Шоколадный соус для зеленых стандартов

Что такое зеленые стандарты строительства недвижимости и почему их выгодно применять в России, «Строительному. Еженедельнику» рассказал генеральный директор Совета по экологическому строительству RuGBC Гай Имз.

– Гай, расскажите, каков на сегодняшний момент мировой опыт применения зеленых стандартов, в чем, собственно, идея?
– Зеленые стандарты в строительной отрасли существуют около 20 лет, в России знакомство с ними только начинается. Наиболее широко распространенными в мире считаются американские стандарты LEED и английские BREEAM, на них приходится 80% всех сертифицированных зданий. Это очень схожие системы оценки, опирающиеся на определенный набор технических требований к зданиям, которые касаются строительных материалов, энергетической инфраструктуры и энергопотребления, транспортных развязок и парковок, расхода воды, экологии, вопросов эксплуатации и влияния здания на окружающую среду, утилизации отходов, микроклимата внутри зданий. Это лишь часть вопросов, учтенных зелеными стандартами. Их идея очень проста: создавать качественную, безопасную для людей и природы недвижимость. Это новый способ зарабатывать деньги, проявляя уважительное и заботливое отношение к потребителям и к природе.
 
– Движение по зеленому строительству в России только набирает обороты. Как вы считаете, когда международные стандарты смогут активно применяться у российских девелоперов?
– Вы абсолютно правы, процесс «озеленения» коммерческой недвижимости только начался. Тем не менее в Москве по BREEAM в 2007 году закончен Ducat Place III (33 тыс. кв. м, класс А+, девелопер Hines), в стадии реализации  офисный центр ARCUS III (43 тыс. кв. метров, девелопер Clearlink) и деловой центр White Gardens (около 95 тыс. кв. метров, девелоперы Coalco и AIG Lincoln). В Петербурге только приступили к строительству бизнес-центра на Обводном по золотому стандарту LEED (2,5 тыс. кв. метров, инвестор ГК «Бюро техники»).
 
– Это все объекты? Вы можете оценить, сколько в нашей стране тысяч квадратных метров зеленой коммерческой недвижимости?

– У нас пока нет полных данных, мы подготовим сводную информацию по рынку в 2011 году, сегодня могу сказать, что в каталог войдут не менее 40 объектов. Вы знаете, строительный бизнес очень консервативен. Это бизнес, который меняется медленно, хотя способы строительства тоже не быстро трансформируются. Можно сказать, что за последние 30 лет в России произошли серьезные изменения: в страну пришло много новых материалов и технологий, которых не было в советские времена. Но по большому счету и в России, и в европейских странах это консервативный бизнес. Между началом обдумывания зеленой стратегии и массовым строительством подобных зданий на Западе прошло примерно 10 лет.
 
– Некоторые игроки рынка считают, что экономический кризис станет существенным барьером для перехода на новые стандарты в России. Вы согласны с этой точкой зрения?
– Я думаю, что дела обстоят по-другому. Если бы на дворе стояли тучные времена, никого бы не заинтересовали зеленые стандарты, сберегающие природу и экономящие ресурсы. В докризисные годы инвесторы готовы были вкладываться в любые проекты, где можно быстро «отбить» вложенные средства и прилично заработать сверх того. Теперь многие из них взвешивают риски и подыскивают для своих портфелей наиболее безопасные и долгосрочные объекты инвестирования. Это касается не только зеленых зданий, девелоперы в принципе ищут новые «фишки», способные стимулировать спрос.
 
– Как вы считаете, кто в России готов покупать или арендовать зеленую коммерческую недвижимость?
 – Пока это в первую очередь представительства транснациональных компаний. В мире достаточно крупных компаний и корпораций, в уставе которых прописано, что они будут арендовать или покупать только зеленые офисы, в какой бы точке мира они ни находились. К примеру, все торговые молы IKEA зеленые, компания понимает, что это здорово и эффективно. 
 
– Если на отечественном рынке появится существенный спрос на зеленые офисы, кто решится инвестировать в данный сегмент рынка: ведь школы консультантов и аудиторов в России до сих пор не существует?
– Хороший вопрос. Могу сказать, что спрос на наши курсы по подготовке оценщиков в рамках стандарта BREEAM был очень высок. Курсы недавно пришедшего на российский рынок немецкого совета по зеленому строительству DGBC также очень популярны. В России, главным образом в Москве, формируется определенная прослойка специалистов в области контроля и оценки исполнения зеленых стандартов, в основном они работают на транснациональные корпорации и продвинутые русские компании. Рынок услуг уже существует, на нем уже определились заметные игроки. Мы полагаем, количество квалифицированных кадров будет быстро увеличиваться.
 
– Какое впечатление на вас производят стандарты «Олимпстроя»? Могут ли они стать российскими зелеными стандартами?
–  Как любой свод требований первого поколения, который только что был подготовлен, он требует испытания в пилотном проекте, чтобы возможные несоответствия, проблемы стали очевидными и могли быть разрешены. Если говорить о стандартах BREEAM или LEED, то они существуют уже по 10–20 лет, и в свое время также прошли пятилетний период тестирования и улучшения. Другой вопрос, станет ли олимпстроевский стандарт общероссийским, принятым на рынке или реализуется в качестве стандарта, требования которого обязаны соблюдать только государственные проекты. Это разные вещи. Чиновники могут свести все нормы до обязательств собирания 150 подписей и согласования на каждый проект вместо реальных действий по озеленению зданий. Это лишь усложнит девелопмент в России. У олимпстроевских стандартов есть шанс стать хорошим рыночным инструментом, если стандарт будет очень быстро принят и с ним захотят работать. Если же это будет только очередным государственным инструментом контроля рынка, то мне сложно предсказать дальнейшую его судьбу. Ведь девелоперам зеленые стандарты нужны не для того, чтобы просто получить сертификат, удовлетворяющий государство, они стремятся построить здание более высокого качества и, значит, большей стоимости. Речь идет о добавленной стоимости. К примеру, если производитель добавляет к мороженому шоколадный соус, то это стоит уже больше, чем просто мороженое.
рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Оксана Прохорова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.