Кирпич бьется за покупателя
Рынок кирпича Петербурга и Ленобласти постепенно выходит из стагнации. Этому способствует восстановление объемов жилого строительства до почти докризисного уровня. Воспользовавшись этим, производители стали постепенно поднимать цены – за прошлый год цена на кирпич выросла на 12%.
Кризис серьезно ударил по отрасли: если до кризиса предприятия Петербурга и области производили примерно 390 млн штук условного кирпича ежегодно, то в 2009 году объем потребления сократился до 267,0 млн штук. В 2010 году рынок уже немного вырос – до 279,4 млн штук. Тем не менее даже небольшой рост спроса позволил производителям повысить цены. «За 2010 год они выросли в среднем на 12 процентов», – сообщает Георгий Нестеренко, начальник отдела снабжения ГСО «Запад» (объединение «Строительный трест»). С ним соглашаются и в «Группе ЛСР». «Если сравнивать декабрь 2010-го и декабрь 2009-го, то рост средней рыночной цены составил порядка 12 процентов», – считает Евгений Чернега, начальник Управления маркетинга ОАО «Победа ЛСР».
Местечковый материал
Лидером рынка керамического кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по-прежнему является компания ОАО «Победа ЛСР» (предприятие «Группы ЛСР»), доля которой по итогам 2010 года, по предварительным данным, составляет около 55% рынка города. Ближайшие конкуренты представлены местными производителями – «Петрокерамика» и «Эталон», доля которых в сумме составила около 23% (до кризиса она составляла 7% и 8% соответственно). Доля остальных игроков составляет 5% и менее. Надо отметить, что за последние несколько лет «Группа ЛСР» постепенно теряет рынок – еще в 2008 году заводы группы (ЗАО «НПО «Керамика», ОАО «Ленстройкерамика», а также ЗАО «Победа», приобретенное ЛСР весной 2004 года) выпускали 67% всей кирпичной продукции Петербурга и области. «Основным поставщиком кирпича для объединения "Строительный трест" является ОАО "Победа ЛСР". Наши компании связывают долгосрочные партнерские отношения, мы хорошо изучили их материалы, а они – наши требования. В целом, могу сказать, что кирпич этой компании наиболее полно отвечает нашим задачам. У "Победы ЛСР" больше разновидностей лицевого кирпича, больше всего цветов, разнообразные технические показатели и качество выше, чем в среднем по рынку», – говорит Георгий Нестеренко.
Кроме того, на петербургском рынке работают производители из других регионов – в основном это Псковская и Новгородская область, а также участвует продукция, произведенная в Московской, Тверской, Ярославской и Калужской областях. Но, как говорят эксперты, их объемы продаж в 2010 году были незначительны, хотя до кризиса город получал от них 40-45 млн штук кирпича ежегодно.
«Компании из других областей, столкнувшись с падением спроса в своих регионах, пытались выйти на петербургский строительный рынок, порой предлагая продукцию по очень низким ценам. Их коммерческая политика отражает неустойчивое финансовое положение и ощутимые проблемы с реализацией. Однако не всегда они могут гарантировать ритмичность поставок, высокое качество продукции и соответствующий ассортимент», – говорит Евгений Чернега. «Кирпич относится к разряду так называемых местных строительных материалов. Предприятия по его производству должны находиться в непосредственной близости от строительных объектов, поскольку перевозка обходится слишком дорого», – объясняет слабые позиции регионалов Арсений Васильев, генеральный директор УК «Унисто Петросталь».
Наиболее распространенными видами кирпича в Петербурге является керамическая и силикатная продукция. Керамические изделия применяются практически везде: при закладке фундамента, возведении несущих стен и межкомнатных перегородок, для облицовки зданий и их внутренней отделки. Помимо стандартного красно-коричневого цвета возможны варианты белого, абрикосового и желтого кирпича, в зависимости от глины. Часто у разных производителей цветовая гамма продукции различается.
По данным Abarus Market Research, керамический кирпич доминирует в общей структуре российского кирпичного производства, занимая около 44%. Второе место – с долей 37% – принадлежит силикатным изделиям. На остальные виды продукции (кислотоупорный, облицовочный и др.) приходится около 20% общего объема.
