Новые схемы ГЧП
Первые объекты по схеме ГЧП с привлечением инвестиций предприятий малого и среднего бизнеса планируют построить в Колпинском районе. Об этом сообщил председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов.
Закон «О внесении дополнений в Закон СПб «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» уже принят Законодательным собранием в третьем чтении. По словам г-на Чичканова, Петербург – лидер в сфере привлечения инвестиций по схеме ГЧП. С самого начала закон был ориентирован на развитие на паритетных началах только многомиллионных проектов, таких как строительство Западного скоростного диаметра, Орловского тоннеля, аэропорта Пулково, системы легкого метро. Теперь обкатке подлежит участие малого и среднего бизнеса в строительстве социально значимых для городских районов, локальных объектов.
В кризис условия финансирования ужесточились, и в результате даже крупные финансовые организации свернули инвестирование в инфраструктурные объекты. И тогда стало понятно, что не только с помощью крупных проектов можно развивать город, но и за счет строительства объектов среднего формата, не требующих крупных вложений, например, в сфере туризма, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, инженерной инфраструктуры. Объем затрат на такие объекты варьируется в районе 20-70 млн USD. «Такие проекты не нуждаются в тщательной многолетней подготовке, но требуют большего участия города, чем предоставление земельных участков под строительство. Нужен какой-то "микс" между ручным сопровождением и ситуацией, когда инвестор сам осуществляет все необходимые согласования», – уточнил Алексей Чичканов. Суть проектов ГЧП заключается не только в финансировании, но и в тех гарантиях, которые дает город. Многие банки с охотой выдадут кредит на таких условиях. Например, ВТБ уже готов участвовать деньгами, предоставляя займы под 10% годовых.
По словам эксперта, было важно устранить пробел, существующий в законах о ГЧП и в порядке предоставления земельных участков для строительства. Раньше они друг с другом не пересекались, поэтому победа на конкурсе в качестве партнера не могла гарантировать предоставление участка под застройку, так как по закону площадка должна выставляться на торги. После принятия поправок стало возможным проводить аукцион и в том, и в другом случае.
Еще одно важное нововведение – город будет выкупать построенные инвестором объекты в рассрочку на протяжении 5–15 лет и даст гарантии с точки зрения возврата инвестиций, вложенных в этот проект. При этом город возместит затраты девелопера и на эксплуатацию объекта. В данном случае возможны два пути взаимодействия: полное и частичное. В первом случае партнер берет на себя не только оплату коммунальных услуг, уборку, текущий ремонт, но и оплачивает также содержание объекта с точки зрения его отраслевой принадлежности. Например, если это частная школа, то в договор будут включены затраты на обучение детей. Возможен и более сокращенный вариант, когда инвестор находит деньги, строит, а город выкупает у него объект на протяжении определенного срока, но само использование помещения будет осуществляться уже силами города.
Проекты среднего формата выгодно финансировать по схеме ГЧП по нескольким причинам. Во-первых, город не инвестирует сразу во всю стройку, как это происходит по госконтракту в рамках 94-ФЗ. В данном случае действует система рассрочки и есть возможность предусмотреть большее количество социальных учреждений за одни и те же деньги. Во-вторых, застройщик может сэкономить, предусмотрев такие энергосберегающие технологии, которые позволят ему зарабатывать на эксплуатации.
Закон «О внесении дополнений в Закон СПб «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» уже принят Законодательным собранием в третьем чтении. По словам г-на Чичканова, Петербург – лидер в сфере привлечения инвестиций по схеме ГЧП. С самого начала закон был ориентирован на развитие на паритетных началах только многомиллионных проектов, таких как строительство Западного скоростного диаметра, Орловского тоннеля, аэропорта Пулково, системы легкого метро. Теперь обкатке подлежит участие малого и среднего бизнеса в строительстве социально значимых для городских районов, локальных объектов.
В кризис условия финансирования ужесточились, и в результате даже крупные финансовые организации свернули инвестирование в инфраструктурные объекты. И тогда стало понятно, что не только с помощью крупных проектов можно развивать город, но и за счет строительства объектов среднего формата, не требующих крупных вложений, например, в сфере туризма, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, инженерной инфраструктуры. Объем затрат на такие объекты варьируется в районе 20-70 млн USD. «Такие проекты не нуждаются в тщательной многолетней подготовке, но требуют большего участия города, чем предоставление земельных участков под строительство. Нужен какой-то "микс" между ручным сопровождением и ситуацией, когда инвестор сам осуществляет все необходимые согласования», – уточнил Алексей Чичканов. Суть проектов ГЧП заключается не только в финансировании, но и в тех гарантиях, которые дает город. Многие банки с охотой выдадут кредит на таких условиях. Например, ВТБ уже готов участвовать деньгами, предоставляя займы под 10% годовых.
По словам эксперта, было важно устранить пробел, существующий в законах о ГЧП и в порядке предоставления земельных участков для строительства. Раньше они друг с другом не пересекались, поэтому победа на конкурсе в качестве партнера не могла гарантировать предоставление участка под застройку, так как по закону площадка должна выставляться на торги. После принятия поправок стало возможным проводить аукцион и в том, и в другом случае.
Еще одно важное нововведение – город будет выкупать построенные инвестором объекты в рассрочку на протяжении 5–15 лет и даст гарантии с точки зрения возврата инвестиций, вложенных в этот проект. При этом город возместит затраты девелопера и на эксплуатацию объекта. В данном случае возможны два пути взаимодействия: полное и частичное. В первом случае партнер берет на себя не только оплату коммунальных услуг, уборку, текущий ремонт, но и оплачивает также содержание объекта с точки зрения его отраслевой принадлежности. Например, если это частная школа, то в договор будут включены затраты на обучение детей. Возможен и более сокращенный вариант, когда инвестор находит деньги, строит, а город выкупает у него объект на протяжении определенного срока, но само использование помещения будет осуществляться уже силами города.
Проекты среднего формата выгодно финансировать по схеме ГЧП по нескольким причинам. Во-первых, город не инвестирует сразу во всю стройку, как это происходит по госконтракту в рамках 94-ФЗ. В данном случае действует система рассрочки и есть возможность предусмотреть большее количество социальных учреждений за одни и те же деньги. Во-вторых, застройщик может сэкономить, предусмотрев такие энергосберегающие технологии, которые позволят ему зарабатывать на эксплуатации.
рубрика:
События