Есть ли торговля за КАД?
Рынок торговой и развлекательной недвижимости в городах – спутниках Петербурга открывает хорошие перспективы для девелопмента.
Петербург практически исчерпал возможности для строительства крупных торгово-развлекательных комплексов: исключения составляют лишь новые микрорайоны и территории, подлежащие реновации. В городах-спутниках, напротив, рынок торговой и развлекательной недвижимости значительно отстает в развитии, несмотря на близкое расположение к городу и формальную принадлежность к нему.
Так, согласно исследованиям экспертов компании Astera St. Petersburg в альянсе с BNP Paribas Real Estate, жители городов-спутников совершают покупки преимущественно в торговых комплексах Петербурга в будни после работы или в выходные.
Любава Пряникова, старший маркетолог компании Praktis CB, говорит, что большая часть предложения торговой недвижимости в пригородах представляет собой мелкие розничные магазины, рынки, встроенные торговые точки и некапитальные строения. По словам эксперта, в последнее время на города-спутники обратили внимание крупные операторы торговых сетей, сферы услуг и развлечений.
По данным компании Astera, в пригороде активно развиваются продуктовые сети. Широко представлен формат супермаркетов «О’Кей экспресс», «Семья», «Риомаг», «Магнит», «Пятерочка». Однако с прицелом на жителей пригородов на выездах из Петербурга построены гипермаркеты «О’Кей», «Карусель», «Лента».
В городах-спутниках активно развит сегмент строительных товаров – это супермаркеты «Метрика», «Вимос», Castorama, K-Rauta, несетевые операторы, отмечают эксперты Astera. Это обусловлено активным развитием самостоятельного домостроительства владельцами земельных участков, особенно на курортных направлениях.
По данным Любавы Пряниковой, арендные ставки на помещения в торговых объектах городов-спутников в среднем на 20% ниже, чем на аналогичные помещения в ТЦ Санкт-Петербурга, на якорные помещения также ниже на 15-20%.
Торговый Пушкин
Лидером по насыщенности торговыми комплексами эксперты называют Пушкин. Здесь на центральной улице (Московском проспекте) расположен старейший торговый объект города – «Гостиный двор». Его арендопригодная площадь – 8 тыс. кв. м. По данным NAI Becar, это крупнейший торговый центр, якорными арендаторами которого являются «МТС», «Магазин горящих путевок», «Рив Гош», «ЦентрОбувь».
В Пушкине широко представлена сеть продовольственных магазинов «Матвеев и партнеры».
«Сейчас мы заполняем торговый центр "Константиновский" в Пушкине на улице Гусарской, – говорит Сергей Федоров, генеральный директор Praktis Consulting & Brokerage, – его площадь составляет 12 тысяч квадратных метров». В качестве якорных арендаторов выступают «Идея» и еще ряд магазинов модной одежды.
«В городе представлено несколько торговых объектов, которые можно отнести к торговым комплексам (ТЦ «На Ленинградской», «Гостиный двор»), остальные – это помещения формата стрит-ритейл», – считают эксперты Astera.
Якорными арендаторами ТЦ «На Ленинградской» являются обувной магазин «ЦентрОбувь», универсам «Пятерочка», салон красоты «Визуаль».
Площади другого крупного ТЦ на Железнодорожной улице арендуют универмаг «Нетто», ресторан, кафе, диско-бар, салоны красоты и цветочный магазин «Цветоптторг».
В соседнем Павловске современных торговых комплексов нет вообще. По данным экспертов Astera, арендаторы размещаются в торговых помещения формата стрит-ритейл. А среди продуктовых сетей представлены лишь «Магнит» и «Пятерочка».
Дефицитный север
Наиболее стабильно развивается потребительский рынок Петродворцового района. По данным экспертов NAI Becar, в районе и самом Петергофе существует положительная динамика и неуклонный рост количества торговых предприятий и качества услуг. «Сегодня потребительские услуги населению района оказывают 865 предприятий различных форм собственности, типов, видов и форматов, – говорит Илья Андреев, управляющий директор NAI Becar (Санкт-Петербург). – В прошлом году количество предприятий торговли в районе увеличилось на 14 единиц».