От высотного к частному
Кризис, по словам экспертов, вызвал изменение структуры спроса в целом. Если ранее значительная часть кирпича шла на возведение высотных зданий, то сейчас, в связи с сокращением объемов городского строительства, пропорции изменились. Выросла доля малоэтажного строительства. По оценкам аналитиков «Группы ЛСР», его доля в 2010 году составила порядка четверти всей емкости. Сегмент высокоэтажного строительства в последние три года претерпел изменения. Его доля колебалась: в 2008 году она составила 58%, в 2009-м уменьшилась до 51% и в 2010 снова выросла до 55%.
«О том, что спрос на кирпич будет смещаться в сторону частного строительства и коттеджной застройки, говорили давно, но реализовалась эта тенденция в полной мере именно в период кризиса. Если говорить о сегменте малоэтажного строительства, то, несмотря на кризис, он оставался достаточно стабильным», – считает Вячеслав Засухин, коммерческий директор завода «Цемсис».
По словам участников рынка, сейчас и строительные компании, и частные застройщики намного тщательнее подходят к вопросу выбора поставщика материала для строительства. Наличие продукции, низкая цена, возможность доставки – этого для потребителя уже мало. Ему нужны высокое качество, широкий ассортимент, гибкие условия работы, дополнительный сервис, говорят эксперты.
«В высотном домостроении спрос на кирпич восстанавливается медленнее, чем на другие материалы, например бетон и ЖБИ. В кризис новые объекты практически не закладывались, а кирпич применяется на завершающей стадии строительства, поэтому его производители позднее почувствовали общее оживление рынка», – отмечает Александр Батушанский, генеральный директор компании «Решение».
Тем не менее производители надеются на общее улучшение ситуации. «В 2011 году мы видим потенциал для роста рынка керамического кирпича. Это обусловлено, прежде всего, восстановительными процессами, начавшимися в 2010 году в секторе высокоэтажного строительства, а также повышением интереса потребителей к загородному строительству, на котором кирпич остается традиционно востребованным материалом», – уверен Евгений Чернега.
Кризис серьезно ударил по отрасли: если до кризиса предприятия Петербурга и области производили примерно 390 млн штук условного кирпича ежегодно, то в 2009 году объем потребления сократился до 267,0 млн штук. В 2010 году рынок уже немного вырос – до 279,4 млн штук. Тем не менее даже небольшой рост спроса позволил производителям повысить цены. «За 2010 год они выросли в среднем на 12 процентов», – сообщает Георгий Нестеренко, начальник отдела снабжения ГСО «Запад» (объединение «Строительный трест»). С ним соглашаются и в «Группе ЛСР». «Если сравнивать декабрь 2010-го и декабрь 2009-го, то рост средней рыночной цены составил порядка 12 процентов», – считает Евгений Чернега, начальник Управления маркетинга ОАО «Победа ЛСР».
Местечковый материал
Лидером рынка керамического кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по-прежнему является компания ОАО «Победа ЛСР» (предприятие «Группы ЛСР»), доля которой по итогам 2010 года, по предварительным данным, составляет около 55% рынка города. Ближайшие конкуренты представлены местными производителями – «Петрокерамика» и «Эталон», доля которых в сумме составила около 23% (до кризиса она составляла 7% и 8% соответственно). Доля остальных игроков составляет 5% и менее. Надо отметить, что за последние несколько лет «Группа ЛСР» постепенно теряет рынок – еще в 2008 году заводы группы (ЗАО «НПО «Керамика», ОАО «Ленстройкерамика», а также ЗАО «Победа», приобретенное ЛСР весной 2004 года) выпускали 67% всей кирпичной продукции Петербурга и области. «Основным поставщиком кирпича для объединения "Строительный трест" является ОАО "Победа ЛСР". Наши компании связывают долгосрочные партнерские отношения, мы хорошо изучили их материалы, а они – наши требования. В целом, могу сказать, что кирпич этой компании наиболее полно отвечает нашим задачам. У "Победы ЛСР" больше разновидностей лицевого кирпича, больше всего цветов, разнообразные технические показатели и качество выше, чем в среднем по рынку», – говорит Георгий Нестеренко.
