В поисках диалога
По мнению ряда экспертов, в Ленобласти отсутствует единый центр стратегического транспортного планирования. Его создание позволило бы не только решать вопросы транспортной доступности активно застраивающихся территорий, но и придало бы мощный
импульс инвестиционному развитию региона в целом.
Кирилл Чернаков, транспортно-логистический кластер «Северо-Запад», руководитель проекта:
– Сегодня появилась объективная необходимость обеспечить соответствующей транспортной инфраструктурой активно застраивающиеся территории Ленобласти. Возникает много вопросов: каким образом это делать, какой опыт учитывать, чему учиться заново?
Не подлежит сомнению, что государство на всех уровнях, от федерального до муниципального, должно выступать участником процессов развития транспортной инфраструктуры. Однако в условиях сокращения бюджетного финансирования становится очевидным, что власть не располагает необходимым объемом средств для самостоятельной реализации подобных проектов. Даже при условии координации стратегических программ и бюджетов всех уровней денег все равно не хватит.
С другой стороны, есть бизнес, который заинтересован в реализации крупных строительных проектов на территории региона. Если 5-10 лет назад можно было реализовывать подобные проекты на территориях, связанных существующей транспортной инфраструктурой, то на данный момент таких участков уже не остается. То есть при реализации новых проектов инвестор вынужден нести дополнительные затраты на обеспечение транспортной доступности своего объекта, что, в свою очередь, удорожает стоимость квадратного метра жилья.
На этом стыке интересов мы попытались понять, какая может быть технология решения этой задачи. И пришли к выводу, что сегодня отсутствует механизм развития таких проектов. Необходима единая структура, которая могла бы заниматься координацией этих вопросов. Каждый решает свою проблему, а увязки нет. И дело не в претензии к власти или к кому-то еще. Существующие конструкции не позволяют решать такие вопросы.
Безусловно, государственные программы кто-то должен претворять в жизнь, и сегодня для этого создаются соответствующие структуры. Но они практически никак не учитывают мнение профессионального сообщества и потребности бизнеса, что в лучшем случае приводит к созданию трудноосуществимых и далеких от реальности планов, а в худшем негативно влияет на показатели инвестпроектов и вызывает рост социальной напряженности.
Сегодня застройщики, реализующие крупные жилищные проекты, вынуждены в складчину работать над созданием внутренней дорожной инфраструктуры и съездов на КАД, но это не имеет прямого отношения к развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области.
Проект должен обсуждаться не просто в составляющей решения транспортной доступности того или иного жилого комплекса, а в составляющей и логистики, и функционального зонирования, и развития территории в целом.
На наш взгляд, сегодня назрела необходимость в создании площадки для обсуждения перспектив развития комплексных проектов транспортного узла Петербурга и Ленинградской области. Она может называться как угодно, но обязательно вовлекать представителей профессионального сообщества, бизнеса и власти. Тех, кто имеет реальный опыт работы по транспортным проектам, – строителей, проектировщиков, эксплуатантов. Безусловно, вносить предложения по созданию тех или иных проектов должен бизнес. Власть должна давать оценку подобным инициативам с точки зрения их соответствия планам развития конкретных территорий и региона в целом, а также оценивать возможность реализации таких проектов на принципах ГЧП. Центром формирования таких инициатив должно стать профессиональное сообщество, поскольку сегодня накоплен весьма серьезный опыт по реализации транспортных проектов, и вариантов их развития очень много.
Для каждого из проектов необходимо разрабатывать индивидуальную четко структурированную схему ГЧП – только отсюда возникнет потребность у частного инвестора и у государства вкладывать средства.
Московские коллеги давно уже пришли к пониманию, что необходимо создавать управляющие компании, которые будут увязывать комплекс интересов в развитии экономического потенциала региона. Это интегрированные инфраструктурные провайдеры, которые формируют финансовые потоки с эксплуатации инфраструктурного комплекса – транспортного, энергетического, ЖКХ. Такой подход позволяет эффективно модернизировать систему.
В рамках транспортно-логистического кластера мы заключили соглашения с руководителями проектных институтов и готовы на безвозмездной основе подключиться к работе по созданию такой управляющей компании. Мы готовы участвовать в проведении конкурса и только на следующем этапе – непосредственно при реализации проекта – претендуем на право проводить технический аудит, и в его стоимость будет заложена оплата работ, проведенных и согласованных на первом этапе.
Станислав Невзоров, председатель совета директоров ИГК «Союз-Инвест»:
– В условиях недостаточного бюджетного финансирования возникает задача привлечь дополнительные источники инвестиций в транспортные проекты, проекты комплексного освоения территорий. Во всем мире комплексные проекты реализуются с учетом трех составляющих: транспортная доступность, строительство и занятость населения. На этих трех китах строятся стратегии развития агломерации.
Проект создания легкого рельсового транспорта может стать таким пилотным проектом, который бы позволил системно подойти к решению инфраструктурных вопросов, найти заинтересованных партнеров, вывести подготовленные комплексные решения на общественные слушания и получить согласование властей.
Сегодня есть приоритетные государственные программы по строительству и модернизации БАМа, Транссиба, созданию мощной инфраструктуры Московского и Северо-Западного транспортного узла. Между проектами идет борьба по эффективности использования ресурсов, которые ограничены.
Сейчас происходит переформатирование взаимоотношений бизнеса и власти, перестройка стратегий крупнейших корпораций, которые выделяют ресурсы для развития регионов. Наша задача – найти алгоритм практических шагов, которые позволят любому бизнесу, работающему в рамках трех блоков развития агломерации – транспорт, строительство и промышленность, – развивать свои проекты.
В рамках предлагаемой бизнес-модели транспортно-логистический кластер является системообразующим элементом и впоследствии может стать основой структуры, ответственной за развитие Петербургской агломерации в целом. Ведь в конце концов приоритетными станут и получат доступ к финансовым ресурсам только те проекты комплексного освоения территорий, которые используют новые финансовые и организационные модели. И для государственных структур, и для частного бизнеса они будут являться инструментами дальнейшего продвижения и роста.
Очень показателен в этом ключе опыт зарубежных партнеров. Во Франции создана корпорация «Большой Париж», которая занимается вопросами развития Парижской агломерации. Именно благодаря работе корпорации те или иные инициативы обретают реальные перспективы развития, становятся впоследствии проектами на основе ГЧП, получают необходимое обоснование, проходят общественные слушания, обретают юридическую структуру и бюджетное софинансирование.
Каждый регион обладает своей уникальностью, и нужно профессионально подходить к его функциональному назначению и созданию тех или иных инфраструктурных проектов на его территории. Создание транспортно-логистического кластера призвано решать эти вопросы, учитывая формирование пассажирских потоков, движение товаров и грузов в системе транспортных коридоров, формирование крупных жилых районов, развитие промышленных площадок и т. д. Ведь в противном случае возникающие диспропорции могут обернуться тяжелыми экономическими и социальными проблемами и в конечном счете будут бить по каждому.