Павел Цыханвей: «Эффект от энергосбережения должны ощутить все жители Ленобласти»

Для Ленинградской области 2013 год стал переломным с точки зрения энергосбережения и повышения уровня энергоэффективности. Регион впервые получил федеральную субсидию на эти цели, разработав и успешно защитив соответствующую подпрограмму.  Были выполнены работы по установке блочных автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (БАИТП) с системой автоматики погодного регулирования в жилом фонде и приборов учета тепловой энергии в госучреждениях.  Однако сделаны только первые шаги, убежден Павел Цыханвей, директор областного Центра энергосбережения и повышения энергоэффективности.

 

– Каковы, на ваш взгляд, главные достижения 2013 года в сфере повышения энергоэффективности?
– Прежде всего, это создание и реализация долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2013-2015 годы. Да, ввиду перехода всех на госпрограммы просуществовала она один год, но была очень динамичной: собиралась и утверждалась за считанные недели, причем в процесс были вовлечены все: от главного специалиста нашего центра до профильного вице-губернатора. Помимо включения целевой программы в заявку на получение субсидии из федерального бюджета в нескольких комитетах были запланированы отдельные мероприятия по энергосбережению. Так, долгое время в подвешенном состоянии оставалась установка приборов учета тепловой энергии в госучреждениях. Работа началась в 2010 году с изучения масштабов потребности в таких приборах. В 2011 году были выполнены предпроектные работы, в 2012 году – проектирование приборов учета. А в 2013 году наступил этап реализации – как раз по долгосрочной целевой программе энергосбе­режения.
Важно, что в программу были включены и другие главные распорядители бюджетных средств (комитеты по ТЭК, строительству, а также по ЖКХ и транспорту). В результате консолидации средств подпрограммы и отдельных энергосберегающих мероприятий за год проведена замена более 14 тыс. погонных метров трубопроводов тепловых сетей – экономический эффект в денежном эквиваленте превысил 13 млн рублей. В масштабах доходов области, может быть, это не так много. Но надо учитывать, что работа по замене труб будет продолжаться до 2020 года.
Сети частично менялись во всех 18 районах области. Но поскольку в прошлом году активно реализовывалась инвестиционная программа «Петербургтеплоэнерго» по строительству новых котельных, мы старались привязывать участки ремонта к новым источникам.
По программе было также построено три газовых блок-модульных котельных: в Луге, в Выборге и в пос. Ульяновка (главным распорядителем бюджетных средств выступал Комитет по строительству). Причем все эти котельные обслуживают объекты социальной сферы: эффект от энергосбережения должен быть налицо, его должны ощутить все жители, а не только сотрудники государственных учреждений.

– Насколько сложно было обосновать необходимость субсидии на реализацию энергосберегающих мероприятий на федеральном уровне?
– В 2013 году по федеральной программе выделялось 5,7 млрд рублей на все российские регионы. Мы действительно приложили максимум усилий, чтобы пройти конкурсную процедуру. В результате на повышение уровня энергоэффективности Ленинградской области было выделено около 142 млн рублей.

– Что можно сделать на эти средства?
– В масштабах наших бюджетных ресурсов, конечно, сумма не очень велика. Но в 2013 году бюджет целевой программы энергосбережения и повышения энергоэффективности составлял всего 344 млн рублей. И потом, кроме федеральных средств в финансировании мероприятий программы участвовали муниципалитеты. Далее, поскольку одним из основных мероприятий была установка индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием в жилом фонде, управляющие компании (УК) также должны были поучаствовать своими средствами в программе – хотя бы привести в порядок помещения для установки индивидуальных тепловых пунктов и обеспечить их сохранность.
В нынешнем году районы, уже участвовавшие в программе, ожидают ее продолжения, поскольку потребность в сокращении энергопотерь колоссальна. Недаром открытая система теплоснабжения называется «ленинградской»: массовость она получила именно в Ленинграде и Ленинградской области, а оттуда уже начала распространяться на всей территории тогда еще СССР.
Один из пунктов закона № 190-ФЗ о теплоснабжении предписывает переход от открытой схемы теплоснабжения к закрытой. Это значит, что подготовкой горячего водоснабжения надо заниматься непосредственно в жилом доме или на объекте. Для этого требуется индивидуальный тепловой пункт, в составе которого должны находиться теплообменники как на центральное отопление, так и на горячее водоснабжение. Эффект колоссальный: куб холодной воды стоит в десятки раз меньше, чем куб горячей воды. Таким образом, жильцы будут платить гораздо меньше, потому что основной расход идет по холодной воде.

