Ленобласть решила не ждать федеральный закон о ГЧП

«Мы уже давно ожидаем федеральный закон о ГЧП. Мое мнение – наш региональный закон абсолютно справедливый, и его надо принимать», – этими словами губернатор Александр Дрозденко подытожил обсуждение в региональном правительстве проекта закона об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах.

 

Одобрение законопроекта, отметил Максим Кисельников, первый заместитель председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти, обеспечит условия и создаст правовые возможности для привлечения частных инвестиций в создание объектов публичной инфраструктуры региона. По оценке комитета, в Ленинградской области требуется построить либо реконструировать более 600 таких объектов общей стоимостью свыше 200 млрд рублей. «Очевидно, что финансирование всех этих объектов из бюджета невозможно. Для решения проб­лем необходимо привлекать частные инвестиции в формате государственно-частного партнерства (ГЧП), и закон направлен непосредственно на создание условий и правовых возможностей для осуществления таких инвестиций», – подчеркнул Максим Кисельников.

Три пути

Действующее законодательство позволяет создавать объекты публичной инфраструктуры тремя путями: в рамках государственной контрактной системы (по 44-ФЗ), через концессионное соглашение (по 115-ФЗ), а также в соответствии с действующим областным законом № 78-оз «О государственно-частных партнерствах». Однако положения 44-ФЗ, напомнил Максим Кисель­ников, предусматривают финансирование объекта в полном объеме на начальной стадии контракта (за исключением контрактов жизненного цикла), что неприемлемо в условиях дефицита бюджета Ленобласти.
Концессия – вполне работоспособная модель ГЧП, но имеет ряд существенных минусов. «В частности, объект, создаваемый или реконструируемый в рамках концессионного соглашения, всегда остается в собственности субъекта. Следовательно, инвестор, который расходует средства на создание объекта и передает его в собственность субъекта, не имеет возможности передавать данное имущество в залог, а значит, не имеет возможности привлекать кредиты на выгодных условиях», – уточнил Максим Кисельников.
Что же касается действующего областного закона о ГЧП, он, заявил господин Кисельников, «не был работоспособным в момент создания в силу того, что недостаточно четко был прописан понятийный аппарат, происходило смешение понятий». Более того, с 2011 года, когда был принят 78-оз, и в федеральные, и в региональные законы были внесены существенные поправки, и сегодня ряд положений 78-оз противоречит действующему законода­тельству.
«В новом законе о ГЧП мы предлагаем, во-первых, определить четкий и ясный понятийный аппарат, который исключает конфликт с другими правовыми актами, действующими на территории Ленобласти и РФ. Во-вторых, закон регламентирует процедуры, связанные с подготовительной работой по заключению соглашения о ГЧП и его последующему исполнению. В-третьих, проект предусматривает возможность рассмотрения инициативы не только публичного партнера, но и потенциального инвестора при создании объекта на принципах ГЧП. Кроме того, закон дает возможность участвовать в ГЧП государственным унитарным предприятиям, госучреждениям и хозяйственным обществам, находящимся более чем на 50% в собственности Ленобласти, как публичному партнеру», – прокомментировал Максим Кисельников.

Восемь моделей

Стоит упомянуть, что в проекте нового областного закона о ГЧП предусмотрено восемь моделей партнерства публичного и частного партнеров. При этом, в отличие от действующего законодательства, отсутствует закрытый перечень объектов, которые могут создаваться в рамках соглашений о ГЧП. Господин Кисельников особо отметил, что актуальная редакция регионального закона «учитывает требования той рабочей версии федерального закона, которая в настоящее время рассматривается для принятия».
Работа над новым законом Ленин­градской области о государственно-частных партнерствах началась в 2013 году. В рабочую группу при Комитете экономического развития и инвестиционной деятельности вошли представители федеральных органов власти, органов власти Ленинградской области, банковское сообщество (в частности, Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и др.), международные консультанты. В 2013 году на форуме в Сочи Ленинградская область заключила соглашение с некоммерческим партнерством «Центр развития ГЧП» – эта структура создана при поддержке Минэкономразвития. В мае на Международном экономическом форуме в Петербурге также были заключены соглашения о взаимодействии со Сбербанком и Газпромбанком. Причем сотрудничество по вопросам ГЧП предусматривается в плане не только финансирования соответствующих проектов, но и методологической помощи.
Представление законопроекта в правительстве Ленинградской области вызвало многочисленные вопросы. Например, о возможности участия в качестве публичного партнера для МУПов. Реальность такого партнерства будет рассмотрена региональными властями, в то же время законопроект не запрещает муниципалитетам работать в режиме ГЧП.
Прозвучал также вопрос о том, что будет представлять собой уполномоченный орган по вопросам ГЧП. В ответ Максим Кисельников сообщил, что эти функции будут возложены на областной Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности. «Отдел развития ГЧП у нас уже существует – он и отвечает за разработку этого законопроекта. Сейчас отдел готовит технико-экономические обоснования реализации проектов ГЧП, которые уже рассматриваются в Ленобласти. В частности, это работа, связанная с реабилитационным центром в городе Коммунар», – прокомментировал представитель комитета.

Замечания от РСПП

Серьезные замечания высказал Валерий Израйлит, президент регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга». Соглашение о ГЧП, отметил он, представляет собой договор между двумя субъектами: публичным партнером и частным партнером. Однако предлагаемый законопроект не обсуждался на площадке РСПП, и представители бизнеса – того самого частного партнера – к участию в деятельности рабочей группы не приглашались. «Обсуждение подобного закона на площадке РСПП позволило бы, на мой взгляд, не только внести конструктивные предложения, дающие бизнесу возможность более активно участвовать в реализации положений закона на практике, но и разделить ответственность с правительством за их реализацию», – подчеркнул Владимир Израйлит.
В результате правительство Ленобласти одобрило предложенную редакцию закона о ГЧП, оговорив необходимость, во-первых, обсуждения документа до внесения его в областной парламент на площадке РСПП и, во-вторых, внесения предложений бизнес-сообщества для рассмотрения в первом чтении законопроекта.

рубрика: Перспективы
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.