Строители возвращаются к лизингу
В ушедшем году рынок лизинговых услуг оправдал даже самые оптимистичные прогнозы, продемонстрировав рост в 75%. Лизинг строительной техники на этом фоне выглядит особенно оживленно – некоторые компании увеличили объемы сделок в этом сегменте в два-три раза. И хотя эти результаты пока далеки от докризисных, участники рынка постепенно говорят о его восстановлении и возвращении в привычное русло.
В 2010 году рынок лизинга показал значительные темпы роста, хотя, конечно, о достижении докризисных результатов говорить еще рано. Лизинговые компании можно было смело отнести к наиболее пострадавшим от кризиса – в 2009-м объемы новых сделок сократились примерно в пять раз по сравнению с 2008-м, и рынок пережил настоящее дно. По предварительным данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса российских лизинговых компаний в 2010 году составил 550 млрд рублей, что на 75% больше, чем в 2009 году. Это примерно в семь раз превысило прошлогодние пессимистичные ожидания участников рынка. При этом основной объем сделок в 2010 году пришелся на сегмент транспорта. О том, что рынок снова можно считать перспективным, говорит и активизация процессов M&A – к примеру, в начале 2011 года один из лидеров рынка «Сбербанк Лизинг» приобрел контрольный пакет акций ЗАО «Лайн Лизинг Груп», которое является лидером на рынке лизинга Ярославской области, а также присутствует в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
По словам участников рынка, рост объемов приобретенной строительной техники, которая всегда была одним из достаточно популярных предметов лизинга, существенно превысил средние показатели. Некоторые даже отмечают, что именно здесь наблюдается наибольшее оживление. К примеру, в компании «ПН-Лизинг» говорят, что в 2010 году в сегменте строительной техники заключили почти в 2,5 раза больше сделок, чем в 2009-м; «Балтийский лизинг» за первые 9 месяцев 2010 года заключил сделок на сумму 1,276 млрд рублей, что в три раза выше аналогичных показателей прошлого года, и т. д. На 2011 год у участников рынка также неплохие надежды – ожидается, что он, как минимум, будет не хуже ушедшего.
Конечно, частично такой рост можно объяснить сокращением числа игроков: в период кризиса с рынка ушли наиболее слабые лизинговые компании с несбалансированными лизинговыми портфелями, а также компании, ведущие рискованную политику привлечения инвестиций, в частности, посредством облигационных займов. Многие игроки рынка были вынуждены приостановить развитие региональных представительств и закрывать уже имеющиеся филиалы. По оценкам Романа Маланина, генерального директора компании «ПН-Лизинг», из более или менее значимых игроков с рынка ушло порядка 20 лизингодателей. «Строительный рынок оказался одним из наиболее чувствительных к негативному влиянию кризиса, – говорит он. – Поэтому на достаточно долгий период времени был приостановлен процесс обновления парков техники. Кроме того, на рынок было выброшено большое количество б/у техники, в том числе изъятой лизинговыми компаниями и банками, что также сказалось на востребованности лизинга».
Сегодня снова рынок недвижимости восстанавливается, а соответственно, наблюдается и рост спроса со стороны строительных компаний к новому оборудованию. Он начал возобновляться примерно с III квартала прошлого года и сейчас достаточно ощутим, в основном в дорожно-строительном и коммунальном секторе. При этом строители стали более активно интересоваться техникой универсального назначения, которая используется как при возведении зданий, так и в строительстве, ремонте дорог, инфраструктурных объектов. По словам Ксении Щекотовой, начальника отдела лизинга оборудования ГК «Балтийский лизинг», наибольшим спросом пользуется техника для дорожно-строительных работ (экскаваторы, погрузчики), наименьший интерес вызывают сваебойные установки (и вообще вся техника для нулевого цикла), дробильные установки, башенные краны и пр. Последнее время также чувствуется возобновление интереса компаний лесозаготовительной отрасли – приобретаются форвардеры, харвестеры.
Банки также стали более открыты для лизинговых компаний. Естественно, такая тенденция связана с наличием у них денежной ликвидности и необходимостью ее размещения. Снижение стоимости кредитных ресурсов до 9-13% позволило лизинговым компаниям предоставлять оборудование и технику в лизинг с докризисной ставкой удорожания в 7-13%. Сегодня между выжившими компаниями снова идет борьба за клиента. «Как только экономическая ситуация в стране стала стабилизироваться, выросла конкуренция в сегментах с наибольшей долей рынка, – говорит Александра Рябцева, руководитель направления лизинга автотранспорта и строительной техники ГК «Интерлизинг». – Сейчас лизинговые компании активно расширяют свои продуктовые линейки, пытаются улучшить сервис и качество обслуживания. Упростилась процедура одобрения клиента, снизились процентные ставки, требования к авансовым платежам сократились с 30 до 20 процентов. На рынок возвращаются экспресс-продукты».