– Вы сопоставляете свою методику работы с опытом коллег из Санкт-Петербурга?
– Да, потому что мы не просто соседствующие субъекты, но находимся в едином контуре: жители города, как правило, имеют дачу в Ленинградской области, а жители области нередко работают в Петербурге. Но если у нас получилось быстрее наладить отношения с населением, тогда как средств на установку приборов учета в учреждениях недостаточно, то в Петербурге все наоборот: поскольку возможности бюджета шире, госучреждения получают больше средств на установку приборов учета, а с жителями процесс продвигается медленно.
Не стоит забывать и о том, что в Петер­бурге фактически три ресурсоснабжающие организации, а в Ленобласти их более 400. В каждой деревне – своя котельная, и порой ресурсоснабжающая организация и управляющая компания – одно и то же юрлицо. Конечно, в этом случае компания заинтересована в том, чтобы оптимизировать свои затраты.

– Со всеми ли ресурсоснабжающими организациями Ленобласти у вас уже выстроены отношения?
– Отношения выстроены со всеми, потому что все программы энергосбережения проходят через наш центр как первую контрольную инстанцию. Более того, есть передовые в плане энергоэффективности предприятия, например, Гатчинский водоканал или «Бугровские тепловые сети».
Гатчинский водоканал начал одним из первых применять принцип частотного регулирования для насосного оборудования: это позволяет оптимизировать основные затраты предприятия – на электроэнергию. Кроме того, из-за автоматического падения давления в трубах водоснабжения в ночное время исключается опасность их прорыва.
Изначально мы предлагали устанавливать частотные приводы по энергосервисному контракту, по условиям которого выплаты за установку оборудования производятся за счет экономии на потреблении электроэнергии. Однако Гатчинский водоканал решил приобрести оборудование, чтобы не переплачивать по энергосервисному контракту. Кроме того, предприятие везде использует запорную арматуру, корректно производит расчеты с жителями.
«Бугровские тепловые сети», помимо того что сами занимаются реконструкцией теплового оборудования, находящегося на балансе предприятия, рассматривают возможности внедрения новых мероприятий в сфере энергоэффективности с понятным технико-экономическим обоснованием.

– Как Федерация участвует в реализации региональной программы энергосбережения в нынешнем году?
– Объем софинансирования уменьшился по сравнению с прошлогодним до 59 млн, чему есть логичное объяснение. Во-первых, в 2013 году мы завершили реализацию двух серьезных проектов: установку приборов учета в госучреждениях и строительство трех котельных – и в нынешнем году общий объем финансирования нашей подпрограммы сократился до 240 млн рублей. Во-вторых, Ленобласть в числе 14 регионов входит в первую категорию бюджетной обеспеченности субъектов РФ. И если в 2013 году на эту категорию было выделено около 1,5 млрд рублей, то в нынешнем году – всего 980 млн рублей.

– Получается, что в следующем году субсидий вообще может не быть?
 – Нет, это не так. Уверен, что мы сумеем консолидировать в подпрограмме повышения энергоэффективности ряд профильных комитетов правительства Ленинградской области как главных распорядителей бюджетных средств. Объем финансирования подпрограммы, таким образом, вновь увеличится, и мы сможем претендовать на больший объем субсидий.

– На какой эффект от деятельности центра вы рассчитываете в конце нынешнего года?
– Одно из условий предоставления субсидии – наличие в регионе заключенных энергосервисных контрактов. Если в нынешнем году с нашей помощью и при нашей поддержке будет заключено энергосервисных контрактов на 100 млн рублей, это значительно увеличит шансы Ленинградской области на получение существенной федеральной субсидии.

рубрика: ЖКХ
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.