Ремонт в серых тонах
Основная доля рынка ремонтных услуг и отделки жилых помещений сегодня контролируется «серыми» фирмами и бригадами, а также мастерами-одиночками.
По словам экспертов, постепенно на нем появляются официально работающие компании, которые не прочь занять устойчивое положение на рынке, оцениваемом в сотни миллионов долларов. Однако для того, чтобы успешно конкурировать с «серыми» организациями, им необходимо сдерживать цены. Кроме того, «продержаться» на одних частниках официальным ремонтникам не удается – портфель заказов приходится расширять за счет корпоративной клиентуры.
Оценить объем рынка ремонтных услуг сегодня не берется никто ввиду отсутствия хоть сколько-нибудь достоверной статистики. Объяснение этому простое – наверное, ни на одном рынке нет такого количества «серых» фирм. Причем в большинстве случаев их и фирмами можно назвать лишь условно, ведь чаще всего речь идет о бригаде в несколько человек, количество которых подсчитать также никто не берется. До появления крупных игроков на рынке ремонтных услуг Петербурга еще явно далеко – пока официальные компании «глубоко» проникли лишь в сегмент ремонта и отделки коммерческих помещений, а также элитного сегмента строительно-дизайнерских услуг. Между тем, с учетом того, что на полную и качественную отделку квартиры ее владелец может потратить до 10%, а в некоторых случаях и до 20% от ее стоимости, объем рынка может измеряться в сотнях миллионов долларов.
Участники рынка розничных продаж строительных материалов также не могут дать объективной статистики – слишком велик процент тех, кто предпочитает делать ремонт сам. Официально работающие фирмы тоже есть, но, по экспертным оценкам, они контролируют менее 40% рынка.
Управляющий сетью СТД «Петрович» Алексей Журавлев говорит, что в докризисное время наметился переход ряда строительных бригад и небольших компаний, специализирующихся на ремонте, к «белым» схемам. Однако в 2009 году их доля резко сократилась. «Мы можем судить здесь по своим продажам, в которых доля безналичных расчетов в 2009 – начале 2010 года снизилась примерно на 20 процентов», – говорит он.
Сейчас также начала наблюдаться тенденция возвращения строительных бригад к работе «вбелую». Несмотря на то что разница в цене между компаниями, которые работают по «серым» и «белым» схемам, может достигать 50%, заказчикам часто важнее качество услуг и возможность официально оформить свои отношения с бригадой ремонтников – например, прописать в договорах сроки работ, оговорить количество используемых стройматериалов и т. д.
В то же время сами представители «серого» бизнеса говорят, что цены «белых» и «серых» могут и вовсе не различаться. «Расходы официальных фирм больше – они тратятся на рекламу, платят налоги, держат диспетчера, – говорит Олег, специалист по ремонту (фамилию просил не указывать). – Но при этом цены пытаются удерживать на общем уровне, что вынуждает их платить мастерам меньше, чем те могли заработать, работая самостоятельно. В результате хорошие ремонтники от них уходят, часто используя работу в фирме как плацдарм. Поэтому качество работ "серых" фирм бывает выше, чем "белых". Что касается предпочтений, то, по словам Олега, для заказчика большее значение имеет не «официальность», а рекомендации друзей и знакомых, поэтому проверенная бригада будет для него приоритетнее, чем фирма, найденная по объявлению, пусть и работающая официально по договору. Кроме того, часто люди заказывают не комплексный ремонт, а какие-то отдельные работы, за что фирмы и бригады браться не очень любят. Здесь вообще предпочтение отдается мастерам-одиночкам, многие из которых совмещают работу в бригадах со своими личными заказами. Понятно, что оформлять себя как предпринимателя готовы разве что единицы.
Несколько лучше обстоят дела на рынке услуг по отделке в сфере коммерческой недвижимости. Здесь уже речь идет о более крупных заказах, поэтому уже постепенно появляются заметные игроки рынка. Кроме того, в отличие от ремонтников жилья, здесь мастерам может понадобиться специальное оборудование, затраты на которое могут позволить себе не все. «Количество официальных компаний на рынке ремонтных услуг постоянно растет, что связано с требованиями заказчика, – говорит Максим Шакиров, директор направления реконструкции и отделки компании Step. – Так, при проведении тендера любой заказчик требует от потенциальных подрядчиков представить уставные документы компании, наличие сертификатов и другой документации». По словам эксперта, цены «серых» и «белых» фирм в области коммерческой недвижимости тоже могут не различаться, но уже за счет более эффективных схем работы последних. «На первый взгляд заказчика, который решил воспользоваться ремонтными услугами "серой" компании, может показаться, что ее расценки ниже, чем у официальной фирмы, – говорит г-н Шакиров. – Но на самом деле "серая" компания намеренно занижает первоначальную цену, поскольку не способна профессионально подсчитать затраты. А уже потом заказчик выясняет, что сумма увеличивается, так как рассчитана неверно. Более того, с "серыми" фирмами не работает ни один крупный дистрибьютор (оборудования, техники), что тоже влияет на неправильность расчетов».
