Структура Метростроя

Управление механизации – единственная организация в Петербурге, способная выполнять сложнейшие операции с самыми различными горнопроходческими механизмами. Без участия специалистов УМ не обходится ни одно строительство. Электрослесари, механики, гидравлики и другие специалисты самой высокой квалификации обслуживают многочисленный парк оборудования Метростроя, немалая часть которого произведена на базе этого филиала. Сегодня Управление вышло на новый уровень, наладив производство собственного проходческого оборудования. Благодаря объединению усилий КБ ЗАО «Метрокон» и Управления механизации создано несколько собственных разработок для ведения горнопроходческих работ. Так, на станции «Международная» уже сегодня применяется их собственная разработка КПШ-6 – комплекс проходческий с шандорной крепью.

Управление производственно-технологической комплектации (УПТК) на протяжении 70 лет обеспечивает строительство метро качественным и современным оборудованием, материалами – песком, цементом высокого качества, кабельно-проводниковой продукцией, металлоконструкциями, шпалами и т. д. Качество поставок УПТК на стройки Петербурга подтверждают многочисленные городские награды и дипломы. В месяц организация получает около 60-70 вагонов строительных материалов. Сроки доставки из регионов тщательно просчитываются, логистика выстроена с учетом потребностей строительства и пропускной способности разных видов транспорта.
ЗАО «СМУ-9 Метрострой» – без сомнения, организация уникальная. В ее задачи входит бурение и замораживание грунтов для проходки стволов и наклонных ходов при строительстве метро. Также на плечах компании прокладка кабельных сетей, трубопроводов, контактной сети, монтаж эскалаторов, силового оборудования, освещения тоннелей и станций. СМУ-9 решает и такие сложные задачи, как возведение защитных сооружений – герметических затворов весом до 33 тонн, монтаж санитарно-технических устройств в тоннелях и на станциях. Компания постоянно внедряет новые технологии, осваивает новые формы работы, современную технику. Примером инноваций является компьютерный мониторинг рассольного замораживания грунтов, использование системы СКАРТ, позволяющей контролировать и автоматически регистрировать расход жидкого азота в жидкостном и газовом режимах. СМУ-9 использует и новую технологию монтажа тяговых и силовых сетей, а также приспособление, предотвращающее складывание ступеней на эскалаторах Е-55.

ЗАО «Управление № 10 Метростроя» было создано в 1979 году. Задачей организации было строительство Лестранхоза для обеспечения метростроев страны строительным лесом. Коллектив предприятия трудился на строительстве перегонных тоннелей в депо «Выборгское», станций метро «Проспект Просвещения», «Спортивная», «Комендантский проспект» и т. д. Несмотря на то что специфика горного дела весьма консервативна, применение новейшей техники и технологий позволяет непрерывно повышать эффективность производства и увеличивать производительность труда, за что работники этого управления были неоднократно удостоены государственных наград. В настоящее время ЗАО «Управление № 10 Метростроя» выполняет работы на втором пусковом комплексе Фрунзенского радиуса.

ЗАО «СМУ-11 Метрострой» ведет свою историю с 1972 года. Специалисты компании участвовали в строительстве станций «Выборгская», «Проспект Ветеранов», «Девяткино», «Пионерская», «Рыбацкое», «Ладожская» и других. На вооружении у компании самые современные технологии: организация впервые применила способ подачи бетона под землю с помощью бетононасоса и отказалась от ручного труда в этом деле, при проходке наклонных ходов эскалаторных тоннелей в историческом центре города специалисты применяют технологию струйной цементации грунтов jet grouting. При сооружении тоннеля НВУ № 620 на станции «Бухарестская» компания применила технологию опережающего крепления и безосадочной проходки и т. д.

