ЛРТ в ожидании инвестора
Бизнес пока не готов поддержать проект строительства легкорельсового транспорта, ссылаясь на неочевидность будущего пассажиропотока и, соответственно, доходов.
Вопросам развития легкорельса в регионе было посвящено второе заседание круглого стола из серии дискуссий, организованных АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
В проекте – 13 линий ЛРТ
Дирекцией была презентована система легкорельсового транспорта в регионе, которую организация проработала совместно с компанией «Инвест-Консалт». На сегодняшний день предполагается к реализации 13 линий легкорельса, из них шесть – в Южной планировочной зоне. На данный момент три направления являются приоритетными – это Пулково – Купчино, Рыбацкое – Колпино и Сертолово – Озерки (или Парнас).
По словам заместителя генерального директора компании «Инвест-Консалт» Татьяны Куковицы, в настоящее время выполняется второй этап научно-исследовательских работ (НИР), в которых будет разработана финансовая модель реализации каждой линии. Этот этап должен завершиться к июлю текущего года.
Главный специалист отдела проектирования Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Юрий Ильинский отметил, что для города в первую очередь представляет интерес развитие трех линий ЛРТ – ветки на Всеволожск, ветки на Сертолово и линии от Рыбацкого до Колпино.
По словам Антона Бучнева, заместителя председателя Комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области, приоритетными для региона являются направления Сертолово – Парнас, Ладожский вокзал – Всеволожск и дальше до микрорайона Южный. Именно в этих районах предполагается значительное увеличение пассажиропотока в ближайшее время.
Крупный бизнес не готов
При реализации проектов всех 13 линий легкорельса суммарный социально-экономический эффект составит около 346 млрд рублей/год. «Понятно, что такие объекты не могут быть построены только за бюджетные средства, – комментирует Татьяна Куковица. – Поэтому предполагаемая форма реализации проекта ЛРТ – государственно-частное партнерство. Возможно использование схемы ГЧП в трех вариантах: концессионное соглашение, контракт жизненного цикла и операторское соглашение. Лучше всего сейчас отработана форма концессионного соглашения. Оно наиболее регламентировано законом. Дает возможность устанавливать баланс интересов частного и бюджетного. Это важно, особенно в свете длительной окупаемости проектов».
По словам исполнительного вице-президента Газпромбанка Алексея Чичканова, на сегодняшний день пассажиропоток будущих линий легкорельсового трамвая предсказать невозможно, поэтому банк не возьмет на себя этот риск.
Управляющий директор «ВТБ‑капитал» Андрей Киселев согласен с коллегой. Кроме объемов пассажиропотока, камнем преткновения бизнесменов и чиновников может стать и тариф. «Государство не отдаст частному инвестору цены на билеты, – заявил Андрей Киселев. – Проект ЛРТ предполагает очень высокий уровень капиталовложений и требует софинансирования на этапе капитальных затрат».
Мнение:
Татьяна Куковица, заместитель генерального директора компании «Инвест-Конслат»:
– Приведем расчетные данные на примере самой перспективной ветки ЛРТ – от станции метро «Купчино» до аэропорта Пулково. Среднее время в пути будет равняться 20 минутам. Скорость передвижения составит около 30 км/час. Транспортная вместимость одного состава – порядка 280‑300 человек. Такое же количество пассажиров могут вместить в себя три трамвая или четыре автобуса. Ориентировочная стоимость проезда составит 50 рублей. Объем перевозок пассажиров в сутки – 40 тыс. (приблизительный расчет на 2025 год). Срок окупаемости, по предварительным подсчетам, составит 15 лет. Ожидаемый ввод в эксплуатацию – 2018 год (к чемпионату мира – 2018).
Марина Петрова, глава представительства Европейского банка реконструкции и развития в Петербурге:
– У Европейского банка реконструкции и развития есть ряд инфраструктурных проектов на условиях ГЧП, которые находятся в работе или завершены. Это, например, строительство ЗСД и нового терминала аэропорта Пулково. Так что разработчикам проекта финансирования строительства ЛРТ я бы предложила как можно быстрее привлечь юристов, у которых есть опыт работы с концессионными соглашениями. Новой задачей для них станет необходимость гармонизировать региональные законы Петербурга и Ленобласти.