В Петергофе, по данным Astera, представлен один торговый объект, который можно отнести к формату торговых комплексов, – это ТК «Ракета» на Санкт-Петербургском проспекте. Его общая площадь – 9,5 тыс. кв. м, из них 7 тысяч – арендопригодная. Основные арендаторы: «Пятерочка», «Эльдорадо», Baon, Sela, «1000 и одна сумка», «Евросеть», «ЦентрОбувь», ресторан «Аль-Шарк», фитнес-центр «Планета Фитнес», ТД «Боско». В городе активно развиваются продуктовые ритейлеры «Магнит» и «Пятерочка».
В Сестрорецке не представлены современные торговые комплексы, однако широко распространен сегмент помещений стрит-ритейл. Отсутствие современных торговых комплексов частично компенсируют гипермаркеты и торговые комплексы, расположенные на выезде из Приморского района Петербурга, а также вдоль Выборгского шоссе.
В Сестрорецке действуют три магазина сети «Пятерочка», торговая сеть «Дикси» представлена одним магазином. На улице Володарского, 2, лит. А, открылся «О’Кей-экспресс» общей площадью 1,2 тыс. кв. м.
По мнению Ильи Андреева, в связи со спецификой Курортного района как центра загородного отдыха, носящего преимущественно сезонный характер, здесь не распространено строительство объектов крупных форматов. «В районе нет ни одного современного концептуального торгово-развлекательного центра. Торговая недвижимость представлена небольшими продовольственными магазинами и магазинами повседневного спроса формата "у дома", а также встроенными торговыми помещениями. Относительно крупными торговыми центрами Курортного района являются продовольственные супермаркеты», – считает эксперт. На начало года во всем Курортном районе было 224 объекта стационарной торговой сети и 56 объектов мелкорозничной торговой сети.
Город Ломоносов, так же как и Сестрорецк, – хорошая площадка для реализации новых проектов в сфере коммерческого девелопмента. Современных ТК и ТРК в городе нет вообще, арендаторы размещаются в торговых помещениях формата стрит-ритейл. Среди продуктовых сетей наиболее широко представлены «Пятерочка» (пять магазинов), «Магнит», «Семья», «Дикси» и «Эльдорадо».
Петербург практически исчерпал возможности для строительства крупных торгово-развлекательных комплексов: исключения составляют лишь новые микрорайоны и территории, подлежащие реновации. В городах-спутниках, напротив, рынок торговой и развлекательной недвижимости значительно отстает в развитии, несмотря на близкое расположение к городу и формальную принадлежность к нему.
Так, согласно исследованиям экспертов компании Astera St. Petersburg в альянсе с BNP Paribas Real Estate, жители городов-спутников совершают покупки преимущественно в торговых комплексах Петербурга в будни после работы или в выходные.
Любава Пряникова, старший маркетолог компании Praktis CB, говорит, что большая часть предложения торговой недвижимости в пригородах представляет собой мелкие розничные магазины, рынки, встроенные торговые точки и некапитальные строения. По словам эксперта, в последнее время на города-спутники обратили внимание крупные операторы торговых сетей, сферы услуг и развлечений.
По данным компании Astera, в пригороде активно развиваются продуктовые сети. Широко представлен формат супермаркетов «О’Кей экспресс», «Семья», «Риомаг», «Магнит», «Пятерочка». Однако с прицелом на жителей пригородов на выездах из Петербурга построены гипермаркеты «О’Кей», «Карусель», «Лента».
В городах-спутниках активно развит сегмент строительных товаров – это супермаркеты «Метрика», «Вимос», Castorama, K-Rauta, несетевые операторы, отмечают эксперты Astera. Это обусловлено активным развитием самостоятельного домостроительства владельцами земельных участков, особенно на курортных направлениях.
По данным Любавы Пряниковой, арендные ставки на помещения в торговых объектах городов-спутников в среднем на 20% ниже, чем на аналогичные помещения в ТЦ Санкт-Петербурга, на якорные помещения также ниже на 15-20%.
Торговый Пушкин
Лидером по насыщенности торговыми комплексами эксперты называют Пушкин. Здесь на центральной улице (Московском проспекте) расположен старейший торговый объект города – «Гостиный двор». Его арендопригодная площадь – 8 тыс. кв. м. По данным NAI Becar, это крупнейший торговый центр, якорными арендаторами которого являются «МТС», «Магазин горящих путевок», «Рив Гош», «ЦентрОбувь».
