Метрострою 70 лет
История
Метрополитен Санкт-Петербурга является одним из самых красивых и крупных метрополитенов мира. Подземные и надземные вестибюли по праву называют «дворцами», ведь над их оформлением трудились лучшие архитекторы и художники нашего города. Но то, что пассажиры ежедневно видят, спускаясь на станцию и проезжая несколько остановок, на самом деле лишь малая часть огромной подземной структуры, над созданием которой трудились десятки тысяч специалистов на протяжении 70 лет. Тех, кто строил наше метро, и то, каких трудов это стоило метростроителям, мало кто знает. Геология Петербурга всегда диктовала им свои условия, каждый раз проявляя свой капризный характер в виде валунов, размывов и плывунов. Борьба с водоносными грунтами, проходка тоннелей в тяжелейших подземных условиях на глубине, доходящей до 150 метров, ежедневный тяжелый физический труд – все это остается «за кадром». В последние годы в Метрострое произошло много событий: появились новые объекты, существенно обновился парк оборудования, разработаны и внедрены новые технологии… Компания не стоит на месте. Пройдя через Вторую мировую войну, советское время, перестройку, рыночную экономику, организация живет и развивается, сохраняя при этом все то, что складывалось годами. Но самое главное – каждый метростроевец знает, что его труд является частью большого дела, благодаря которому наш город становится еще лучше и красивее.
Биографическая справка
Вадим Николаевич Александров родился 21 февраля 1941 г. В 1963 г. закончил факультет «Мосты и тоннели» ЛИИЖТа и пришел на работу в Ленметрострой.
В 2010 году исполнилось 20 лет с момента его вступления. Всего при активном участии В.Н. Александрова построено и введено в эксплуатацию более 40 станций петербургского метрополитена. В том числе 11 – под его руководством.
В.Н. Александров – почетный гражданин Санкт-Петербурга, заслуженный строитель РФ, академик Академии транспорта РФ, председатель Комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ.
Как председатель государственной экзаменационной комиссии Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) В.Н. Александров способствует приходу в метростроение молодых талантливых инженеров.
В.Н. Александров является одним из авторов Программы развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга до 2020 г.
По его инициативе разработаны и внедрены метод механизированной проходки наклонного хода, новая комбинированная технология закрепления грунтов при сооружении наклонного хода, механизация разработки притоннельных выработок, метод опережающего крепления – шандорной крепи и ряд других инновационных подходов к строительству метро.
Трудное рождение
В январе 1941 года принято решение о строительстве метрополитена в Ленинграде. За пять месяцев была проделана огромная работа: сформирован 10-тысячный коллектив Строительства № 5 НКПС, пройдены 15 стволов, начаты горизонтальные выработки, уложено 14 тыс. кубометров бетона.
22 июня война прервала строительство метро на долгие пять лет. Все эти годы метростроевцы стояли на защите города. 27 июня решено законсервировать стройку и сформировать десять батальонов для строительства оборонительных рубежей. Спустя месяц под Кингисеппом метростроители построили свои первые оборонительные рубежи.
В сентябре в районе Пулковских высот в кратчайшие сроки сооружены сквозные «бойницы» в высоких железнодорожных насыпях для установки противотанковых орудий. В октябре-ноябре сооружена танковая переправа через Неву на Невский плацдарм. В ноябре отряд метростроителей в количестве 1200 человек отправлен на строительство Осиновецкого порта, где проходила «Дорога жизни», спасшая множество жизней от голодной смерти во время блокады. Память об этом увековечена в музее поселка Осиновец.
15 февраля 1942 года строители рапортовали об открытии железной дороги протяженностью 34 км от станции Войбокало до берега Ладожского озера. 7 мая 1942 года приказом НКПС № 308-Ц Строительство № 5 было реорганизовано в Военно-восстановительное строительство № 5 (ВВС-5) с подчинением Управлению военно-восстановительных и заградительных работ № 2 Ленинградского фронта (УВВР-2). Спецформирования ВВС-5 выполняли задания Военного Совета фронта наравне с частями железнодорожных войск и другими спецформированиями. В январе 1943 года после прорыва блокады на южном побережье Ладожского озера основные силы метростроителей были направлены на строительство угольных шахт Комаровского бассейна. За год в тяжелых условиях, при почти полном отсутствии механизации, метростроители сдали в эксплуатацию 10 шахт, давших Ленинграду зимой 1943-1944 годов 110 тыс. тонн угля. Прорыв блокады позволил приступить к строительству железной дороги вдоль берега Ладожского озера длиной 33 км с двумя мостами через Неву и Назию. За участие в строительстве «Дороги Победы» более двух тысяч человек были награждены правительственными наградами.
Разгром врага и освобождение Ленинградской области поставили перед строителями новые задачи. Метростроители восстанавливали железные дороги Московского, Псковского, Новгородского, Варшавского и Выборгского направлений, вокзалы на станциях Чудово, Любань, Кингисепп, Гатчина, Нарва, Лигово, Петергоф, Волховстрой, Мга, Пушкин и др. Бригады метростроителей восстанавливали разрушенные тоннели под Севастополем, Каунасом и на Карпатах. В Ленинграде метростроители отремонтировали Московский вокзал, театр Комедии, здание Куйбышевского РК КПСС, музей им. С.М. Кирова, сдали в эксплуатацию 7,5 тыс. кв. м жилой площади, реконструировали отдельные заводы.
