Агломерация без пробок

Крупнейшие застройщики, реализующие проекты в Ленобласти, объединяются в инициативные группы для решения вопросов транспортной доступности своих проектов. Такие инициативы помогают привлечь в развитие транспортных проектов федеральное финансирование.

 

Дарья Литвинова, главный редактор газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область»
Валентин Енокаев, заместитель генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
Антон Бучнев, начальник департамента транспорта Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области
Рубен Тертерян, генеральный директор СПб ГБУ «Центр транспортного планиро­вания»
Сергей Нечаев, представитель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области
Александр Холоднов, замес­титель генерального директора ИТП «Урбаника»
Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость»
Александр Шафранский, заместитель генерального директора по комплексному освоению территории компании «КВС»
Михаил Ерофеев, генеральный директор ООО «Мульти­модаль­ный комплекс «Усть-Луга»
Андрей Нилов, заместитель генерального директора компании «Полис Групп»
Кристина Никитина, член совета директоров компании «О2 Девелопмент»
Кирилл Чернаков, руководитель проекта «Транспортно-логистический кластер «Северо-Запад»
Станислав Невзоров, председатель совета директоров ИГК «Союз-Инвест»

На дискуссии «Агломерация без пробок», состоявшейся в рамках форума «Девелопмент и строительство в Ленин­градской области», представители профильных комитетов и ведомств, проектировщики и девелоперы обсудили актуальную версию развития транспортной системы региона.

Острова в океане

Отсутствие дорог и соответствующей инфраструктуры в районах активной жилищной застройки Ленобласти заставляет экспертов сравнивать некоторые проекты комплексного освоения территорий с островами в океане, никак не связанными с «большой землей».
Руководитель консалтингового цент­ра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева привела статистику ввода жилья в Ленобласти за последние четыре года. «Лидируют «миллионики» – Мурино, Кудрово, в перспективе Янино и Сертолово, Новоселье и Новогорелово. В том же Кудрово в 2010 году было выведено порядка 50 тыс. кв. м, а на момент 2013 года – уже почти 0,5 млн кв. м. Мурино демонстрирует еще более впечатляющие темпы по выводу проектов. В 2011 году вывод в продажу составил порядка 80 тыс. «квадратов», а в 2013-м – свыше 700 тыс. кв. м. Безусловно, колебания спроса будут корректировать объемы ввода, но пока мы видим положительную тенденцию», – считает эксперт. На данный момент, по словам Ольги Трошевой, в квартал выводится порядка 1 млн кв. м и столько же поглощается.

