«Теплых» материалов станет больше

Рынок теплоизоляционных материалов Петербурга и Ленобласти находится в стадии активного посткризисного восстановления. По прогнозам аналитиков, отрасль достигнет докризисных показателей в 2012 году.

Как и остальные сегменты строительной отрасли, рынок теплоизоляции испытал заметное снижение объемов в 2009 году: по разным оценкам, он уменьшился на 25-30%.
По словам Кирилла Иванова, коммерческого директора компании «Пеноплэкс», кризис сильно ударил по производителям теплоизоляции, и выжить удалось только крупным игрокам рынка. «Во время кризиса умерли практически все гаражные и кустарные производства, так как соотношение цены и качества их материала перестало выдерживать конкуренцию, а средства, затрачиваемые на несовершенный технологический процесс, существенно превысили возможную прибыль», – рассказал он. По мнению эксперта, не все игроки рынка справились с этой ситуацией, а некоторые компании до сих пор загружают свои производственные мощности на 50% и меньше.
В свою очередь, Олег Макаров, коммерческий директор компании Isover, рассказал, что к концу 2010 года кризисные явления в отрасли вышли на стадию завершения, наблюдается определенный рост объемов производства и продаж.
Если в 2009 году общий объем произведенной теплоизоляции в России составил около 30 млн куб. м, то в 2010 году эта цифра увеличилась до 31 млн «кубов».

Число игроков

В целом российский рынок органических и неорганических теплоизоляционных материалов достаточно насыщен. По разным оценкам, здесь работает от 40 до 60 компаний. Это объясняется наличием большого числа некрупных региональных производителей, как правило, занимающихся выпуском пенополистирольных утеплителей.
По словам Максима Тарасова, директора по продажам компании Rockwool, в Ленобласти и прилегающих к ней территориях расположено много компаний, производящих теплоизоляционные материалы. «Масса игроков и большая конкуренция приводят к тому, что устойчивое положение удается занимать компаниям со стабильно высоким качеством продукции», – отмечает эксперт. Он добавляет, что часть мелких производителей использует устаревшее оборудование, а выпускаемая продукция принадлежит низкокачественному и низкоценовому сегменту. Основные игроки рынка относятся к производителям сегмента премиум, который отличается тем, что его потребителями особенно ценится качество, а производителями постоянно разрабатываются и предлагаются новые продукты.
Значительная часть продаж на строительном рынке Ленобласти приходится на продукцию зарубежных компаний, развивающих собственное производство в России. Среди производителей теплоизоляционных материалов на основе пенополистирола в Ленобласти и на Северо-Западе лидируют компании «Пеноплэкс», «ТехноНиколь», «Теплекс», «Экстрол», «Стироформ» и другие. Если взять пирамиду производителей теплоизоляторов из стекловаты, то здесь верхнюю строку занимает компания Ursa, а дальше идут Isover и Knauf Insulation. Остальные компании являются достаточно мелкими и не занимают значительной доли рынка. Среди ведущих производителей тепловолокна из базальтовой ваты стоит отметить компании Rockwool, «ТехноНиколь» и Isoroc. Среди лидеров по качеству производимого утеплителя из базальтового волокна эксперты отмечают материал «Парок», однако по объемам производства этот продукт не может конкурировать с вышеперечисленными производителями. Также среди достаточно крупных игроков рынка можно отметить компанию Linerock и белорусскую компанию «Гомельстройматериалы».

Дислокация в регионе

Практически все крупные игроки рынка теплоизоляционных материалов на Северо-Западе имеют производственные мощности на месте.
Завод компании Rockwool расположен в Выборге. «Наше предприятие работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Материалы Rockwool высоко ценят потребители, и мы не исключаем возможности расширения производственных мощностей на территории Ленобласти», – отмечает Максим Тарасов. Отметим, что в 2008 году компания была намерена построить вторую очередь завода, что позволило бы практически в два раза увеличить объемы производства. Сейчас этот проект находится на стадии реализации.
В свою очередь, компания Ursa располагает заводом по производству теплоизоляционных материалов из штапельного стекловолокна Ursa Glasswool в Чудово Новгородской области. Производственный центр был построен на базе Чудовского стекольного завода, а в 60-е годы прошлого века здесь был открыт цех по выпуску тепло- и звукоизоляционных материалов. В 90-е годы Ursa полностью модернизировала предприятие по международным стандартам.
Компания «Пеноплэкс» владеет заводом в Киришах Ленинградской области. Это первый российский завод по производству теплоизоляционных материалов из экструзионного пенополистирола. Здесь изготавливаются плиты различной толщины – от 20 до 120 мм. Сегодня на заводе функционирует четыре производственные линии, которые производят около 600 тыс. куб. м в год.
Компания «Кнауф Пенопласт», являющаяся российским отделением компании Knauf Industries, располагает производственными мощностями в Колпино (Санкт-Петербург). Здесь производят минераловатные утеплители из натуральных компонентов, а также изделия из пенополистирола.
«ТехноНИКОЛЬ» не имеет собственного производства на территории Северо-Западного региона, однако занимает одно из ведущих мест по реализации продукции из каменной ваты.
Добавим, что все вышеперечисленные предприятия не только обслуживают местный рынок, но ориентированы и на другие регионы.

Тепло, которое всегда с тобой

В жилищном строительстве используются разнообразные теплоизоляционные материалы, которые можно разделить на несколько видов: минеральные (минеральная вата и стекловолокно), пенополистиролы (гранулированный пенополистирол-пенопласт и экструзионный пенополистирол), а также вспененный полиэтилен.
По мнению Кирилла Иванова, на рынок теплоизоляции будут оказывать положительное влияние крупные государственные программы поддержки жилищного строительства и повышения энергоэффективности, а также увеличение строительства быстровозводимых зданий и энергоэффективных домов. «Именно это создает дополнительный спрос на энергосберегающие материалы», – констатирует эксперт. Он добавляет, что в ближайшее время число игроков на рынке вряд ли изменится кардинальным образом. Крупные игроки по-прежнему нацелены на развитие, а мелкие компании отсеялись во время кризиса. «Слияния и поглощения возможны, но маловероятны, так как после кризиса у многих компаний нет для этого достаточного количества ресурсов, прежде всего финансовых», – пояснил он.
Сегодня цены на теплоизоляцию постепенно растут. По мнению Владимира Иванова, руководителя направления «Теплоизоляция» Корпорации «ТехноНИКОЛЬ» в Северо-Западном регионе, это связано с увеличением стоимости на сырье, энергоносители и транспортные расходы. Кризис понемногу отступает, а объемы продаж увеличиваются. Игроки рынка отмечают, что сейчас необходимо не только покрывать издержки и инфляцию, но и вкладывать средства в развитие производства и повышение качества продукции.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Лидия Горборукова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.