Основной рекламой и «белым», и «серым» ремонтным бригадам по-прежнему служит сарафанное радио; кроме того, они дают объявления в рекламных изданиях, иногда в Интернете. До полномасштабных рекламных компаний дошли пока единицы. По словам г-на Журавлева, большинство строительных фирм, даже из тех, что работают по «белым» схемам, не рекламируются из-за своего размера. «Зачастую это совсем маленькие фирмы, руководители которых привлекают клиентов благодаря личным связям и сарафанному радио. Кроме того, тут важен вопрос менталитета. Закладывать в свои бюджеты затраты на рекламу и маркетинг – это значит совершить качественный рывок и перейти из разряда строительной бригады в категорию развивающейся компании. А к этому готовы далеко не все», – рассуждает менеджер.
Если же ориентироваться на зарубежный опыт, то там ситуация кардинально противоположная – даже самостоятельные мастера там работают официально. «На рынке ремонтных услуг в развитых странах "серых" компаний не существует, что и невыгодно по налоговым соображениям, – продолжает Максим Шакиров. – Там прописаны четкие правила игры, по которым работают все участники рынка. Поэтому у западных компаний, приходящих на российский рынок, никогда не возникнет мысли пользоваться услугами "серых" подрядчиков».
Частично «белизну» европейского рынка можно объяснить традицией сдавать жилье уже с полной отделкой, что способствовало росту спроса именно на услуги компаний, работающих официально. У нас же потребители вынуждены заботиться об этом сами, а потому и идут по пути максимальной экономии. Можно предположить, что количество мелких «серых» бригад начнет сокращаться, только когда спрос на их услуги упадет. А произойти это должно с ростом уровня жизни, который позволит потребителю не экономить на «официальности» компаний, а также с ростом стандартов сдаваемого жилья.
Цифра
50% может составлять разница в цене на ремонтные услуги официальных компаний и «серых» бригад.
По словам экспертов, постепенно на нем появляются официально работающие компании, которые не прочь занять устойчивое положение на рынке, оцениваемом в сотни миллионов долларов. Однако для того, чтобы успешно конкурировать с «серыми» организациями, им необходимо сдерживать цены. Кроме того, «продержаться» на одних частниках официальным ремонтникам не удается – портфель заказов приходится расширять за счет корпоративной клиентуры.
Оценить объем рынка ремонтных услуг сегодня не берется никто ввиду отсутствия хоть сколько-нибудь достоверной статистики. Объяснение этому простое – наверное, ни на одном рынке нет такого количества «серых» фирм. Причем в большинстве случаев их и фирмами можно назвать лишь условно, ведь чаще всего речь идет о бригаде в несколько человек, количество которых подсчитать также никто не берется. До появления крупных игроков на рынке ремонтных услуг Петербурга еще явно далеко – пока официальные компании «глубоко» проникли лишь в сегмент ремонта и отделки коммерческих помещений, а также элитного сегмента строительно-дизайнерских услуг. Между тем, с учетом того, что на полную и качественную отделку квартиры ее владелец может потратить до 10%, а в некоторых случаях и до 20% от ее стоимости, объем рынка может измеряться в сотнях миллионов долларов.
Участники рынка розничных продаж строительных материалов также не могут дать объективной статистики – слишком велик процент тех, кто предпочитает делать ремонт сам. Официально работающие фирмы тоже есть, но, по экспертным оценкам, они контролируют менее 40% рынка.
Управляющий сетью СТД «Петрович» Алексей Журавлев говорит, что в докризисное время наметился переход ряда строительных бригад и небольших компаний, специализирующихся на ремонте, к «белым» схемам. Однако в 2009 году их доля резко сократилась. «Мы можем судить здесь по своим продажам, в которых доля безналичных расчетов в 2009 – начале 2010 года снизилась примерно на 20 процентов», – говорит он.
Сейчас также начала наблюдаться тенденция возвращения строительных бригад к работе «вбелую». Несмотря на то что разница в цене между компаниями, которые работают по «серым» и «белым» схемам, может достигать 50%, заказчикам часто важнее качество услуг и возможность официально оформить свои отношения с бригадой ремонтников – например, прописать в договорах сроки работ, оговорить количество используемых стройматериалов и т. д.