ЗАО «СМУ № 13 Метрострой» ведет проходку в самых сложных условиях, выполняет весь комплекс строительных работ от укладки бетона до отделки, включая облицовку естественным камнем. Профессионалы компании владеют методиками ведения специальных монтажных, реставрационных работ, имеют опыт реконструкции станций метро без остановки движения поездов и ограничения пассажиропотока. В активе этого коллектива строительство единственной в Петербурге станции с двумя пересадочными узлами – «Спасская», эскалаторных тоннелей и вестибюлей станций «Технологический институт-2», «Площадь Александра Невского-2», «Садовая», «Московская», «Гражданский проспект», архитектурно-отделочные работы на станциях «Комендантский проспект», «Чкаловская», «Спасская». Силами именно этой организации сооружен первый в Петербурге эскалаторный тоннель с применением тоннелепроходческого механизированного комплекса. Речь идет о последнем пусковом объекте Метростроя – станции «Обводный канал».

ЗАО «СМУ-15 Метрострой» – занималось строительством станций метро «Черная речка», «Площадь Александра Невского-2», «Лиговский проспект», «Старая Деревня», кроме этого, методом бригадного подряда организация осуществила скоростную проходку перегонного тоннеля от станции «Черная речка» до станции «Петроградская». В обязанности Управления-15 входит также ремонт и реконструкция тоннельной обделки и других сооружений действующего метрополитена. В настоящее время основная работа компании связана со строительством Фрунзенского радиуса метрополитена. Вместе с коллегами из СМУ-13 компания выполнила работы по станции метро «Спасская». Совместно с ЗАО «Семнадцатое управление Метрострой» они заканчивают строительство станции «Международная».

ЗАО «Метроподземстрой» около 11 лет активно участвует в строительстве петербургского метрополитена: на станции «Комендантский проспект» специалистами этой организации смонтирован колонно-прогонный комплекс, для «Проспекта Просвещения» выполнено постоянное обустройство вентиляционного ствола. Чтобы пустить поезда на «Площади Мужества», компания смонтировала уникальную линию по производству блоков специальной особо прочной обделки для участка размыва. «Метроподземстрой» поддерживал на консервации основную шахту станции «Волковская» и с 2004 года начал вести на ней активные горнопроходческие работы. Вентиляционную шахту для «Волковской» ЗАО «Метроподземстрой» построило с нулевого цикла. Сейчас организация ведет строительно-монтажные и горнопроходческие работы на строительстве станции метро «Международная».

ЗАО «Семнадцатое управление Метрострой» – одна из старейших горнопроходческих организаций в системе Метростроя. Коллектив компании принимал участие в возведении 16 подземных станций метро, пяти наземных вестибюлей («Купчино», «Девяткино», «Проспект Большевиков», «Лиговский проспект», «Крестовский остров»), десятков километров подземных сооружений, более 40 вертикальных и наклонных стволов. В настоящее время специалисты компании трудятся на строительстве двух новых станций метро – «Международной» и «Адмиралтейской».

ЗАО «СМУ-19 Метрострой» занимается архитектурной отделкой станций и вестибюлей мрамором и гранитом, превращая их в подземные дворцы. Специалисты компании участвовали в оформлении практически всех станций петербургского метро. Кроме этого, СМУ-19 занимается ремонтом и реставрацией уже построенных станций. Сегодня на предприятии работает около 100 человек.

ЗАО «Управление 20 Метрострой» изначально было создано для строительства и реконструкции объектов ленинградского метрополитена, расположенных на поверхности. Сегодня организация выполняет весь комплекс общестроительных, монтажных и отделочных работ, включая вертикальную планировку, благоустройство территории, прокладку железнодорожных путей и гидроизоляционные работы повышенной сложности. Силами предприятия построены вестибюли и машинные отделения станций «Пролетарская», «Ладожская», «Рыбацкое», «Черная речка», проведен капитальный ремонт фасадов станций «Академическая», «Политехническая». Коллектив Управления участвует в самых значительных проектах Метростроя, например, завершает строительство насосной станции в комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, а также сооружает объекты Юго-Западной ТЭЦ.

ЗАО «Тоннельный отряд – 3» занимается горнопроходческими работами и устройством верхнего строения пути метрополитена. Более 15 подземных станций глубокого заложения с прилегающими тоннелями построены при непосредственном участии этого коллектива. Среди них уникальная двухъярусная станция «Спортивная», не имеющая аналогов в мире. В настоящее время коллектив задействован на сооружении трех групп камер съездов, соединительных тоннелей и среднего тупика за станцией «Международная», а также продолжает укладку веера путей третьей очереди депо «Выборгское», сооружает объекты КЗС и ЛАЭС-2.

