Ленобласть решила не ждать федеральный закон о ГЧП
«Мы уже давно ожидаем федеральный закон о ГЧП. Мое мнение – наш региональный закон абсолютно справедливый, и его надо принимать», – этими словами губернатор Александр Дрозденко подытожил обсуждение в региональном правительстве проекта закона об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах.
Одобрение законопроекта, отметил Максим Кисельников, первый заместитель председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти, обеспечит условия и создаст правовые возможности для привлечения частных инвестиций в создание объектов публичной инфраструктуры региона. По оценке комитета, в Ленинградской области требуется построить либо реконструировать более 600 таких объектов общей стоимостью свыше 200 млрд рублей. «Очевидно, что финансирование всех этих объектов из бюджета невозможно. Для решения проблем необходимо привлекать частные инвестиции в формате государственно-частного партнерства (ГЧП), и закон направлен непосредственно на создание условий и правовых возможностей для осуществления таких инвестиций», – подчеркнул Максим Кисельников.
Три пути
Действующее законодательство позволяет создавать объекты публичной инфраструктуры тремя путями: в рамках государственной контрактной системы (по 44-ФЗ), через концессионное соглашение (по 115-ФЗ), а также в соответствии с действующим областным законом № 78-оз «О государственно-частных партнерствах». Однако положения 44-ФЗ, напомнил Максим Кисельников, предусматривают финансирование объекта в полном объеме на начальной стадии контракта (за исключением контрактов жизненного цикла), что неприемлемо в условиях дефицита бюджета Ленобласти.
Концессия – вполне работоспособная модель ГЧП, но имеет ряд существенных минусов. «В частности, объект, создаваемый или реконструируемый в рамках концессионного соглашения, всегда остается в собственности субъекта. Следовательно, инвестор, который расходует средства на создание объекта и передает его в собственность субъекта, не имеет возможности передавать данное имущество в залог, а значит, не имеет возможности привлекать кредиты на выгодных условиях», – уточнил Максим Кисельников.
Что же касается действующего областного закона о ГЧП, он, заявил господин Кисельников, «не был работоспособным в момент создания в силу того, что недостаточно четко был прописан понятийный аппарат, происходило смешение понятий». Более того, с 2011 года, когда был принят 78-оз, и в федеральные, и в региональные законы были внесены существенные поправки, и сегодня ряд положений 78-оз противоречит действующему законодательству.
«В новом законе о ГЧП мы предлагаем, во-первых, определить четкий и ясный понятийный аппарат, который исключает конфликт с другими правовыми актами, действующими на территории Ленобласти и РФ. Во-вторых, закон регламентирует процедуры, связанные с подготовительной работой по заключению соглашения о ГЧП и его последующему исполнению. В-третьих, проект предусматривает возможность рассмотрения инициативы не только публичного партнера, но и потенциального инвестора при создании объекта на принципах ГЧП. Кроме того, закон дает возможность участвовать в ГЧП государственным унитарным предприятиям, госучреждениям и хозяйственным обществам, находящимся более чем на 50% в собственности Ленобласти, как публичному партнеру», – прокомментировал Максим Кисельников.
Восемь моделей
Стоит упомянуть, что в проекте нового областного закона о ГЧП предусмотрено восемь моделей партнерства публичного и частного партнеров. При этом, в отличие от действующего законодательства, отсутствует закрытый перечень объектов, которые могут создаваться в рамках соглашений о ГЧП. Господин Кисельников особо отметил, что актуальная редакция регионального закона «учитывает требования той рабочей версии федерального закона, которая в настоящее время рассматривается для принятия».
Работа над новым законом Ленинградской области о государственно-частных партнерствах началась в 2013 году. В рабочую группу при Комитете экономического развития и инвестиционной деятельности вошли представители федеральных органов власти, органов власти Ленинградской области, банковское сообщество (в частности, Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и др.), международные консультанты. В 2013 году на форуме в Сочи Ленинградская область заключила соглашение с некоммерческим партнерством «Центр развития ГЧП» – эта структура создана при поддержке Минэкономразвития. В мае на Международном экономическом форуме в Петербурге также были заключены соглашения о взаимодействии со Сбербанком и Газпромбанком. Причем сотрудничество по вопросам ГЧП предусматривается в плане не только финансирования соответствующих проектов, но и методологической помощи.
Представление законопроекта в правительстве Ленинградской области вызвало многочисленные вопросы. Например, о возможности участия в качестве публичного партнера для МУПов. Реальность такого партнерства будет рассмотрена региональными властями, в то же время законопроект не запрещает муниципалитетам работать в режиме ГЧП.
Прозвучал также вопрос о том, что будет представлять собой уполномоченный орган по вопросам ГЧП. В ответ Максим Кисельников сообщил, что эти функции будут возложены на областной Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности. «Отдел развития ГЧП у нас уже существует – он и отвечает за разработку этого законопроекта. Сейчас отдел готовит технико-экономические обоснования реализации проектов ГЧП, которые уже рассматриваются в Ленобласти. В частности, это работа, связанная с реабилитационным центром в городе Коммунар», – прокомментировал представитель комитета.
Замечания от РСПП
Серьезные замечания высказал Валерий Израйлит, президент регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга». Соглашение о ГЧП, отметил он, представляет собой договор между двумя субъектами: публичным партнером и частным партнером. Однако предлагаемый законопроект не обсуждался на площадке РСПП, и представители бизнеса – того самого частного партнера – к участию в деятельности рабочей группы не приглашались. «Обсуждение подобного закона на площадке РСПП позволило бы, на мой взгляд, не только внести конструктивные предложения, дающие бизнесу возможность более активно участвовать в реализации положений закона на практике, но и разделить ответственность с правительством за их реализацию», – подчеркнул Владимир Израйлит.
В результате правительство Ленобласти одобрило предложенную редакцию закона о ГЧП, оговорив необходимость, во-первых, обсуждения документа до внесения его в областной парламент на площадке РСПП и, во-вторых, внесения предложений бизнес-сообщества для рассмотрения в первом чтении законопроекта.