Транспортный «подход» к ГЧП
ГЧП – не единственный способ развития транспортной инфраструктуры, но без сотрудничества власти и бизнеса сейчас не сдвинуться с мертвой точки.
Перспективы транспортных инфраструктурных проектов в условиях бюджетных ограничений обсудили на заседании круглого стола, организованного АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» совместно с медиахолдингом «РБК».
Варианты сотрудничества
Государство своим бездействием инициирует активность бизнеса, который без развития инфраструктуры не может развивать свои проекты.
Создание наиболее оптимальной модели для привлечения частного бизнеса в развитие транспортной инфраструктуры – одна из основных задач, поставленных перед АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Генеральный директор организации Кирилл Поляков считает, что универсальной для всех модели ГЧП не существует. Однако самой приемлемой формой является концессионное соглашение. Оно прописано в федеральном законе, и это привлекательно для инвесторов – все процессы происходят в рамках правового поля.
«Для разрабатываемого дирекцией проекта строительства легкорельсового транспорта (ЛРТ) предпочтительным и базовым является именно концессия, – отметил Кирилл Поляков. – Кроме того, частный бизнес может финансировать разработку проектно-сметной документации для включения объектов транспортной инфраструктуры в региональную или федеральную госпрограммы. Предложения от инвесторов уже поступают. Например, Группа ЛСР выделила деньги на подготовку предпроекта линии ЛРТ от метро «Ладожская» до Всеволожска. УК «Мурино» финансирует разработку проекта подключения к КАД будущего международного автовокзала в Девяткино. Дирекция готова поспособствовать ускорению процедуры согласования строительства транспортной инфраструктуры. Данное предложение будет интересно в первую очередь инвесторам, имеющим землю под жилую застройку».
Заместитель генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Валентин Енокаев сообщил, что компания ООО «Феникс», строящая в качестве генподрядчика морской многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» около Ломоносова, заказала дирекции проект железнодорожного узла для связи порта с основной железнодорожной магистралью. Подготовленная на средства «Феникса» проектно-сметная документация позволит обратиться к Минтрансу для включения узла в федеральную госпрограмму».
«Мы пришли в дирекцию за помощью в организации дополнительного финансирования, так как наша организация готова помочь городу в осуществлении транспортно-инфраструктурных проектов, – рассказал заместитель генерального директора ООО «Северо-Запад Инвест» Владимир Жуйков. – Мы можем финансировать проектные работы. Знаем ситуацию и своих, и прилегающих территорий. В рамках нашего проекта город должен построить 5 км набережной. Но мы понимаем, что это не осуществится, и готовы рассмотреть вариант ГЧП».
Отношение меняется
По мнению представителей бизнеса, участвующего в создании транспортных проектов, строительство такой инфраструктуры сопряжено с необходимостью получения массы согласований. «Узлы используют платформы железнодорожные станций, принадлежащих РЖД. И потому все проекты приходится согласовывать с монополистом, что непросто. Земля в полосе отвода находится также в ведении РЖД, а принадлежит Росимуществу. Кроме того, приходится использовать прилегающие земли, принадлежащие муниципалитетам. Со всеми ними нужно договариваться об использовании земель, – рассказал Александр Шарапов, президент NAI Becar, имеющей опыт разработки проектов более 50 ТПУ в Москве и Московской области. – Однако постепенно отношение меняется. В условиях сокращения бюджетного финансирования инвестор становится желаемой фигурой и получает содействие».
По мнению эксперта, проекты ГЧП тормозит несовершенство законодательства и отсутствие «длинных денег», поскольку сроки окупаемости таких проектов, как правило, велики.