Рукотворный вид из окна
Ландшафтный дизайн, давно укрепившись в области загородного строительства, медленно пытается найти свое место и в городском секторе. Однако широкого распространения эти услуги здесь пока не получили. Причина в том, что местный потребитель в большинстве случаев пока не готов доплачивать за видовые характеристики и создание скверов у своего дома, предпочитая им лишние квадратные метры.
Раньше вопрос обустройства придомовой территории и ландшафтного дизайна вообще не стоял перед застройщиками массового жилья. На ценообразование это не влияло, уплотнительная застройка не предполагала достаточно пространства вокруг дома для воплощения фантазий, для покупателей наличие изысков оформления придомовой территории не являлось критерием для принятия решения о покупке и пр. Сейчас ситуация начинает меняться – особенно это касается проектов комплексного освоения территорий, где существует проектирование целых кварталов, включая внутреннюю инфраструктуру. В этих проектах застройщики уже уделяют внимание и оформлению придомовых территорий, организации зеленых зон и пр. Однако рынок услуг для них только начинает формироваться.
«При реализации проектов по строительству многоквартирных жилых домов в Санкт-Петербурге, при выполнении работ по благоустройству чаще всего используются стандартные решения, – говорит Станислав Кривенков, финансовый директор ЗАО А&A Group. – Более распространено применение элементов ландшафтного дизайна в области малоэтажного строительства».
В Петербурге работает несколько десятков фирм, предлагающих услуги по ландшафтному дизайну, обустройству и озеленению, однако большинство из них предлагают свои услуги исключительно владельцам загородного жилья. С городскими проектами работают пока единицы. Причина – отсутствие спроса. Строя дом на пустыре, строители редко заботятся о создании для него красивого вида, в лучшем случае ограничиваясь несколькими воткнутыми деревьями и установкой тротуарных бордюров. Что, в принципе, и предлагают фирмы, специализирующиеся на ландшафтном дизайне, выходящие в сегмент городского жилья. Часто это же предлагают фирмы, занимающиеся инфраструктурой в качестве дополнительной услуги. Третий вариант – фирмы, занимающиеся озеленением скверов и парков. Тех, кто специализировался бы только на городском ландшафтном дизайне, практически нет.
Как признаются владельцы фирм, занимающихся ландшафтным дизайном, работать с городскими проектами готовы были бы многие – работа с загородным жильем имеет свою специфику: высокая конкуренция, сезонность и, как результат, не очень высокая рентабельность. При этом участники рынка говорят, что строители, в общем-то, готовы вкладываться в ландшафтный дизайн, но не видят в этом смысла, так как большинство потребителей не готовы платить за это. Более того, это может даже отпугнуть покупателя, так как платить надо не только за создание проекта, но и за его содержание.
Дмитрий Карманов, директор по маркетингу компании Step, считает, что ландшафтный дизайн сегодня оправдан только на проектах высокой ценовой категории. «Если же мы говорим об объектах более низких ценовых рамок и тем более экономкласса, то применение ландшафтного дизайна практически никогда не будет оправдываться, – уверен он. – Спрос определяет предложение – и там, где покупатель пытается сэкономить на всем, он не готов будет выложить лишнюю копейку за создание и поддержание ландшафтного дизайна. Постройте в одном месте три одинаковых дома экономкласса. Рядом с одним создайте красивый сад с прудиком в японском стиле, на содержание которого жильцам ежемесячно придется выложить 100, 200 или 500 рублей плюс к квартплате. Рядом с третьим – сделайте вместо сада банальные и дешевые песочницу, пару качелей и скамеек. А потом начните продажи. Квартиры в первом доме продадутся в самую последнюю очередь. Поэтому, если говорить о рейтинге инструментов, то в элитном сегменте ландшафтный дизайн находится в первых рядах, а чем дальше мы движемся в сторону экономкласса, тем все меньшую значимость в глазах клиентов он имеет, вплоть до того, что становится фактором, снижающим привлекательность объекта недвижимости».
Поэтому если девелопер решается на некий дизайн-проект в области обустройства, ему надо быть готовым к тому, что делать это придется за свой счет. «Расходы на это, скорее всего, будут относиться к затратам застройщика и вряд ли повлияют на цену "квадрата", по крайней мере на стадии сдачи первых очередей квартала, – говорит Александр Лелин, генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест». – Когда перед глазами пустырь, а проект растянут на 5-7 лет, сложно брать с покупателей квартир в первых очередях деньги за далекое будущее обустройство всего квартала».
Строителям гораздо проще зарабатывать на уже готовых видах, хотя понятно, что и участки в хороших местах будут стоить дороже. Если дом строится рядом с крупным парком или в центре города, видовые характеристики становятся одной из ключевых составляющих, определяющих цену объекта, автоматически переводя его в сегмент элитной недвижимости. «Цены на квартиры, имеющие уникальные видовые характеристики, могут до двух раз превышать цены на аналогичные объекты, не имеющие вида, – продолжает Станислав Кривенков. – К сожалению, в Санкт-Петербурге почти не осталось участков под такую застройку. Хорошим примером участка, на котором возможно строительство объекта, часть квартир которого будет иметь уникальные видовые характеристики, может служить участок на Робеспьера, 32».