Транспортные планы

Начальник департамента транспорта Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области Антон Бучнев рассказал о совместной работе города и области в решении вопросов транспортной инфраструктуры.
В 2011 году в целях координации развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти с участием Министерства транспорта РФ был создан Координационный совет. По заказу Министерства транспорта была разработана и одобрена Координационным советом совместная программа развития транспортной системы города и области, рассчитанная до 2020 года. В программу вошли мероприятия, направленные на строительство транспортных развязок и обходов крупных населенных пунк­тов, таких как Красное Село, Сертолово, Колтуши, Мурино, Новодевяткино. Предусмотрено включение ряда участков некоторых региональных дорог в федеральный реестр, например автодороги Парголово – Огоньки. Кроме того, планируется создание линий легкорельсового транспорта, а также строительство транспортно-пересадочных узлов с перехватывающими автомобильными парковками, двухуровневых пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями, внедрение автоматизированных систем управления автомобильным транспортом и создание единого электронного билета для проезда на общественном транспорте города и области, включая соответствующие приложения для льготников.
Для реализации мероприятий программы решением губернаторов Петербурга и Ленобласти и министра транспорта РФ было создано АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти».
«Дирекция для нас является инструментом, при помощи которого можно реализовывать совместные с городом проекты и привлекать в них федеральные средства, – отметил Антон Бучнев. – Очевидно, что и бюджет Петербурга, и бюджет Ленинградской области без привлечения средств Федерации не в состоянии в полном объеме профинансировать создание необходимой инфраструктуры. Это возможно путем включения тех или иных мероприятий в федеральные адресные инвестиционные программы и в программу развития транспортной системы РФ. Для Москвы и Московской области уже создано отдельное приложение в этой программе. Одно из поручений министра, озвученных на последнем Координационном совете, – создание подобного приложения для Петербурга и Ленобласти».
Валентин Енокаев, заместитель генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», рассказал о четырех основных проектах, работу над которыми дирекция ведет в настоящее время. «Все эти проекты имеют одну общую черту – они инициированы правительствами Петербурга и Ленобласти, и Федерация также заинтересована в их реализации, – рассказал Валентин Енокаев. – Это автомобильная развязка с КАД в Девяткино, соединение автодороги «Нарва» и КАД, и две линии ЛРТ – во Всеволожск и Сертолово. На последнем Координационном совете мы приняли общую схему ЛРТ, которая была нами разработана и согласована с коллегами из Петербурга и Ленобласти. По всем четырем проектам мы ведем предпроектные проработки».
По словам Валентина Енокаева, к проектам, интересным Федерации, в первую очередь относятся те, что реализуются с привлечением частных инвестиций, или проекты, имеющие федеральную составляющую, то есть элементы инфраструктуры, которые работают не только в интересах конкретного региона или муниципалитета, но и являются обязательным условием для реализации межрегиональных или федеральных планов развития территорий.
«Чем, например, интересен Федерации проект в Девяткино? Он предполагает подключение международного автомобильного вокзала в составе транспортно-пересадочного узла «Девяткино», – рассказал Валентин Енокаев. – Кроме того, этот проект проинициирован группой застройщиков, реализующих проекты на данной территории. Возглавляет эту инициативную группу компания «Полис Групп». Застройщики активно вкладывают инвес­тиции в разработку документации, необходимой для реализации этого проекта. Это весьма похвальная социальная инициатива, и мы призываем всех застройщиков к участию».
Валентин Енокаев также прокомментировал перспективы развития КАД‑2. «Развитие получит трасса А-120. Проектирование начнется в этом году, ФКУ «Севзапуправтодор» возглавляет работу по этому проекту. Он разбит на участки – первый участок от Киевского шоссе до Мос­ков­ского шоссе, второй – до трассы «Нарва», третий – до трассы Петродворец – Кей­кино. Последний участок получит развитие, если будет поддержан Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области», – отметил эксперт.
По словам представителя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Сергея Нечаева, работа по реконструкции участка дороги Петродворец – Кейкино (5 км – 23 км) – в планах комитета. «По заказу комитета сейчас проводится проектная работа по реконструкции данного участка. Проектная документация готовится для передачи в государственную экспертизу. Ориентировочная стоимость работ составляет 6,5 млрд рублей», – рассказал Сергей Нечаев.
Дополняя ответ на вопрос о КАД-2, Сергей Нечаев обратил внимание участников заседания круглого стола на то, что второй кольцевой дороги в общепринятом понимании создать не удастся. «Мы не сможем в полном объеме замкнуть кольцо вокруг города, так как не существует второй дамбы через Финский залив. Это будут некие хорды, но то, что они будут, – однозначно. Загруженность существующей КАД колоссальна. Работа по ее разгрузке ведется, но будет проходить поэтапно. И безусловно, большую роль в этом сыграет развитие А-120», – прокомментировал Сергей Нечаев.

