Владельцам гаражей считают компенсации

В петербургском парламенте депутаты приняли в первом чтении проект закона «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга».

Разработчики документа говорят, что готовы оказывать владельцам гаражей, предназначенных под снос, лишь социальную помощь вместо компенсации. Она будет исчисляться суммой в 20-30 тыс. рублей, что, по мнению представителей владельцев гаражей, составляет лишь десятую часть финансовых потерь владельцев гаражей.
Проектом закона предусмотрено, что в случаях прекращения прав на земельные участки, занятые коллективными автостоянками, имущественные права граждан – владельцев гаражей обеспечиваются одним из следующих способов: предоставление объединениям граждан – владельцев гаражей земельных участков для строительства многоярусных гаражей-паркингов; предоставление объединениям граждан – владельцев гаражей земельных участков для организации открытых коллективных автостоянок; предоставление гражданам – владельцам гаражей в целях размещения временных (некапитальных) объектов, предназначенных для хранения личного автотранспорта, земельных участков, не подлежащих застройке в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга.
В случае невозможности реализации указанных выше способов права собственников гаражей обеспечиваются за счет предоставления им компенсаций из городской казны. Однако владельцы гаражей получат эту компенсацию только в случае реализации проектов, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Кстати, компенсация из городского бюджета подлежит ежегодной индексации с учетом изменения индекса роста потребительских цен. В случае же реализации инвестиционных проектов на данной территории гражданам нужно будет иметь дело с инвесторами, которые будут определять размер компенсации, исходя из рыночной стоимости либо участка, либо недвижимости (гаража) – этот нюанс еще до конца не прописан парламентариями. Размер компенсации чиновники и депутаты будут оговаривать в ходе принятия поправок во время предстоящих слушаний проекта закона.
«Важно, что данный закон предлагает владельцам гаражей фактически четыре возможных варианта компенсации, включая денежную, и распространяет действие этой нормы не только на случаи, где инвестор заинтересован в освобождении земли под свои нужды, но и на случаи, когда сам город предполагает строительство на территориях, занятых гаражными кооперативами», – заявил Вадим Тюльпанов, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Постоянная комиссия по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания города готовит поправки в проект закона, который внесли единороссы. По словам ее председателя, Александра Ольховского, до сих пор у парламентариев и чиновников нет методики расчета компенсации.
«Более того, компенсацией это называется весьма условно, – отмечает г-н Ольховский. – Ведь собственники гаражей всего лишь арендаторы участка, который им предоставил город, поэтому речи о выплате, приближенной к рыночной стоимости, не идет». По его словам, город готов предоставлять лишь социальную помощь, размер которой по замыслу смольнинских чиновников и единороссов должна составить 20-30 тыс. рублей. Это не покроет и десятой части затрат, которые предстоят собственникам гаражей. Проект закона прошел лишь первый раунд чтений, депутаты планируют внести несколько групп поправок.
Первая группа поправок касается предоставления гражданам нескольких участков на выбор и денежная выплата (сейчас проект закона не дает людям выбора: либо участок – неважно, что он может быть неудобно расположен, – либо 30 тыс. рублей). Вторая группа поправок касается обязательной оценки собственности (гаража): это нужно для того, чтобы государство несло ответственность за имущество, которое будет снесено или перемещено.
Третий блок вопросов (у него меньше всего шансов быть одобренным) касается расчета рыночной стоимости участка.
Представители гаражных кооперативов не рады законопроекту, считают его незрелым и невыгодным для собственников гаражей. «Пусть они обоснуют размер социальной помощи: почему 20 тысяч, 30 тысяч, почему не 50?» – говорит Эдуард Дауэнгауэр, председатель регионального общественного движения «В защиту прав собственников гаражей».
Борьба горожан и властей за гаражи ведется с начала 90-х прошлого века. Чиновники давно ищут способы очистить городские земли от гаражей – ведь они занимают около 900 га. По данным КУГИ Санкт-Петербурга, это 473 тыс. машиномест.
В марте 2007 года суд в споре чиновников и горожан впервые встал на сторону жителей города. Куйбышевский районный суд рассмотрел первое дело владельца гаража, который снесли в ходе строительства Западного скоростного диаметра. Суд обязал комитет по благоустройству и дорожному хозяйству и ОАО «ЗСД» выплатить горожанину 55 тыс. рублей. Его дело вел юрист петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов.
Тем не менее власти продолжали придерживаться намерения снести каждый четвертый гараж в Петербурге. Однако в конце прошлого года (и в преддверии нынешнего, выборного) власти Петербурга вводят мораторий на снос гаражей до конца 2011 года. Постановление «О мерах по обеспечению прав граждан – владельцев гаражей при предоставлении земельных участков для строительства в Петербурге» уже подписано губернатором Валентиной Матвиенко, но официально не опубликовано. Это значит, что документ до сих пор не вступил в силу.
Постановление запрещает КУГИ и районным администрациям до конца года освобождать землю, занятую гаражами. Исключение сделано только для участков, в отношении которых до начала января 2011 года правительством города уже приняты решения о предоставлении на инвестиционных условиях. Однако под него не подпадут гаражные кооперативы, земля под которыми продается для строительства паркингов.

Кстати:

Сегодня в городе зарегистрировано более 1,7 млн машин. Из них примерно 90% – легковые автомобили, каждой из которых нужен гараж. По прогнозам, к 2015 году городской автопарк увеличится до 2-2,3 млн машин.
рубрика: Город
автор: Рая Фокина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.