Город строится, курс на развитие
Несмотря на непростые условия, стройкомплекс Петербурга выдержал испытание кризисом и продолжает развиваться. Сегодня отрасль стоит в начале нового пути, и то, каким он будет, зависит от каждого участника рынка.
О задачах и проблемах петербургского строительного рынка, о том, что препятствует эффективному функционированию и развитию отрасли в посткризисный период, рассказывает Роман Филимонов, вице-губернатор Санкт-Петербурга, президент Союза строительных объединений и организаций.
– Роман Евгеньевич, 2010-й подходит к концу, уже можно подвести предварительные итоги. На ваш взгляд, что важного произошло в строительной отрасли за этот год?
– Важно то, что мы выжили и продолжаем развиваться. Отрасль оправилась после кризиса и набирает обороты. И самое главное достижение 2010 года заключается в том, что начался подъем в строительной сфере. За это время произошло множество знаковых событий: строительство встало на рельсы саморегулирования, внесены важные изменения в законодательную базу, сданы крупные объекты, начаты новые проекты.
– Вы говорите, что отрасль преодолела кризис. Какие тому есть подтверждения?
– Главное подтверждение – объемы вводимого жилья. Ну, например, в прошлом году мы даже не предполагали, что сможем сдать в эксплуатацию столько объектов. Сегодня с гордостью можно констатировать, что город справляется практически со всеми докризисными договорными обязательствами. Большое внимание в уходящем году уделялось инфраструктурным проектам. Так, запущен облигационный займ по Западному скоростному диаметру, который позволит достроить этот важный объект.
– Сколько строительных компаний в городе работает по 214-му федеральному закону? Можно ли повлиять на тех, кто до сих пор пользуется «серыми» схемами строительства?
– Сегодня все компании города, занимающиеся строительством, вынуждены работать по 214-му закону. Другое дело, что не все объекты переведены на этот ФЗ. По нашим подсчетам, переведено уже порядка 70 процентов строящихся зданий.
– В масштабах России это высокий показатель?
– Скажем так, это средний показатель. Если в Татарстане практически все объекты перешли на 214-й закон, то в Москве показатели ниже, чем у нас.
– Что на сегодняшний момент мешает отрасли активно развиваться? Каковы самые важные проблемы строителей?
– Общая проблема для всех производственных отраслей – недостаточный объем инвестиций и банковского кредитования. В период экономического спада многие крупные строительные компании оказались на грани банкротства, а некоторые из них так и не смогли преодолеть кризис. Доверие к строительной отрасли со стороны банковского сообщества постепенно восстанавливается, но процесс идет не так быстро.
– Какова сегодня позиция государства и города в вопросах отношений банка и застройщика?
– Благодаря активной позиции правительства Российской Федерации значительно снизились кредитные ставки по ипотечным кредитам и по кредитам на строительство. Поэтому добросовестные компании имеют возможность привлекать заемные деньги. Усилия федерального и городского правительства направлены сегодня на то, чтобы сделать кредиты доступными в большем объеме.
– В своем обращении к Федеральному Собранию президент России Дмитрий Медведев обозначил новые вехи в вопросах недвижимости и строительства. Например, он предложил предоставлять бесплатные участки семьям с тремя и более детьми. Если данное начинание перейдет в разряд законодательных инициатив, сможет ли город обеспечить всех нуждающихся землей?
– Если речь идет об индивидуальном жилищном строительстве, то в пределах Петербурга мы сможем изыскать свободные участки. Например, у нас есть свободные земли под ИЖС в Сестрорецком, Колпинском, Пушкинском и Петродворцовом районах.
– Стоит ли строителям в наступающем году ожидать содействия от профильных ведомств, как то: КГА, КУГИ, КЗР, Госстройнадзор, ГУИОН и так далее?
– Видимо, речь идет о снижении административных барьеров. Такая работа в Петербурге ведется уже давно. В декабре будет подготовлено постановление правительства, которое определит планы работы всех комитетов в этом направлении. В рамках работы административной комиссии велась работа по подготовке административных регламентов, которые существенно упростят работу с исполнительными органами власти для населения и для юридических лиц. Управлению инвестиций в будущем году поставлена задача подготовить к торгам максимальное количество участков. Не просто увеличить число наделов под жилье, реализуемых через процедуру торгов, а предложить земли под все возможные функции: торговля, офисы, промышленное производство и так далее. КГА также ведет работу по упрощению регламентов, которые будут понятны и инвестору, и чиновникам ведомства.
