Дороги зациклятся на инвесторах

Петербург будет строить инфраструктурные объекты по новой схеме государственно-частного партнерства, которая называется «контракты жизненного цикла». В России эта схема еще ни разу не применялась.

О разработке новой схемы государственно-частного партнерства (ГЧП) рассказал председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Смольного Алексей Чичканов. Схема называется «контракты жизненного цикла» (КЖЦ) и предполагает партнерство государства и инвестора не только на время строительства, но и на время длительной (до 25 лет) эксплуатации объекта. По схеме КЖЦ будут строить дороги, развязки, мосты и прочую инфраструктуру. Пилотным проектом, по словам г-на Чичканова, станет, скорее всего, развязка на Пироговской набережной при съезде с Сампсониевского моста. «Схемы КЖЦ успешно действуют в европейских странах – Швеции, Дании и Финляндии. Но в России они еще ни разу не применялись», – отметил чиновник. По его словам, проект постановления правительства о КЖЦ уже готов и будет вынесен на рассмотрение городского правительства в ближайший месяц.
При партнерстве по схеме КЖЦ государство предлагает частному инвестору построить объект за свой счет (привлекая кредиты или вкладывая собственные деньги). А выплаты из бюджета начнутся только после сдачи объекта в эксплуатацию. Причем, по договору КЖЦ, та компания, которая строила объект, будет его и эксплуатировать на протяжении долгого срока – от 10 до 25 лет. И все это время она будет получать деньги от государства. Причем размер выплат застройщику из бюджета может быть как снижен, если дорогу построили с нарушением технологии, так и увеличен, если работы проделаны безукоризненно. По мнению чиновников, такая схема расчета мотивирует подрядчиков строить быстро и качественно. А проезд по такой дороге или мосту останется бесплатным для народа.
Специалисты утверждают, что эта схема выгодна для города, поскольку речь идет об отложенных финансовых обязательствах, что позволит лучше сбалансировать бюджет и даже сэкономить (по предварительным расчетам, контакты по КЖЦ будут обходиться городу на 20-25% дешевле обычных госзаказов на строительство дорог). Кроме того, схема КЖЦ гарантирует городу более высокое качество работ частного инвестора в течение более длительного промежутка времени – жизненного цикла объекта. Что тоже очень важно. Для инвестора эта схема также выгодна, так как он получает гарантированную занятость на 10-25 лет (сейчас в рамках закона о государственном заказе сроки таких контрактов составляют в среднем один год – максимум 3 года).
Но, оказывается, в рамках действующего закона о Госзаказе форма КЖЦ невозможна. «Для того чтобы ее применить, государство должно создавать "прослойку" – специальную компанию, принадлежащую государству, которая сможет заключать с частными инвесторами договоры на долгий срок», – говорит старший юрист международной юридической компании Salans Мария Кайдановская. По ее словам, по схеме КЖЦ собирались строить ВСМ между Петербургом и Москвой. «Там такой "прослойкой" должно было выступить ОАО «РЖД». Но проект пока не реализован», – говорит она. По мнению юриста, инициатива Петербурга по установлению законодательного регулирования КЖЦ очень важна. «Мы обсуждали этот вопрос с некоторыми нашими клиентами, и они видят перспективы для работы схемы КЖЦ в России при условии достаточной законодательной базы», – заключила г-жа Кайдановская.
Строители инфраструктурных объектов Петербурга восприняли информацию настороженно. Поскольку пока никто не видел правового акта, вопросов у застройщиков больше, чем ответов. «Важно четко понимать, что подразумевается под КЖЦ. Нет смысла комментировать идею, которая не приобрела готовую юридическую форму. При непроработанности подобных схем могут возникнуть вопросы», – отмечает генеральный директор ОАО «Мостоотряд-19» Ефим Иголинский. «Непонятно, кто даст застройщику деньги и под какие гарантии. Особенно сейчас, когда банки не дают кредиты без залогов. Кто будет нести ответственность за работу этой схемы? И опять же, 25 лет – очень долгий срок, особенно для нашей страны, где все очень быстро меняется», – говорит генеральный директор ОАО «АБЗ-1» Владимир Калинин. «Мы можем получить еще одну форму коррупционного раздолья, при которой застройщиков сделают крайними, повесив на них все расходы и риски», – заключил директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «Дормост» Кирилл Иванов.

Цифра

20-25% стоимости проекта сможет экономить город при реализации инфраструктурных проектов по схеме контрактов жизненного цикла.
рубрика: События
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.