Дороги в складчину

Сложность и длительность реализации транспортно-инфраструктурных проектов заставляет застройщиков, реализующих проекты комплексного освоения территорий в Ленинградской области, объединяться в инициативные группы.
По мнению Кристины Никитиной, члена совета директоров компании «О2 Девелопмент», пробки и транспортные проблемы территории, на которой компания возводит жилой комплекс, могут значительно испортить проект в глазах потенциальных покупателей. «Наш проект находится в Мурино, мы начали с малого – сделали пешеходный тротуар, чтобы люди могли дойти до метро. Вместе с «ЦДС» и «УНИСТО Петросталь», реализующими проекты на соседних участках, мы ведем переговоры о строительстве пешеходных дорожек между нашими проектами и обсуждаем вопрос софинансирования проектирования дороги в сторону Бугров».
Андрей Нилов, заместитель генерального директора компании «Полис Групп», полагает, что инициатива по решению транспортных вопросов на конкретных территориях сейчас в основном исходит от застройщиков. «Мы проводили много совместных совещаний с Дирекцией по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, и благодаря им проект строительства выезда из застраи­ваемой территории Мурино сдвинулся с мертвой точки. Без активных мер по улучшению ситуации там неминуемо возникнет коллапс, уже сейчас возникают проблемы с выездом со стройплощадок техники в конце рабочего дня. Безусловно, мы готовы принимать финансовое участие в решении транспортных проблем этой территории».
По мнению Александра Шафранского, заместителя генерального директора по комплексному освоению территории компании «КВС», в Ленобласти, к сожалению, отсутствует единый центр стратегического транспортного планирования, в отличие от Петербурга. «Мы уже довольно давно занимаемся этой проблемой в Сертолово, Янино, и не совсем понятно, с какой структурой вести диалог по развитию транспортной сети. К сожалению, на Координационном совете по развитию КОТ в Ленобласти вопрос стратегии развития транспортной системы на территориях активной жилищной застройки еще ни разу не поднимался».

