Архитектура как маркетинговый инструмент

Усилившаяся конкурентная борьба на рынке строительства заставляет девелоперов искать новые способы повысить привлекательность своих объектов.

Одним из самых распространенных маркетинговых инструментов в этом смысле является архитектура. Как говорят эксперты, стоимость квадратного метра во внешне привлекательном здании, созданном при участии именитого архитектора, может быть на 25% выше. В большей степени это касается жилья, однако и спрос на красивые офисные центры в городе есть.
И это не предел, говорят эксперты. По словам председателя правления Северо-Западной палаты недвижимости Павла Созинова, привлечение именитых российских и западных архитекторов к созданию жилых и коммерческих комплексов более всего оправдано с точки зрения маркетинга и экономики для сегмента «элит».
Но последнее время в связи с изменившейся ситуацией на строительном рынке девелоперы ищут новые пути привлечения клиентов, поэтому вкладываются в архитектуру проектов в том числе бизнес- и экономкласса. Само приглашение архитектора может стать хорошим PR-поводом и маркетинговой акцией. «Ряд девелоперов уже давно пользуются услугами западных архитекторов или дизайнеров интерьеров. Так, сегодня есть проект, разработанный Рикардо Боффилом для компании RBI. Влияние архитектурной концепции на конечную стоимость объекта очевидно. С одной стороны, если привлекаются западные архитекторы, то это дополнительная реклама объекта, несравнимая по охвату с традиционными способами продвижения. С другой стороны, работа западной команды редко идет дальше концепции, поскольку для создания рабочей документации, которая учитывает все СНиП и ГОСТы, в любом случае будет привлекаться российская команда. А это означает значительное удорожание проекта, которое, в конечном счете, отразится и на рыночной стоимости объекта», – считает г-н Созинов.
Хорошее архитектурное решение, безусловно, стоит денег, но, как подтверждают специалисты, оно окупается в разы. Более того, продуманная архитектурная политика влияет на темпы продаж. «В процессе реализации недвижимость, интересная с точки зрения архитектурной задумки, повышается в цене на 10-15 процентов и гораздо быстрее продается. Состоятельные покупатели не будут мелочиться и выберут более презентабельное жилье. А вот арендаторы еще подумают, переплачивать ли за архитектурные изыски. Для них важнее месторасположение объекта», – считает заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов.

Офисы с человеческим лицом

Сергей Федоров, генеральный директор компании Praktis CB, согласен, что сегодня первостепенное значение на рынке офисных площадей по-прежнему имеет локация. «Кроме того, здания, которые не просто привлекают месторасположением, но и являются шедеврами архитектуры, стоят выше типовых предложений в том же районе. Здания ординарной застройки зачастую не могут компенсировать все технические и правовые сложности высокими арендными ставками. Самый удачный пример реконструкции старого фонда под офисные функции, в котором ощущается архитектурная доминанта, – Дом Зингера. Экономический эффект налицо – сегодня это самый дорогой бизнес-центр, даже несмотря на отсутствие парковки», – комментирует аналитик.
«В Санкт-Петербурге есть хорошие примеры использования исторических зданий – например, бизнес-центр класса А Quattro Corti на Почтамтской улице», – рассказывает Евгения Васильева, заместитель директора департамента консалтинга Colliers International. Заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов поделился своим мнением по поводу удачных зданий с точки зрения архитектурного стиля и функциональности. «Я оцениваю положительно гостиницу на площади Островского, 2A: фасады стилизованы под итальянское палаццо, обывателю и не понять, что это отель, так прекрасно здание вписано в архитектуру города. Выгодно отличается дом на Итальянской улице рядом с кинотеатром «Родина». Не могу не сказать о здании на Большой Морской улице, 4; впечатляет дом на Каменном острове. К неудачным примерам я отнесу "Владимирский пассаж": архитектурное решение, может, и выдающееся, но совершенно не объединяет близлежащие здания в единую композицию», – подчеркнул аналитик. Эксперты высоко оценили многоквартирный жилой дом на 8-й Советской улице, 4-6, жилой дом на Невском проспекте, 152, жилой комплекс на Крестовском проспекте – «Дом у моря», многофункциональный офисный комплекс на улице Академика Павлова, 5, квартал «Жемчужная премьера» и др.
Яна Долотова, заместитель директора департамента новое строительство по маркетингу агентства «Итака Недвижимость», отметила компании, которые, по ее мнению, должное внимание уделяют архитектуре проекта. «Своей оригинальностью привлекают строения ЗАО "ЮИТ Лентек", "ЛенСпецСМУ", "Петростиль", Setl Sity, "Возрождение Санкт-Петербурга", причем архитекторы работают не только с элитным жильем, но и в классе эконом. Первое место я бы отдала комплексу "Конунг" в Выборге. Здание является памятником истории, архитектуры и культуры XVII века. Там произведены реставрация и бережная реконструкция дома. Из более современных я бы остановилась на здании на Шпалерной улице, 60: панорамное видение, стилизация под модерн, современная подсветка», – резюмировала г-жа Долотова.

Крайности

Что касается соотношения предпочтений покупателей при выборе стиля, то здесь однозначных выводов нет. У клиентов одинаковым спросом пользуются как здания в стиле хай-тек, так и стилизованные под классику. Однако особо сильно авангардизмом архитекторы стараются не увлекаться, отмечая, что потом такой проект достаточно сложно продать – не всегда понятен конечный потребитель. «Я уверен, что арендаторы, которые заглядывают в будущее, обращают внимание на качество выполненных работ и исходные строительные материалы. Ведь дело не в изысках, бросающихся в глаза, не в лепнине на каждом шагу. Последнее слово за качеством: ведь есть разница между покрытием из металлочерепицы и из цинка или между стеклопакетами из пластика и дерева?» – акцентирует внимание Рафаэль Даянов, директор мастерской «Литейная часть-91», заслуженный строитель России, почетный архитектор РФ. Качественная архитектура влияет на дальнейшую репутацию застройщика, а также на инвестиционную привлекательность объекта недвижимости в перспективном периоде существования. Эксперты в тенденциях сегодняшнего времени отмечают доминирующую роль качественной архитектуры: здания одинакового класса презентабельности, но разные по качеству архитектурных проработок, на начальной стадии продаж или аренды реализуются практически на равных условиях. Но, например, спустя 10 лет квартиры или офисные здания с успешным архитектурным воплощением вырастают в цене в два раза, а иногда и больше.
рубрика: Архитектура
автор: Ярослава Задорина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.