Если говорить о сроках кредитования, то банки пока не готовы предоставлять финансирование на срок более 3 лет, однако такие условия устраивают далеко не всех, и в лизинговых компаниях говорят, что можно ожидать постепенного увеличения сроков. «Начиная с середины прошлого года борьба за клиента среди лизинговых компаний обострилась, и сейчас рынок диктует снижение авансов, процентных ставок и увеличение сроков до 5 лет», – говорит Ксения Щекотова.
В то же время делать оптимистичные прогнозы участники рынка предпочитают осторожно. До устойчивого положения рынка еще далеко: спрос на лизинговые услуги остается невысоким, финансовое положение лизингополучателей улучшается медленно, а сроки планирования сделок остаются короткими. Несмотря на то что ситуация на рынке финансовой аренды в настоящее время стабилизировалась, основной угрозой по-прежнему остается возможность новых экономических потрясений.
Кроме того, беспокойство среди участников лизинговой отрасли вызывает также инициатива Минфина об отмене ускоренной амортизации в отношении всех видов имущества (с целью увеличения сборов от налога на прибыль и налога на имущество). «Такая поправка в налоговом законодательстве может привести к резкому сокращению рынка и уходу большого числа лизингодателей, – говорит Роман Маланин. – Негативно она скажется и на экономике в целом, так как пропадет один из основных инструментов развития промышленности и обновления основных фондов предприятий». Напомним, существующая норма амортизации, которая действует еще с советского права, составляет 7 лет, однако, по факту амортизационных выплат, техника во вредных условиях может работать и 2,5 года.
Есть также другие факторы, затрудняющие процессы работы, связанные с тем, что в новых условиях все предпочитают работать более осторожно. «Если в 2008 году большая часть техники ввозилась дилерами с расчетом на растущий рынок, то сейчас ситуация в корне изменилась, – отмечает Александра Рябцева. – Большинство поставщиков перестали формировать большие склады техники и заказывают технику только при наличии подписанного контракта. Это неизменно сказывается на сроках поставки».
В 2010 году рынок лизинга показал значительные темпы роста, хотя, конечно, о достижении докризисных результатов говорить еще рано. Лизинговые компании можно было смело отнести к наиболее пострадавшим от кризиса – в 2009-м объемы новых сделок сократились примерно в пять раз по сравнению с 2008-м, и рынок пережил настоящее дно. По предварительным данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса российских лизинговых компаний в 2010 году составил 550 млрд рублей, что на 75% больше, чем в 2009 году. Это примерно в семь раз превысило прошлогодние пессимистичные ожидания участников рынка. При этом основной объем сделок в 2010 году пришелся на сегмент транспорта. О том, что рынок снова можно считать перспективным, говорит и активизация процессов M&A – к примеру, в начале 2011 года один из лидеров рынка «Сбербанк Лизинг» приобрел контрольный пакет акций ЗАО «Лайн Лизинг Груп», которое является лидером на рынке лизинга Ярославской области, а также присутствует в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
По словам участников рынка, рост объемов приобретенной строительной техники, которая всегда была одним из достаточно популярных предметов лизинга, существенно превысил средние показатели. Некоторые даже отмечают, что именно здесь наблюдается наибольшее оживление. К примеру, в компании «ПН-Лизинг» говорят, что в 2010 году в сегменте строительной техники заключили почти в 2,5 раза больше сделок, чем в 2009-м; «Балтийский лизинг» за первые 9 месяцев 2010 года заключил сделок на сумму 1,276 млрд рублей, что в три раза выше аналогичных показателей прошлого года, и т. д. На 2011 год у участников рынка также неплохие надежды – ожидается, что он, как минимум, будет не хуже ушедшего.