ООО «Тоннельный отряд – 4» прокладывает подземные коммуникации без вскрытия дневной поверхности путем уникального метода микротоннелирования и технологии горизонтально направленного бурения. Такой способ прокладки особенно перспективен для районов плотной застройки, а также на территориях, пересеченных транспортными магистралями. Силами «Тоннельного отряда – 4» успешно построено множество сложнейших объектов. Среди них: подводный переход через Неву для Балтийской трубопроводной системы, канализационный коллектор города Гатчины, тоннель для коллектора жилого комплекса «Балтийская жемчужина», коллектор дождевой канализации КАД и другие. Сегодня ООО «Тоннельный отряд – 4» готовится к проходке второго тоннеля под Сайменским каналом для СЕГ. Коллектив компании награжден почетным знаком «За внедрение передовых технологий при освоении подземного пространства».

ЗАО «Компакт» занимается строительством сооружений, которые находятся на поверхности: верхних вестибюлей, машинных помещений, пешеходных переходов, а также отделкой нижних вестибюлей. С их участием были построены станции «Чкаловская», «Спортивная», «Волковская», сейчас возводится «Бухарестская». Помимо метростроения специалисты «Компакта» задействованы на строительстве КЗС Петербурга. Организация совершила прорыв в техническом перевооружении. Так, сотрудники компании научились работать с инвентарной опалубкой систем DOKA и PERI. На атомной стройке в Сосновом Бору ЗАО «Компакт» впервые стало применять новое оборудование для укладки бетона – стрелы, подающие бетон на высоту до 150 м.

ЗАО «Литейно-механический завод Метростроя» производит тюбинговые прокладки и болтовые скрепления, изделия верхнего строения пути, бортоснастку для заводов ЖБК, горношахтное оборудование и инструмент, изделия из стали, бронзы, алюминия, относящиеся к архитектурной отделке вестибюлей – витражи, решетки, светильники, световые карнизы для метростроителей. Наличие литейного цеха, полного цикла механической обработки, слесарно-сборочного цеха позволяет осуществлять весь технологический цикл в рамках одного производства. На заводе выполняется также термообработка, кузнечные работы.

ЗАО «Завод ЖБКиД» полностью обеспечивает метростроителей качественным бетоном и железобетонными изделиями. Предприятие производит тюбинговую обделку для больших выработок – станций, камер съездов, СТП, притоннельных выработок. В кризисные времена завод наладил выпуск труб для микротоннелирования, ригелей, дорожных плит, лестничных маршей и других изделий, востребованных на рынке. В настоящее время компания поставляет продукцию для второго пускового комплекса Фрунзенского радиуса. В 2011 году завод планирует производство обделки для первого в петербургском метро двухпутного тоннеля диаметром около 10,5 м на участке от станции «Проспект Славы» до станции «Южная».

ЗАО «Метробетон» является одним из основных поставщиков товарного бетона и железобетонных изделий для метростроения. Одним из главных достоинств компании является ее многопрофильность – «Метробетон» производит товарный бетон и раствор, железобетонные изделия и конструкции, арматуру, жесткий утеплитель полистиролбетон, классифицированные пески и сухие строительные смеси под собственной маркой «Долмат». Компания имеет автопарк с мощной ремонтной базой.

ЗАО «Автотранспортное предприятие Метростроя» (АТП) является транспортным ресурсом Метростроя. Организация занимается транспортировкой строительных материалов, вывозом породы и грунта с выработок, а также доставкой работников на объекты компании. Сегодня в составе АТП находятся две автоколонны – около 90 единиц легковых автомобилей и тяжелой техники. 50 из них – автомобили высокой грузоподъемности, предназначенные для вывоза отработанной породы из шахт, доставки бетона на объекты ОАО «Метрострой» и других специальных работ. В их числе самосвалы грузоподъемностью до 40 тонн, автокраны и автобетоносмесители. Автопарк постоянно обновляется – не так давно в нем появились грузовики марки «Форд», соответствующие последним требованиям. С расширением географии строительства актуальной задачей для АТП стала доставка специалистов и рабочих к стройплощадкам.
рубрика: Метрострою 70 лет
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.