу над которыми дирекция ведет в настоящее время. «Все эти проекты имеют одну общую черту – они инициированы правительствами Петербурга и Ленобласти, и Федерация также заинтересована в их реализации, – рассказал Валентин Енокаев. – Это автомобильная развязка с КАД в Девяткино, соединение автодороги «Нарва» и КАД, и две линии ЛРТ – во Всеволожск и Сертолово. На последнем Координационном совете мы приняли общую схему ЛРТ, которая была нами разработана и согласована с коллегами из Петербурга и Ленобласти. По всем четырем проектам мы ведем предпроектные проработки».
По словам Валентина Енокаева, к проектам, интересным Федерации, в первую очередь относятся те, что реализуются с привлечением частных инвестиций, или проекты, имеющие федеральную составляющую, то есть элементы инфраструктуры, которые работают не только в интересах конкретного региона или муниципалитета, но и являются обязательным условием для реализации межрегиональных или федеральных планов развития территорий.
«Чем, например, интересен Федерации проект в Девяткино? Он предполагает подключение международного автомобильного вокзала в составе транспортно-пересадочного узла «Девяткино», – рассказал Валентин Енокаев. – Кроме того, этот проект проинициирован группой застройщиков, реализующих проекты на данной территории. Возглавляет эту инициативную группу компания «Полис Групп». Застройщики активно вкладывают инвестиции в разработку документации, необходимой для реализации этого проекта. Это весьма похвальная социальная инициатива, и мы призываем всех застройщиков к участию».
Валентин Енокаев также прокомментировал перспективы развития КАД‑2. «Развитие получит трасса А-120. Проектирование начнется в этом году, ФКУ «Севзапуправтодор» возглавляет работу по этому проекту. Он разбит на участки – первый участок от Киевского шоссе до Московского шоссе, второй – до трассы «Нарва», третий – до трассы Петродворец – Кейкино. Последний участок получит развитие, если будет поддержан Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области», – отметил эксперт.
По словам представителя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Сергея Нечаева, работа по реконструкции участка дороги Петродворец – Кейкино (5 км – 23 км) – в планах комитета. «По заказу комитета сейчас проводится проектная работа по реконструкции данного участка. Проектная документация готовится для передачи в государственную экспертизу. Ориентировочная стоимость работ составляет 6,5 млрд рублей», – рассказал Сергей Нечаев.
Дополняя ответ на вопрос о КАД-2, Сергей Нечаев обратил внимание участников заседания круглого стола на то, что второй кольцевой дороги в общепринятом понимании создать не удастся. «Мы не сможем в полном объеме замкнуть кольцо вокруг города, так как не существует второй дамбы через Финский залив. Это будут некие хорды, но то, что они будут, – однозначно. Загруженность существующей КАД колоссальна. Работа по ее разгрузке ведется, но будет проходить поэтапно. И безусловно, большую роль в этом сыграет развитие А-120», – прокомментировал Сергей Нечаев.
Дороги в складчину
Сложность и длительность реализации транспортно-инфраструктурных проектов заставляет застройщиков, реализующих проекты комплексного освоения территорий в Ленинградской области, объединяться в инициативные группы.
По мнению Кристины Никитиной, члена совета директоров компании «О2 Девелопмент», пробки и транспортные проблемы территории, на которой компания возводит жилой комплекс, могут значительно испортить проект в глазах потенциальных покупателей. «Наш проект находится в Мурино, мы начали с малого – сделали пешеходный тротуар, чтобы люди могли дойти до метро. Вместе с «ЦДС» и «УНИСТО Петросталь», реализующими проекты на соседних участках, мы ведем переговоры о строительстве пешеходных дорожек между нашими проектами и обсуждаем вопрос софинансирования проектирования дороги в сторону Бугров».
Андрей Нилов, заместитель генерального директора компании «Полис Групп», полагает, что инициатива по решению транспортных вопросов на конкретных территориях сейчас в основном исходит от застройщиков. «Мы проводили много совместных совещаний с Дирекцией по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, и благодаря им проект строительства выезда из застраиваемой территории Мурино сдвинулся с мертвой точки. Без активных мер по улучшению ситуации там неминуемо возникнет коллапс, уже сейчас возникают проблемы с выездом со стройплощадок техники в конце рабочего дня. Безусловно, мы готовы принимать финансовое участие в решении транспортных проблем этой территории».
По мнению Александра Шафранского, заместителя генерального директора по комплексному освоению территории компании «КВС», в Ленобласти, к сожалению, отсутствует единый центр стратегического транспортного планирования, в отличие от Петербурга. «Мы уже довольно давно занимаемся этой проблемой в Сертолово, Янино, и не совсем понятно, с какой структурой вести диалог по развитию транспортной сети. К сожалению, на Координационном совете по развитию КОТ в Ленобласти вопрос стратегии развития транспортной системы на территориях активной жилищной застройки еще ни разу не поднимался».
Не только дорога
По мнению Михаила Ерофеева, генерального директора ООО «Мультимодальный комплекс «Усть-Луга», агломерационные процессы не ограничиваются только вопросами транспорта, и правильно, когда территория изначально получает комплексное развитие. «Что такое агломерация «Усть-Луга» сейчас? Мы проанализировали общую ситуацию, связанную с развитием всей инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, и оказалось, что многие проекты, связанные с расширением производственной и логистической зоны Усть-Луги и появлением первого в России специализированного грузового аэропорта, требуют существенной доработки», – рассказал Михаил Ерофеев.