Метрополитен Санкт-Петербурга является одним из самых красивых и крупных метрополитенов мира. Подземные и надземные вестибюли по праву называют «дворцами», ведь над их оформлением трудились лучшие архитекторы и художники нашего города. Но то, что пассажиры ежедневно видят, спускаясь на станцию и проезжая несколько остановок, на самом деле лишь малая часть огромной подземной структуры, над созданием которой трудились десятки тысяч специалистов на протяжении 70 лет. Тех, кто строил наше метро, и то, каких трудов это стоило метростроителям, мало кто знает. Геология Петербурга всегда диктовала им свои условия, каждый раз проявляя свой капризный характер в виде валунов, размывов и плывунов. Борьба с водоносными грунтами, проходка тоннелей в тяжелейших подземных условиях на глубине, доходящей до 150 метров, ежедневный тяжелый физический труд – все это остается «за кадром». В последние годы в Метрострое произошло много событий: появились новые объекты, существенно обновился парк оборудования, разработаны и внедрены новые технологии… Компания не стоит на месте. Пройдя через Вторую мировую войну, советское время, перестройку, рыночную экономику, организация живет и развивается, сохраняя при этом все то, что складывалось годами. Но самое главное – каждый метростроевец знает, что его труд является частью большого дела, благодаря которому наш город становится еще лучше и красивее.
Биографическая справка
Вадим Николаевич Александров родился 21 февраля 1941 г. В 1963 г. закончил факультет «Мосты и тоннели» ЛИИЖТа и пришел на работу в Ленметрострой.
В 2010 году исполнилось 20 лет с момента его вступления. Всего при активном участии В.Н. Александрова построено и введено в эксплуатацию более 40 станций петербургского метрополитена. В том числе 11 – под его руководством.
В.Н. Александров – почетный гражданин Санкт-Петербурга, заслуженный строитель РФ, академик Академии транспорта РФ, председатель Комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ.
Как председатель государственной экзаменационной комиссии Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) В.Н. Александров способствует приходу в метростроение молодых талантливых инженеров.
В.Н. Александров является одним из авторов Программы развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга до 2020 г.
По его инициативе разработаны и внедрены метод механизированной проходки наклонного хода, новая комбинированная технология закрепления грунтов при сооружении наклонного хода, механизация разработки притоннельных выработок, метод опережающего крепления – шандорной крепи и ряд других инновационных подходов к строительству метро.
Трудное рождение
В январе 1941 года принято решение о строительстве метрополитена в Ленинграде. За пять месяцев была проделана огромная работа: сформирован 10-тысячный коллектив Строительства № 5 НКПС, пройдены 15 стволов, начаты горизонтальные выработки, уложено 14 тыс. кубометров бетона.
22 июня война прервала строительство метро на долгие пять лет. Все эти годы метростроевцы стояли на защите города. 27 июня решено законсервировать стройку и сформировать десять батальонов для строительства оборонительных рубежей. Спустя месяц под Кингисеппом метростроители построили свои первые оборонительные рубежи.
В сентябре в районе Пулковских высот в кратчайшие сроки сооружены сквозные «бойницы» в высоких железнодорожных насыпях для установки противотанковых орудий. В октябре-ноябре сооружена танковая переправа через Неву на Невский плацдарм. В ноябре отряд метростроителей в количестве 1200 человек отправлен на строительство Осиновецкого порта, где проходила «Дорога жизни», спасшая множество жизней от голодной смерти во время блокады. Память об этом увековечена в музее поселка Осиновец.
15 февраля 1942 года строители рапортовали об открытии железной дороги протяженностью 34 км от станции Войбокало до берега Ладожского озера. 7 мая 1942 года приказом НКПС № 308-Ц Строительство № 5 было реорганизовано в Военно-восстановительное строительство № 5 (ВВС-5) с подчинением Управлению военно-восстановительных и заградительных работ № 2 Ленинградского фронта (УВВР-2). Спецформирования ВВС-5 выполняли задания Военного Совета фронта наравне с частями железнодорожных войск и другими спецформированиями. В январе 1943 года после прорыва блокады на южном побережье Ладожского озера основные силы метростроителей были направлены на строительство угольных шахт Комаровского бассейна. За год в тяжелых условиях, при почти полном отсутствии механизации, метростроители сдали в эксплуатацию 10 шахт, давших Ленинграду зимой 1943-1944 годов 110 тыс. тонн угля. Прорыв блокады позволил приступить к строительству железной дороги вдоль берега Ладожского озера длиной 33 км с двумя мостами через Неву и Назию. За участие в строительстве «Дороги Победы» более двух тысяч человек были награждены правительственными наградами.
Разгром врага и освобождение Ленинградской области поставили перед строителями новые задачи. Метростроители восстанавливали железные дороги Московского, Псковского, Новгородского, Варшавского и Выборгского направлений, вокзалы на станциях Чудово, Любань, Кингисепп, Гатчина, Нарва, Лигово, Петергоф, Волховстрой, Мга, Пушкин и др. Бригады метростроителей восстанавливали разрушенные тоннели под Севастополем, Каунасом и на Карпатах. В Ленинграде метростроители отремонтировали Московский вокзал, театр Комедии, здание Куйбышевского РК КПСС, музей им. С.М. Кирова, сдали в эксплуатацию 7,5 тыс. кв. м жилой площади, реконструировали отдельные заводы.
рубрика:
Метрострою 70 лет