Кроме того, на петербургском рынке работают производители из других регионов – в основном это Псковская и Новгородская область, а также участвует продукция, произведенная в Московской, Тверской, Ярославской и Калужской областях. Но, как говорят эксперты, их объемы продаж в 2010 году были незначительны, хотя до кризиса город получал от них 40-45 млн штук кирпича ежегодно.
«Компании из других областей, столкнувшись с падением спроса в своих регионах, пытались выйти на петербургский строительный рынок, порой предлагая продукцию по очень низким ценам. Их коммерческая политика отражает неустойчивое финансовое положение и ощутимые проблемы с реализацией. Однако не всегда они могут гарантировать ритмичность поставок, высокое качество продукции и соответствующий ассортимент», – говорит Евгений Чернега. «Кирпич относится к разряду так называемых местных строительных материалов. Предприятия по его производству должны находиться в непосредственной близости от строительных объектов, поскольку перевозка обходится слишком дорого», – объясняет слабые позиции регионалов Арсений Васильев, генеральный директор УК «Унисто Петросталь».
Наиболее распространенными видами кирпича в Петербурге является керамическая и силикатная продукция. Керамические изделия применяются практически везде: при закладке фундамента, возведении несущих стен и межкомнатных перегородок, для облицовки зданий и их внутренней отделки. Помимо стандартного красно-коричневого цвета возможны варианты белого, абрикосового и желтого кирпича, в зависимости от глины. Часто у разных производителей цветовая гамма продукции различается.
По данным Abarus Market Research, керамический кирпич доминирует в общей структуре российского кирпичного производства, занимая около 44%. Второе место – с долей 37% – принадлежит силикатным изделиям. На остальные виды продукции (кислотоупорный, облицовочный и др.) приходится около 20% общего объема.
От высотного к частному
Кризис, по словам экспертов, вызвал изменение структуры спроса в целом. Если ранее значительная часть кирпича шла на возведение высотных зданий, то сейчас, в связи с сокращением объемов городского строительства, пропорции изменились. Выросла доля малоэтажного строительства. По оценкам аналитиков «Группы ЛСР», его доля в 2010 году составила порядка четверти всей емкости. Сегмент высокоэтажного строительства в последние три года претерпел изменения. Его доля колебалась: в 2008 году она составила 58%, в 2009-м уменьшилась до 51% и в 2010 снова выросла до 55%.
«О том, что спрос на кирпич будет смещаться в сторону частного строительства и коттеджной застройки, говорили давно, но реализовалась эта тенденция в полной мере именно в период кризиса. Если говорить о сегменте малоэтажного строительства, то, несмотря на кризис, он оставался достаточно стабильным», – считает Вячеслав Засухин, коммерческий директор завода «Цемсис».
По словам участников рынка, сейчас и строительные компании, и частные застройщики намного тщательнее подходят к вопросу выбора поставщика материала для строительства. Наличие продукции, низкая цена, возможность доставки – этого для потребителя уже мало. Ему нужны высокое качество, широкий ассортимент, гибкие условия работы, дополнительный сервис, говорят эксперты.
«В высотном домостроении спрос на кирпич восстанавливается медленнее, чем на другие материалы, например бетон и ЖБИ. В кризис новые объекты практически не закладывались, а кирпич применяется на завершающей стадии строительства, поэтому его производители позднее почувствовали общее оживление рынка», – отмечает Александр Батушанский, генеральный директор компании «Решение».
Тем не менее производители надеются на общее улучшение ситуации. «В 2011 году мы видим потенциал для роста рынка керамического кирпича. Это обусловлено, прежде всего, восстановительными процессами, начавшимися в 2010 году в секторе высокоэтажного строительства, а также повышением интереса потребителей к загородному строительству, на котором кирпич остается традиционно востребованным материалом», – уверен Евгений Чернега.
рубрика:
Технологии и материалы