За рубежом ситуация иная – в большинстве европейских стран наличие дизайн-проекта дворовой территории часто является обязательным условием согласования проекта. Для девелоперов ландшафтный дизайн там уже давно стал частью проектов не только жилой, но и коммерческой недвижимости. При этом они полностью закладываются в стоимость проекта.
Раньше вопрос обустройства придомовой территории и ландшафтного дизайна вообще не стоял перед застройщиками массового жилья. На ценообразование это не влияло, уплотнительная застройка не предполагала достаточно пространства вокруг дома для воплощения фантазий, для покупателей наличие изысков оформления придомовой территории не являлось критерием для принятия решения о покупке и пр. Сейчас ситуация начинает меняться – особенно это касается проектов комплексного освоения территорий, где существует проектирование целых кварталов, включая внутреннюю инфраструктуру. В этих проектах застройщики уже уделяют внимание и оформлению придомовых территорий, организации зеленых зон и пр. Однако рынок услуг для них только начинает формироваться.
«При реализации проектов по строительству многоквартирных жилых домов в Санкт-Петербурге, при выполнении работ по благоустройству чаще всего используются стандартные решения, – говорит Станислав Кривенков, финансовый директор ЗАО А&A Group. – Более распространено применение элементов ландшафтного дизайна в области малоэтажного строительства».
В Петербурге работает несколько десятков фирм, предлагающих услуги по ландшафтному дизайну, обустройству и озеленению, однако большинство из них предлагают свои услуги исключительно владельцам загородного жилья. С городскими проектами работают пока единицы. Причина – отсутствие спроса. Строя дом на пустыре, строители редко заботятся о создании для него красивого вида, в лучшем случае ограничиваясь несколькими воткнутыми деревьями и установкой тротуарных бордюров. Что, в принципе, и предлагают фирмы, специализирующиеся на ландшафтном дизайне, выходящие в сегмент городского жилья. Часто это же предлагают фирмы, занимающиеся инфраструктурой в качестве дополнительной услуги. Третий вариант – фирмы, занимающиеся озеленением скверов и парков. Тех, кто специализировался бы только на городском ландшафтном дизайне, практически нет.
Как признаются владельцы фирм, занимающихся ландшафтным дизайном, работать с городскими проектами готовы были бы многие – работа с загородным жильем имеет свою специфику: высокая конкуренция, сезонность и, как результат, не очень высокая рентабельность. При этом участники рынка говорят, что строители, в общем-то, готовы вкладываться в ландшафтный дизайн, но не видят в этом смысла, так как большинство потребителей не готовы платить за это. Более того, это может даже отпугнуть покупателя, так как платить надо не только за создание проекта, но и за его содержание.
Дмитрий Карманов, директор по маркетингу компании Step, считает, что ландшафтный дизайн сегодня оправдан только на проектах высокой ценовой категории. «Если же мы говорим об объектах более низких ценовых рамок и тем более экономкласса, то применение ландшафтного дизайна практически никогда не будет оправдываться, – уверен он. – Спрос определяет предложение – и там, где покупатель пытается сэкономить на всем, он не готов будет выложить лишнюю копейку за создание и поддержание ландшафтного дизайна. Постройте в одном месте три одинаковых дома экономкласса. Рядом с одним создайте красивый сад с прудиком в японском стиле, на содержание которого жильцам ежемесячно придется выложить 100, 200 или 500 рублей плюс к квартплате. Рядом с третьим – сделайте вместо сада банальные и дешевые песочницу, пару качелей и скамеек. А потом начните продажи. Квартиры в первом доме продадутся в самую последнюю очередь. Поэтому, если говорить о рейтинге инструментов, то в элитном сегменте ландшафтный дизайн находится в первых рядах, а чем дальше мы движемся в сторону экономкласса, тем все меньшую значимость в глазах клиентов он имеет, вплоть до того, что становится фактором, снижающим привлекательность объекта недвижимости».
Поэтому если девелопер решается на некий дизайн-проект в области обустройства, ему надо быть готовым к тому, что делать это придется за свой счет. «Расходы на это, скорее всего, будут относиться к затратам застройщика и вряд ли повлияют на цену "квадрата", по крайней мере на стадии сдачи первых очередей квартала, – говорит Александр Лелин, генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест». – Когда перед глазами пустырь, а проект растянут на 5-7 лет, сложно брать с покупателей квартир в первых очередях деньги за далекое будущее обустройство всего квартала».
Строителям гораздо проще зарабатывать на уже готовых видах, хотя понятно, что и участки в хороших местах будут стоить дороже. Если дом строится рядом с крупным парком или в центре города, видовые характеристики становятся одной из ключевых составляющих, определяющих цену объекта, автоматически переводя его в сегмент элитной недвижимости. «Цены на квартиры, имеющие уникальные видовые характеристики, могут до двух раз превышать цены на аналогичные объекты, не имеющие вида, – продолжает Станислав Кривенков. – К сожалению, в Санкт-Петербурге почти не осталось участков под такую застройку. Хорошим примером участка, на котором возможно строительство объекта, часть квартир которого будет иметь уникальные видовые характеристики, может служить участок на Робеспьера, 32».
За рубежом ситуация иная – в большинстве европейских стран наличие дизайн-проекта дворовой территории часто является обязательным условием согласования проекта. Для девелоперов ландшафтный дизайн там уже давно стал частью проектов не только жилой, но и коммерческой недвижимости. При этом они полностью закладываются в стоимость проекта.
рубрика:
Ландшафтный дизайн