Не только дорога

По мнению Михаила Ерофеева, генерального директора ООО «Мульти­модальный комплекс «Усть-Луга», агломерационные процессы не ограничиваются только вопросами транспорта, и правильно, когда территория изначально получает комп­лексное развитие. «Что такое агломерация «Усть-Луга» сейчас? Мы проанализировали общую ситуацию, связанную с развитием всей инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, и оказалось, что многие проекты, связанные с расширением производственной и логистической зоны Усть-Луги и появлением первого в России специализированного грузового аэропорта, требуют существенной доработки», – рассказал Михаил Ерофеев.
По его словам, ситуация с развитием агломерации в Усть-Луге во многом сходна с тем, как будут развиваться активно застраиваемые жильем пригородные районы Ленинградской области. «Ядром агломерации становится Усть-Луга. Она находится на равноудаленном расстоянии от городов Сосновый Бор и Кингисепп. Терминалы для своих сотрудников приобретают жилье в этих городах. Очень тяжелая ситуация связана с маятниковой миграцией – люди ежедневно проделывают 100-километровый путь, для того чтобы попасть на работу. В связи с этим возникает потребность в пересмотре той транспортной стратегии, которая принята для развития порта «Усть-Луга», – считает Михаил Ерофеев. – Интересная ситуация возникает с железнодорожным сообщением. Мы проанализировали, что, изменив соответствующим образом схему железнодорожного сообщения в этом районе, можно сэкономить минимум 500 млн рублей. Нужно комплексно подходить к вопросам развития агломерации и не стесняться пересматривать уже существую­щие инвестиционные программы, если условия меняются».
По мнению Александра Холоднова, заместителя генерального директора ИТП «Урбаника», существующие планы по финансированию объектов транспортной инфраструктуры никак не увязаны с объемами жилищного строительства.
«В рамках подготовки схемы терпланирования Ленинградской области мы проводили соответствующие исследования и анализировали, насколько соответствуют планы по развитию жилищного строительства и планы по развитию транспортной инфраструктуры в Ленинградской области. Наиболее загруженные магистрали приходятся на северо-восточные и восточные направления, и здесь заявлены наиболее масштабные объемы жилищного строительства».
Согласно исследованию, выполненному ИТП «Урбаника», по прогнозам, к 2020 году в северо-восточных пригородных районах области (Мурино, Девяткино) будет проживать около 200 тыс. человек.
В восточных районах (между трассой «Кола» и Всеволожском – в Кудрово, Янино) к 2020 году ожидается прирост населения до 150 тыс. человек, вследствие чего нагрузка на это направление удвоится.
Юго-запад (между трассами «Нарва» и Петербург – Псков, проекты в Ново­го­релово, Новоселье и в Гатчине) к 2020 году обещает разместить 70 тыс. человек.
Северное направление (между трассой «Скандинавия» и Ново-Приозерским шоссе, проекты в Буграх, Сертолово) обещает рост числа проживающих до 50 тыс. человек.
Юго-восток (поселок им. Тельмана, Никольское, Коммунар, Тосно), согласно прогнозам и заявленным проектам, прирастет населением до 35 тыс. че­ловек.
«Планы по развитию транспортной инфраструктуры, которые в значительной мере диктуются федеральным цент­ром, и заявляемые объемы жилищного строительства, являющиеся планами частных инвесторов, обратно пропорцио­нальны друг другу, – считает Александр Холоднов. – Районы с наибольшими объемами жилья наименее капитализированы с точки зрения развития транспортной инфраструктуры, и наоборот. Работа по координации планов должна быть продолжена».
По мнению Рубена Тертеряна, генерального директора СПб ГБУ «Центр транспортного планирования», в приведенной схеме (см. схему «Несогласованность инвестиционных планов», источник: ИТП «Урбаника») упущено то обстоятельство, что у Петербурга большие планы по развитию южной планировочной зоны. «К 2025 году в этом направлении прогнозируется прирост населения до 700 тыс. человек, – рассказал Рубен Тертерян. – И заявленные объемы финансирования объектов транспортной инфраструктуры должны помочь городу развиваться в этом направлении. Но вопрос соответствия инвестиционных планов и объемов жилищной застройки абсолютно правильный. Денег катастрофически не хватает, и очевидно, что инфраструктура не поспевает за развитием жилищных проектов. Сложность заключается в том, что транспортные проекты длительны в реализации. Вопросам сбалансированного планирования нужно придавать серьезное значение».
Председатель совета директоров ИГК «Союз-Инвест» Станислав Невзоров уверен, что без системного подхода в инфраструктурные проекты сложно привлекать финансирование: «Сегодня любой инфраструктурный проект – это конкурентная борьба за государственные и частные деньги. Если проект не показывает свою эффективность, он крайне сложно продвигается на федеральном уровне, и частным инвесторам он тоже неинтересен».
«Настолько разные векторы у каждого департамента, министерства, а площадки для координации планов, так называемого Министерства планирования, не создано, – добавляет Кирилл Чернаков, руководитель проекта «Транспортно-логистический кластер «Северо-Запад». – Ведомства зажаты в определенные бюджетные ограничения, и механизм привлечения частных инвестиций – это основной вопрос для претворения намеченных планов в жизнь. И здесь без привлечения профессионального сообщества не обойтись».

Текущие проекты Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области

1. Подключение международного автомобильного вокзала в составе ТПУ «Девяткино» к КАД.
Срок реализации строительства – 2016-2018 годы.
Ориентировочная стоимость строительства – 1 млрд рублей.
2. Строительство подъезда от кольцевой автомобильной дороги А-118 до автомобильной дороги М-11 «Нарва».
Срок реализации строительства – 2017-2018 годы.
Ориентировочная стоимость строительства – 15 млрд рублей.
3. Линия легкого рельсового транспорта по направлению Петербург – Всеволожск.
Ориентировочная стоимость строительства – 7,4 млрд рублей.
4. Линия легкого рельсового транспорта по направлению Петербург – Сертолово.
Ориентировочная стоимость строительства – 9,3 млрд рублей (ст. м. «Озерки» – город Сер­толово); 8,8 млрд рублей (ст. м. «Парнас» – город Сертолово).

Источник: АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области»

рубрика: Круглый стол
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.