В то же время сами представители «серого» бизнеса говорят, что цены «белых» и «серых» могут и вовсе не различаться. «Расходы официальных фирм больше – они тратятся на рекламу, платят налоги, держат диспетчера, – говорит Олег, специалист по ремонту (фамилию просил не указывать). – Но при этом цены пытаются удерживать на общем уровне, что вынуждает их платить мастерам меньше, чем те могли заработать, работая самостоятельно. В результате хорошие ремонтники от них уходят, часто используя работу в фирме как плацдарм. Поэтому качество работ "серых" фирм бывает выше, чем "белых". Что касается предпочтений, то, по словам Олега, для заказчика большее значение имеет не «официальность», а рекомендации друзей и знакомых, поэтому проверенная бригада будет для него приоритетнее, чем фирма, найденная по объявлению, пусть и работающая официально по договору. Кроме того, часто люди заказывают не комплексный ремонт, а какие-то отдельные работы, за что фирмы и бригады браться не очень любят. Здесь вообще предпочтение отдается мастерам-одиночкам, многие из которых совмещают работу в бригадах со своими личными заказами. Понятно, что оформлять себя как предпринимателя готовы разве что единицы.
Несколько лучше обстоят дела на рынке услуг по отделке в сфере коммерческой недвижимости. Здесь уже речь идет о более крупных заказах, поэтому уже постепенно появляются заметные игроки рынка. Кроме того, в отличие от ремонтников жилья, здесь мастерам может понадобиться специальное оборудование, затраты на которое могут позволить себе не все. «Количество официальных компаний на рынке ремонтных услуг постоянно растет, что связано с требованиями заказчика, – говорит Максим Шакиров, директор направления реконструкции и отделки компании Step. – Так, при проведении тендера любой заказчик требует от потенциальных подрядчиков представить уставные документы компании, наличие сертификатов и другой документации». По словам эксперта, цены «серых» и «белых» фирм в области коммерческой недвижимости тоже могут не различаться, но уже за счет более эффективных схем работы последних. «На первый взгляд заказчика, который решил воспользоваться ремонтными услугами "серой" компании, может показаться, что ее расценки ниже, чем у официальной фирмы, – говорит г-н Шакиров. – Но на самом деле "серая" компания намеренно занижает первоначальную цену, поскольку не способна профессионально подсчитать затраты. А уже потом заказчик выясняет, что сумма увеличивается, так как рассчитана неверно. Более того, с "серыми" фирмами не работает ни один крупный дистрибьютор (оборудования, техники), что тоже влияет на неправильность расчетов».
Основной рекламой и «белым», и «серым» ремонтным бригадам по-прежнему служит сарафанное радио; кроме того, они дают объявления в рекламных изданиях, иногда в Интернете. До полномасштабных рекламных компаний дошли пока единицы. По словам г-на Журавлева, большинство строительных фирм, даже из тех, что работают по «белым» схемам, не рекламируются из-за своего размера. «Зачастую это совсем маленькие фирмы, руководители которых привлекают клиентов благодаря личным связям и сарафанному радио. Кроме того, тут важен вопрос менталитета. Закладывать в свои бюджеты затраты на рекламу и маркетинг – это значит совершить качественный рывок и перейти из разряда строительной бригады в категорию развивающейся компании. А к этому готовы далеко не все», – рассуждает менеджер.
Если же ориентироваться на зарубежный опыт, то там ситуация кардинально противоположная – даже самостоятельные мастера там работают официально. «На рынке ремонтных услуг в развитых странах "серых" компаний не существует, что и невыгодно по налоговым соображениям, – продолжает Максим Шакиров. – Там прописаны четкие правила игры, по которым работают все участники рынка. Поэтому у западных компаний, приходящих на российский рынок, никогда не возникнет мысли пользоваться услугами "серых" подрядчиков».
Частично «белизну» европейского рынка можно объяснить традицией сдавать жилье уже с полной отделкой, что способствовало росту спроса именно на услуги компаний, работающих официально. У нас же потребители вынуждены заботиться об этом сами, а потому и идут по пути максимальной экономии. Можно предположить, что количество мелких «серых» бригад начнет сокращаться, только когда спрос на их услуги упадет. А произойти это должно с ростом уровня жизни, который позволит потребителю не экономить на «официальности» компаний, а также с ростом стандартов сдаваемого жилья.
Цифра
50% может составлять разница в цене на ремонтные услуги официальных компаний и «серых» бригад.
рубрика:
Малый бизнес
автор:
Маргарита Арановская