В Пушкине широко представлена сеть продовольственных магазинов «Матвеев и партнеры».
«Сейчас мы заполняем торговый центр "Константиновский" в Пушкине на улице Гусарской, – говорит Сергей Федоров, генеральный директор Praktis Consulting & Brokerage, – его площадь составляет 12 тысяч квадратных метров». В качестве якорных арендаторов выступают «Идея» и еще ряд магазинов модной одежды.
«В городе представлено несколько торговых объектов, которые можно отнести к торговым комплексам (ТЦ «На Ленинградской», «Гостиный двор»), остальные – это помещения формата стрит-ритейл», – считают эксперты Astera.
Якорными арендаторами ТЦ «На Ленинградской» являются обувной магазин «ЦентрОбувь», универсам «Пятерочка», салон красоты «Визуаль».
Площади другого крупного ТЦ на Железнодорожной улице арендуют универмаг «Нетто», ресторан, кафе, диско-бар, салоны красоты и цветочный магазин «Цветоптторг».
В соседнем Павловске современных торговых комплексов нет вообще. По данным экспертов Astera, арендаторы размещаются в торговых помещения формата стрит-ритейл. А среди продуктовых сетей представлены лишь «Магнит» и «Пятерочка».
Дефицитный север
Наиболее стабильно развивается потребительский рынок Петродворцового района. По данным экспертов NAI Becar, в районе и самом Петергофе существует положительная динамика и неуклонный рост количества торговых предприятий и качества услуг. «Сегодня потребительские услуги населению района оказывают 865 предприятий различных форм собственности, типов, видов и форматов, – говорит Илья Андреев, управляющий директор NAI Becar (Санкт-Петербург). – В прошлом году количество предприятий торговли в районе увеличилось на 14 единиц».
В Петергофе, по данным Astera, представлен один торговый объект, который можно отнести к формату торговых комплексов, – это ТК «Ракета» на Санкт-Петербургском проспекте. Его общая площадь – 9,5 тыс. кв. м, из них 7 тысяч – арендопригодная. Основные арендаторы: «Пятерочка», «Эльдорадо», Baon, Sela, «1000 и одна сумка», «Евросеть», «ЦентрОбувь», ресторан «Аль-Шарк», фитнес-центр «Планета Фитнес», ТД «Боско». В городе активно развиваются продуктовые ритейлеры «Магнит» и «Пятерочка».
В Сестрорецке не представлены современные торговые комплексы, однако широко распространен сегмент помещений стрит-ритейл. Отсутствие современных торговых комплексов частично компенсируют гипермаркеты и торговые комплексы, расположенные на выезде из Приморского района Петербурга, а также вдоль Выборгского шоссе.
В Сестрорецке действуют три магазина сети «Пятерочка», торговая сеть «Дикси» представлена одним магазином. На улице Володарского, 2, лит. А, открылся «О’Кей-экспресс» общей площадью 1,2 тыс. кв. м.
По мнению Ильи Андреева, в связи со спецификой Курортного района как центра загородного отдыха, носящего преимущественно сезонный характер, здесь не распространено строительство объектов крупных форматов. «В районе нет ни одного современного концептуального торгово-развлекательного центра. Торговая недвижимость представлена небольшими продовольственными магазинами и магазинами повседневного спроса формата "у дома", а также встроенными торговыми помещениями. Относительно крупными торговыми центрами Курортного района являются продовольственные супермаркеты», – считает эксперт. На начало года во всем Курортном районе было 224 объекта стационарной торговой сети и 56 объектов мелкорозничной торговой сети.
Город Ломоносов, так же как и Сестрорецк, – хорошая площадка для реализации новых проектов в сфере коммерческого девелопмента. Современных ТК и ТРК в городе нет вообще, арендаторы размещаются в торговых помещениях формата стрит-ритейл. Среди продуктовых сетей наиболее широко представлены «Пятерочка» (пять магазинов), «Магнит», «Семья», «Дикси» и «Эльдорадо».
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Оксана Прохорова