– Среди тех участков, которые готовит управление инвестиций, будут и реализуемые в собственность согласно новому закону?
– Да, совершенно верно. Кстати, продавать участки в собственность – это наша инициатива.
– Под какие функции будут продавать землю?
– Мы не планируем продавать в собственность участки под жилищное строительство. В первую очередь мы делаем ставку на промышленную функцию и коммерческие объекты. Земли под жилье мы по-прежнему будем продавать через процедуру инвестиционного договора.
– Сегодня есть примеры успешной работы по преодолению административных барьеров?
– Яркий пример – создание информационно-деловых центров при администрациях районов, формирующих принцип «одного окна» для населения. В настоящее время комитет экономического развития, промышленной политики и торговли разрабатывает подобные центры для юридических лиц.
– В новом году город будет делать ставку на крупных инвесторов, сродни Абрамовичу и структурам Газпрома, или на мелкий и средний бизнес?
– На самом деле мы не отдаем предпочтение каким-то одним инвесторам. В Петербурге есть ряд крупных, знаковых проектов, о которых принято говорить, – в их числе и «Новая Голландия», и «Охта-центр». Но существуют еще тысячи маленьких проектов, которые не имеют такого общественного резонанса. Активная работа исполнительных органов власти позволяет обеспечивать нормальное развитие строительной и проектной отраслей во всех направлениях: малому бизнесу развиваться в области строительства, среднему бизнесу совершенствоваться в области инвестиций, а крупному бизнесу поддерживать необходимые обороты девелоперской деятельности.
– Скоро мы отметим первую годовщину саморегулирования в строительной отрасли. Новый институт породил новые проблемы. Как профессиональному сообществу дался этот этап?
– Я не считаю, что саморегулирование породило большие проблемы. Скорее, это рабочие моменты. Весь год шла своеобразная огранка алмаза саморегулирования. Просто выход каждого нового документа, касающегося СРО, сопровождался жаркими обсуждениями в профессиональной среде. До конца года мы еще обсудим самые животрепещущие проблемы саморегулирования: профессиональное образование, взаимодействие с органами власти по вопросам госзаказа и так далее. То, что саморегулирование встало на нормальные рельсы, – это одно из самых важных достижений в 2010 году.
О задачах и проблемах петербургского строительного рынка, о том, что препятствует эффективному функционированию и развитию отрасли в посткризисный период, рассказывает Роман Филимонов, вице-губернатор Санкт-Петербурга, президент Союза строительных объединений и организаций.
– Роман Евгеньевич, 2010-й подходит к концу, уже можно подвести предварительные итоги. На ваш взгляд, что важного произошло в строительной отрасли за этот год?
– Важно то, что мы выжили и продолжаем развиваться. Отрасль оправилась после кризиса и набирает обороты. И самое главное достижение 2010 года заключается в том, что начался подъем в строительной сфере. За это время произошло множество знаковых событий: строительство встало на рельсы саморегулирования, внесены важные изменения в законодательную базу, сданы крупные объекты, начаты новые проекты.
– Вы говорите, что отрасль преодолела кризис. Какие тому есть подтверждения?
– Главное подтверждение – объемы вводимого жилья. Ну, например, в прошлом году мы даже не предполагали, что сможем сдать в эксплуатацию столько объектов. Сегодня с гордостью можно констатировать, что город справляется практически со всеми докризисными договорными обязательствами. Большое внимание в уходящем году уделялось инфраструктурным проектам. Так, запущен облигационный займ по Западному скоростному диаметру, который позволит достроить этот важный объект.
– Сколько строительных компаний в городе работает по 214-му федеральному закону? Можно ли повлиять на тех, кто до сих пор пользуется «серыми» схемами строительства?
– Сегодня все компании города, занимающиеся строительством, вынуждены работать по 214-му закону. Другое дело, что не все объекты переведены на этот ФЗ. По нашим подсчетам, переведено уже порядка 70 процентов строящихся зданий.
– В масштабах России это высокий показатель?
– Скажем так, это средний показатель. Если в Татарстане практически все объекты перешли на 214-й закон, то в Москве показатели ниже, чем у нас.
– Что на сегодняшний момент мешает отрасли активно развиваться? Каковы самые важные проблемы строителей?
