Леноблгосэкспертиза: отличия при прочих равных
Ключевые вопросы подготовки проектной документации, результатов инженерных изысканий для получения экспертного заключения обсудили участники заседания круглого стола, организованного ГАУ «Леноблгосэкспертиза».
«Жизнь не стоит на месте: меняются технологии, градостроительная политика, отношения между экспертными и проектными организациями, и поэтому диалог, считаю, важен для обеих сторон», – отметил, предваряя мероприятие, руководитель Леноблгосэкспертизы Артем Саенко. Он также подчеркнул, что эксперты готовы не только выдавать информацию, но и слушать профессиональную аудиторию, чтобы понимать, какие аспекты для проектировщиков представляют наибольшие трудности.
Управление государственной экспертизы Ленинградской области действует 25 лет. За это время рассмотрены десятки тысяч проектов в различных областях строительства. Леноблгосэкспертиза входит в Ассоциацию экспертиз строительных проектов, а также Национальное объединение проектировщиков. В 2013 году Управление госэкспертизы Ленинградской области получило аккредитацию на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
По словам Юлии Поляковой, начальника планово-договорного отдела ГАУ «Леноблгосэкспертиза», в последнее время основными новшествами в деятельности учреждения стали возможности представления и рассмотрения разделов проектной документации по мере готовности, а также взаимодействия с экспертизой уже на этапе проектирования. «Это существенно сокращает сроки проектирования, помогает принимать проектные решения, соответствующие требованиям действующего законодательства, и, самое главное, – помогает избежать ненужной траты времени на внесение изменений в уже сформированные проектные решения», – уточнила Юлия Полякова. Со своей стороны, Артем Саенко напомнил о том, что срок рассмотрения проектной документации специалистами учреждения при условии предоставления полного пакета, как правило, составляет 10 рабочих дней «Это результат, которым, считаю, мы можем обоснованно гордиться», – констатировал господин Саенко.
Проекты и законы
21 апреля нынешнего года вступил в силу 80-ФЗ, вносящий изменения в ст. 2 и ст. 6 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с этим законом, отметила руководитель юридической службы ГАУ «Леноблгосэкспертиза» Екатерина Боякова, будет утвержден исчерпывающий перечень административных процедур как при подготовке градостроительной документации, так и при подготовке проектной документации и архитектурно-строительного проектирования. Отступления от перечня по закону невозможны. Более того, Минстрою как уполномоченному федеральному органу поручено до 1 сентября сформулировать предложения по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты. «Это значит, что в связи с перечнем и на его основании будет практически полностью переработана и нормативно-техническая база», – подчеркнула госпожа Боякова.
Она также напомнила о том, что федеральное правительство утвердило новую «дорожную карту», содержащую упоминание о плане по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности в сфере строительства. «Дорожная карта» гласит, что будут применены критерии, которые позволят повысить качество инженерных изысканий», – уточнила эксперт.
Важным новшеством для проектировщиков, по мнению Екатерины Бояковой, следует считать появление критериев единого недвижимого комплекса, введенных ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ. Устанавливается, что к такому комплексу применяются правила о неделимых вещах. Единым недвижимым комплексом признается совокупность объединенных единым назначением зданий, строений, сооружений, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов. И если на земельном участке находится несколько зданий, строений, сооружений, связанных технологически или физически, проектная документация по таким объектам будет в любом случае подлежать экспертизе.
Юрист обратила внимание проектного сообщества на разделение в своде правил понятий «количество этажей» и «этажность». «В региональные нормативы градостроительного проектирования не без нашего участия были внесены изменения, касающиеся количества этажей и этажности, в том числе мы давали определение того, что такое жилой этаж. Если будете проектировать по РНГП, а их необходимо соблюдать, обратите внимание на эти нововведения», – уточнила Екатерина Боякова. Она также сообщила, что в случае утверждения проекта федерального закона, вносящего очередные изменения в Градостроительный кодекс РФ, отклонение от предельных параметров в части увеличения числа этажей и высоты здания станет априори невозможным.
В ответе за прегрешения
После вступления в апреле 2012 года в силу закона, приравнявшего негосударственную экспертизу проектной документации к государственной (за некоторыми исключениями), замечания Комитета государственного строительного надзора и экспертизы к конкретным застройщикам именно по заключениям экспертизы приобрели массовый характер. Такое мнение высказал на заседании круглого стола Кирилл Федосеев, заместитель председателя Комитета госстройнадзора.
С чем связаны замечания? В соответствии со ст. 49.1, ст. 50 Градостроительного кодекса РФ организация имеет право на выдачу положительного заключения негосударственной экспертизы при условии соблюдения аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной экспертизы и аттестации физического лица. При этом организация может быть аккредитована отдельно на экспертизу проектной документации и отдельно на проведение экспертизы результатов инженерных изысканий. В несоблюдении экспертизами требований закона по аккредитации и аттестации нередко и кроются подводные камни для клиентов.
Представитель Комитета госстройнадзора Ленинградской области привел характерные примеры. Так, некая региональная экспертная организация провела экспертизу проектной документации и выдала положительное заключение в отсутствие экспертизы результатов инженерных изысканий. «Организация должна была отказать в проведении экспертизы по причине отсутствия экспертизы результатов инженерных изысканий. А сама она не могла провести такую экспертизу, поскольку не располагает соответствующей аккредитацией», – прокомментировал Кирилл Федосеев.
Далее, хотя минимальный набор экспертов для аккредитации организации составляет пять человек, такое число аккредитованных специалистов не может «закрыть» все разделы проектной документации по жилому дому (их 12). «На мой взгляд, законодатель упустил это из виду», – заявил Кирилл Федосеев. Он отметил, что, как правило, отсутствуют аттестованные эксперты по охране окружающей среды, по экологии, санитарии, пожарной безопасности. «Так, на одном из объектов в Мурино суд признал законной отмену разрешения на строительство. Решение основывалось на недостатке аттестованных экспертов в экспертной организации, выдавшей заключение», – сообщил представитель Госстройнадзора.
Из-за этого, к примеру, при экспертизе документации одного промышленного объекта априори II класса опасности он был «переведен» в III класс. Однако объекты II класса опасности должны проходить экспертизу проектной документации в Главгосэкспертизе. «Теперь заказчику предстоит повторная экспертиза. Информация о действиях экспертной организации, как и в предыдущем случае, направлена в Росаккредитацию», – рассказал Кирилл Федосеев.
Еще в одном случае в отсутствие эксперта по рассмотрению архитектурных решений в заключении негосударственной экспертизы появилось указание на то, что соответствующий раздел оценивался «на соответствие нормативам градостроительного проектирования Санкт-Петербурга», хотя объект находится в Ленинградской области.
В отношении еще одной экспертной организации специалисты областного Комитета госстройнадзора совсем недавно возбудили дело об административном правонарушении, поскольку выданное положительное заключение не соответствует требованиям технических регламентов. В отношении проектировщиков, которые выполняли проектную документацию, по словам Кирилла Федосеева, также возбуждено административное дело. И такие случаи, к сожалению, не единичны.