Лифтовая консолидация

Петербургский рынок производства и эксплуатации лифтового оборудования постепенно консолидируется, считают аналитики. Фирмы с зарубежным капиталом продолжают скупку немногочисленных компаний, работающих на этом рынке. На днях компания Otis купила крупного государственного игрока рынка – РСУ-3.

«Кризисный период значительно подкосил лифтовой бизнес, заставив ряд производителей уйти с рынка, при этом укрепились позиции зарубежных предприятий. Например, за период 2007-2009 годов Kone в Санкт-Петербурге приобрело две ведущие муниципальные компании по техническому обслуживанию лифтов РСУ-5 и РСУ-6», – рассказывает ведущий аналитик компании «Траст» Ярослав Кононов. Также петербургское подразделение одной из ведущих мировых лифтовых компаний Otis купило 100% акций петербургского ОАО «Ремонтно-строительное управление по техническому обслуживанию и ремонту лифтов № 3». Ценные бумаги были проданы за 156 млн рублей. За пакет акций РСУ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов № 3 торговались два участника. При стартовой цене 150 млн рублей пакет достался ООО «Отис Лифт» за 156 млн рублей, сообщили в Фонде имущества Санкт-Петербурга. Основным видом деятельности компании-победителя является обслуживание лифтов. По данным фонда, РСУ № 3 занимается ремонтом, реконструкцией, монтажом лифтов, штат предприятия составляет 228 человек. В собственности и аренде у РСУ ряд земельных участков и объектов недвижимости, в том числе две базы отдыха, одна из которых не оформлена в собственность.
Компания Otis начала конкурировать с отечественными производителями в среднем сегменте рынка, когда разместила свое производство в том числе в Петербурге.
Ранее на рынке лифтовой продукции доминировало отечественное производство – обусловлено это было главным образом более низкой стоимостью лифтов в сравнении с импортными аналогами. И в жилищном строительстве в основном использовались лифты отечественного производства. Замена лифтов, у которых вышел срок эксплуатации, – одна из «болевых точек» жилищно-коммунального хозяйства России. Причина в дороговизне оборудования – новый пассажирский лифт вместе с монтажом обходится почти в 1,5 млн рублей.
В настоящее время эксперты прогнозируют восстановление утраченных позиций, увеличение темпов роста, модернизацию предприятий, рост сегмента пассажирских лифтов, открытие в России заводов западных производителей, увеличение нижнего и среднего ценового сегмента рынка. В докризисный период рынок лифтового оборудования рос примерно на 25-30% в год, связано это было с увеличением темпов жилищного строительства. В 2010 году наблюдалась обратная тенденция: по оценке ряда экспертов, рынок лифтов сократился более чем на 50% по сравнению с итоговыми показателями 2008 года.
В России официальной статистикой насчитывается всего семь заводов, производящих лифты. Серьезными производителями можно считать только три из них: Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод и «Отис Лифт».
По данным жилищного комитета, всего в Петербурге 44 тыс. лифтов, в жилом фонде – 31 тысяча, треть из них нуждается в модернизации. Ежегодно в эксплуатацию вводится 1000–1200 новых подъемных устройств. До покупки конкурента Otis обслуживал 11 600 петербургских лифтов, из них 9300 – в жилых домах. На эксплуатации у «Коне Лифтс», например, – более 9 тыс. лифтов. Рынок нового лифтового оборудования в Петербурге в 2010 году составлял примерно 2000 единиц. В денежном выражении его можно оценить в 3 млрд рублей.

Цифра
44 тыс. лифтов насчитывается сегодня в Санкт-Петербурге. Эксплуатацией всего лифтового хозяйства занимается менее десяти компаний. При этом фирмы «Коне Лифтс» и «Отис» владеют такими крупными компаниями, как РСУ-5, РСУ-6, РСУ-3.
рубрика: Жилье
автор: Ярослава Задорина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.