По его словам, ситуация с развитием агломерации в Усть-Луге во многом сходна с тем, как будут развиваться активно застраиваемые жильем пригородные районы Ленинградской области. «Ядром агломерации становится Усть-Луга. Она находится на равноудаленном расстоянии от городов Сосновый Бор и Кингисепп. Терминалы для своих сотрудников приобретают жилье в этих городах. Очень тяжелая ситуация связана с маятниковой миграцией – люди ежедневно проделывают 100-километровый путь, для того чтобы попасть на работу. В связи с этим возникает потребность в пересмотре той транспортной стратегии, которая принята для развития порта «Усть-Луга», – считает Михаил Ерофеев. – Интересная ситуация возникает с железнодорожным сообщением. Мы проанализировали, что, изменив соответствующим образом схему железнодорожного сообщения в этом районе, можно сэкономить минимум 500 млн рублей. Нужно комплексно подходить к вопросам развития агломерации и не стесняться пересматривать уже существующие инвестиционные программы, если условия меняются».
По мнению Александра Холоднова, заместителя генерального директора ИТП «Урбаника», существующие планы по финансированию объектов транспортной инфраструктуры никак не увязаны с объемами жилищного строительства.
«В рамках подготовки схемы терпланирования Ленинградской области мы проводили соответствующие исследования и анализировали, насколько соответствуют планы по развитию жилищного строительства и планы по развитию транспортной инфраструктуры в Ленинградской области. Наиболее загруженные магистрали приходятся на северо-восточные и восточные направления, и здесь заявлены наиболее масштабные объемы жилищного строительства».
Согласно исследованию, выполненному ИТП «Урбаника», по прогнозам, к 2020 году в северо-восточных пригородных районах области (Мурино, Девяткино) будет проживать около 200 тыс. человек.
В восточных районах (между трассой «Кола» и Всеволожском – в Кудрово, Янино) к 2020 году ожидается прирост населения до 150 тыс. человек, вследствие чего нагрузка на это направление удвоится.
Юго-запад (между трассами «Нарва» и Петербург – Псков, проекты в Новогорелово, Новоселье и в Гатчине) к 2020 году обещает разместить 70 тыс. человек.
Северное направление (между трассой «Скандинавия» и Ново-Приозерским шоссе, проекты в Буграх, Сертолово) обещает рост числа проживающих до 50 тыс. человек.
Юго-восток (поселок им. Тельмана, Никольское, Коммунар, Тосно), согласно прогнозам и заявленным проектам, прирастет населением до 35 тыс. человек.
«Планы по развитию транспортной инфраструктуры, которые в значительной мере диктуются федеральным центром, и заявляемые объемы жилищного строительства, являющиеся планами частных инвесторов, обратно пропорциональны друг другу, – считает Александр Холоднов. – Районы с наибольшими объемами жилья наименее капитализированы с точки зрения развития транспортной инфраструктуры, и наоборот. Работа по координации планов должна быть продолжена».
По мнению Рубена Тертеряна, генерального директора СПб ГБУ «Центр транспортного планирования», в приведенной схеме (см. схему «Несогласованность инвестиционных планов», источник: ИТП «Урбаника») упущено то обстоятельство, что у Петербурга большие планы по развитию южной планировочной зоны. «К 2025 году в этом направлении прогнозируется прирост населения до 700 тыс. человек, – рассказал Рубен Тертерян. – И заявленные объемы финансирования объектов транспортной инфраструктуры должны помочь городу развиваться в этом направлении. Но вопрос соответствия инвестиционных планов и объемов жилищной застройки абсолютно правильный. Денег катастрофически не хватает, и очевидно, что инфраструктура не поспевает за развитием жилищных проектов. Сложность заключается в том, что транспортные проекты длительны в реализации. Вопросам сбалансированного планирования нужно придавать серьезное значение».
Председатель совета директоров ИГК «Союз-Инвест» Станислав Невзоров уверен, что без системного подхода в инфраструктурные проекты сложно привлекать финансирование: «Сегодня любой инфраструктурный проект – это конкурентная борьба за государственные и частные деньги. Если проект не показывает свою эффективность, он крайне сложно продвигается на федеральном уровне, и частным инвесторам он тоже неинтересен».
«Настолько разные векторы у каждого департамента, министерства, а площадки для координации планов, так называемого Министерства планирования, не создано, – добавляет Кирилл Чернаков, руководитель проекта «Транспортно-логистический кластер «Северо-Запад». – Ведомства зажаты в определенные бюджетные ограничения, и механизм привлечения частных инвестиций – это основной вопрос для претворения намеченных планов в жизнь. И здесь без привлечения профессионального сообщества не обойтись».
Текущие проекты Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области
1. Подключение международного автомобильного вокзала в составе ТПУ «Девяткино» к КАД.
Срок реализации строительства – 2016-2018 годы.
Ориентировочная стоимость строительства – 1 млрд рублей.
2. Строительство подъезда от кольцевой автомобильной дороги А-118 до автомобильной дороги М-11 «Нарва».
Срок реализации строительства – 2017-2018 годы.
Ориентировочная стоимость строительства – 15 млрд рублей.
3. Линия легкого рельсового транспорта по направлению Петербург – Всеволожск.
Ориентировочная стоимость строительства – 7,4 млрд рублей.
4. Линия легкого рельсового транспорта по направлению Петербург – Сертолово.
Ориентировочная стоимость строительства – 9,3 млрд рублей (ст. м. «Озерки» – город Сертолово); 8,8 млрд рублей (ст. м. «Парнас» – город Сертолово).
Источник: АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области»