– Общая проблема для всех производственных отраслей – недостаточный объем инвестиций и банковского кредитования. В период экономического спада многие крупные строительные компании оказались на грани банкротства, а некоторые из них так и не смогли преодолеть кризис. Доверие к строительной отрасли со стороны банковского сообщества постепенно восстанавливается, но процесс идет не так быстро.
– Какова сегодня позиция государства и города в вопросах отношений банка и застройщика?
– Благодаря активной позиции правительства Российской Федерации значительно снизились кредитные ставки по ипотечным кредитам и по кредитам на строительство. Поэтому добросовестные компании имеют возможность привлекать заемные деньги. Усилия федерального и городского правительства направлены сегодня на то, чтобы сделать кредиты доступными в большем объеме.
– В своем обращении к Федеральному Собранию президент России Дмитрий Медведев обозначил новые вехи в вопросах недвижимости и строительства. Например, он предложил предоставлять бесплатные участки семьям с тремя и более детьми. Если данное начинание перейдет в разряд законодательных инициатив, сможет ли город обеспечить всех нуждающихся землей?
– Если речь идет об индивидуальном жилищном строительстве, то в пределах Петербурга мы сможем изыскать свободные участки. Например, у нас есть свободные земли под ИЖС в Сестрорецком, Колпинском, Пушкинском и Петродворцовом районах.
– Стоит ли строителям в наступающем году ожидать содействия от профильных ведомств, как то: КГА, КУГИ, КЗР, Госстройнадзор, ГУИОН и так далее?
– Видимо, речь идет о снижении административных барьеров. Такая работа в Петербурге ведется уже давно. В декабре будет подготовлено постановление правительства, которое определит планы работы всех комитетов в этом направлении. В рамках работы административной комиссии велась работа по подготовке административных регламентов, которые существенно упростят работу с исполнительными органами власти для населения и для юридических лиц. Управлению инвестиций в будущем году поставлена задача подготовить к торгам максимальное количество участков. Не просто увеличить число наделов под жилье, реализуемых через процедуру торгов, а предложить земли под все возможные функции: торговля, офисы, промышленное производство и так далее. КГА также ведет работу по упрощению регламентов, которые будут понятны и инвестору, и чиновникам ведомства.
– Среди тех участков, которые готовит управление инвестиций, будут и реализуемые в собственность согласно новому закону?
– Да, совершенно верно. Кстати, продавать участки в собственность – это наша инициатива.
– Под какие функции будут продавать землю?
– Мы не планируем продавать в собственность участки под жилищное строительство. В первую очередь мы делаем ставку на промышленную функцию и коммерческие объекты. Земли под жилье мы по-прежнему будем продавать через процедуру инвестиционного договора.
– Сегодня есть примеры успешной работы по преодолению административных барьеров?
– Яркий пример – создание информационно-деловых центров при администрациях районов, формирующих принцип «одного окна» для населения. В настоящее время комитет экономического развития, промышленной политики и торговли разрабатывает подобные центры для юридических лиц.
– В новом году город будет делать ставку на крупных инвесторов, сродни Абрамовичу и структурам Газпрома, или на мелкий и средний бизнес?
– На самом деле мы не отдаем предпочтение каким-то одним инвесторам. В Петербурге есть ряд крупных, знаковых проектов, о которых принято говорить, – в их числе и «Новая Голландия», и «Охта-центр». Но существуют еще тысячи маленьких проектов, которые не имеют такого общественного резонанса. Активная работа исполнительных органов власти позволяет обеспечивать нормальное развитие строительной и проектной отраслей во всех направлениях: малому бизнесу развиваться в области строительства, среднему бизнесу совершенствоваться в области инвестиций, а крупному бизнесу поддерживать необходимые обороты девелоперской деятельности.
– Скоро мы отметим первую годовщину саморегулирования в строительной отрасли. Новый институт породил новые проблемы. Как профессиональному сообществу дался этот этап?
– Я не считаю, что саморегулирование породило большие проблемы. Скорее, это рабочие моменты. Весь год шла своеобразная огранка алмаза саморегулирования. Просто выход каждого нового документа, касающегося СРО, сопровождался жаркими обсуждениями в профессиональной среде. До конца года мы еще обсудим самые животрепещущие проблемы саморегулирования: профессиональное образование, взаимодействие с органами власти по вопросам госзаказа и так далее. То, что саморегулирование встало на нормальные рельсы, – это одно из самых важных достижений в 2010 году.
рубрика:
Персона
автор:
Наталья Бурковская