Конечно, частично такой рост можно объяснить сокращением числа игроков: в период кризиса с рынка ушли наиболее слабые лизинговые компании с несбалансированными лизинговыми портфелями, а также компании, ведущие рискованную политику привлечения инвестиций, в частности, посредством облигационных займов. Многие игроки рынка были вынуждены приостановить развитие региональных представительств и закрывать уже имеющиеся филиалы. По оценкам Романа Маланина, генерального директора компании «ПН-Лизинг», из более или менее значимых игроков с рынка ушло порядка 20 лизингодателей. «Строительный рынок оказался одним из наиболее чувствительных к негативному влиянию кризиса, – говорит он. – Поэтому на достаточно долгий период времени был приостановлен процесс обновления парков техники. Кроме того, на рынок было выброшено большое количество б/у техники, в том числе изъятой лизинговыми компаниями и банками, что также сказалось на востребованности лизинга».
Сегодня снова рынок недвижимости восстанавливается, а соответственно, наблюдается и рост спроса со стороны строительных компаний к новому оборудованию. Он начал возобновляться примерно с III квартала прошлого года и сейчас достаточно ощутим, в основном в дорожно-строительном и коммунальном секторе. При этом строители стали более активно интересоваться техникой универсального назначения, которая используется как при возведении зданий, так и в строительстве, ремонте дорог, инфраструктурных объектов. По словам Ксении Щекотовой, начальника отдела лизинга оборудования ГК «Балтийский лизинг», наибольшим спросом пользуется техника для дорожно-строительных работ (экскаваторы, погрузчики), наименьший интерес вызывают сваебойные установки (и вообще вся техника для нулевого цикла), дробильные установки, башенные краны и пр. Последнее время также чувствуется возобновление интереса компаний лесозаготовительной отрасли – приобретаются форвардеры, харвестеры.
Банки также стали более открыты для лизинговых компаний. Естественно, такая тенденция связана с наличием у них денежной ликвидности и необходимостью ее размещения. Снижение стоимости кредитных ресурсов до 9-13% позволило лизинговым компаниям предоставлять оборудование и технику в лизинг с докризисной ставкой удорожания в 7-13%. Сегодня между выжившими компаниями снова идет борьба за клиента. «Как только экономическая ситуация в стране стала стабилизироваться, выросла конкуренция в сегментах с наибольшей долей рынка, – говорит Александра Рябцева, руководитель направления лизинга автотранспорта и строительной техники ГК «Интерлизинг». – Сейчас лизинговые компании активно расширяют свои продуктовые линейки, пытаются улучшить сервис и качество обслуживания. Упростилась процедура одобрения клиента, снизились процентные ставки, требования к авансовым платежам сократились с 30 до 20 процентов. На рынок возвращаются экспресс-продукты».
Если говорить о сроках кредитования, то банки пока не готовы предоставлять финансирование на срок более 3 лет, однако такие условия устраивают далеко не всех, и в лизинговых компаниях говорят, что можно ожидать постепенного увеличения сроков. «Начиная с середины прошлого года борьба за клиента среди лизинговых компаний обострилась, и сейчас рынок диктует снижение авансов, процентных ставок и увеличение сроков до 5 лет», – говорит Ксения Щекотова.
В то же время делать оптимистичные прогнозы участники рынка предпочитают осторожно. До устойчивого положения рынка еще далеко: спрос на лизинговые услуги остается невысоким, финансовое положение лизингополучателей улучшается медленно, а сроки планирования сделок остаются короткими. Несмотря на то что ситуация на рынке финансовой аренды в настоящее время стабилизировалась, основной угрозой по-прежнему остается возможность новых экономических потрясений.
Кроме того, беспокойство среди участников лизинговой отрасли вызывает также инициатива Минфина об отмене ускоренной амортизации в отношении всех видов имущества (с целью увеличения сборов от налога на прибыль и налога на имущество). «Такая поправка в налоговом законодательстве может привести к резкому сокращению рынка и уходу большого числа лизингодателей, – говорит Роман Маланин. – Негативно она скажется и на экономике в целом, так как пропадет один из основных инструментов развития промышленности и обновления основных фондов предприятий». Напомним, существующая норма амортизации, которая действует еще с советского права, составляет 7 лет, однако, по факту амортизационных выплат, техника во вредных условиях может работать и 2,5 года.
Есть также другие факторы, затрудняющие процессы работы, связанные с тем, что в новых условиях все предпочитают работать более осторожно. «Если в 2008 году большая часть техники ввозилась дилерами с расчетом на растущий рынок, то сейчас ситуация в корне изменилась, – отмечает Александра Рябцева. – Большинство поставщиков перестали формировать большие склады техники и заказывают технику только при наличии подписанного контракта. Это неизменно сказывается на сроках поставки».
рубрика:
Финансы