Неженское дело

Строительство и девелопмент остаются областями, где руководители-женщины встречаются крайне редко. Хотя отдельные примеры успешного развития этого неженского бизнеса представительницами прекрасного пола и имеются, их можно пересчитать по пальцам.

В то же время психологи говорят, что качество руководства не зависит напрямую от пола и во многом недопущение женщин до руководящих позиций является следствием стереотипов.
Ярких примеров женщин-руководителей на строительном рынке Петербурга найти можно совсем немного, своей Батуриной и ее аналогов у нас нет. Эта область считается традиционно мужской, и далеко не многим из женского меньшинства удается сделать в ней карьеру руководителя или начать собственный бизнес. При этом неудивительно, что жены, дочери и сестры известных предпринимателей, вставшие «у руля» строительных компаний, вызывают гораздо больше внимания и порой раздражения, чем, к примеру, их же братья или сыновья.
В качестве одной из известнейших женщин-руководителей на строительном рынке Петербурга можно назвать Людмилу Коган. Получив строительное и юридическое образование, она несколько лет проработала в Ленинградском государственном проектно-технологическом институте, была юрисконсультом в коммерческих компаниях. С 1997 года она занялась бизнесом на рынке товаров класса люкс (компания «СПб Фэшен»), но, как выяснилось, основным ее призванием оказалась не торговля Versace, а все-таки строительство. Начала она с того, что возглавила строительную дирекцию Банкирского дома «Санкт-Петербург», принадлежавшего ее супругу – известному банкиру Владимиру Когану, а с декабря 2007 года и по сей день является гендиректором ЗАО «БФА-Девелопмент». Что, кстати, не мешает ей еще и воспитывать четверых детей.
В области девелопмента женщин-руководителей несколько больше, чем в строительстве, но и эта область остается пока «мужской». Крупных компаний, которые бы возглавляли женщины, и здесь практически нет, но зато гораздо больше примеров, когда женщины занимают посты замов (как, например, вице-президент ХК «Империя», управляющей сетью бизнес-центров «Сенатор», Елена Смотрова) или возглавляют одно из подразделений.
Во многом такая ситуация объясняется тем, что у работодателей существуют устойчивые стереотипы о профессиональной предпочтительности мужчин и женщин. Традиционно «женскими» считаются административные, бухгалтерские позиции, позиции в области образования, здравоохранения и в сфере обслуживания. В результате на женщину в строительстве могут смотреть косо и ее путь к руководящим позициям может быть гораздо труднее, чем у коллеги-мужчины. Кроме того, считается, что женщина больше зависит от семьи и потому может являться менее «надежным» сотрудником. «В настоящее время у большинства современных женщин основными ценностями являются семья, интересная работа и карьерный рост, – говорит Мария Кожинова, консультант «Анкор Недвижимость и строительство» в Санкт-Петербурге. – В ситуации гендерной дискриминации женщина находится в условиях жесткой конкуренции и вынуждена больше работать, постоянно повышать уровень самообразования, а также зачастую принимать сложные компромиссные решения, например, такие как сокращение срока пребывания в отпуске по уходу за ребенком при его рождении, а иногда и вовсе отказываться от данного вида отдыха».
Что касается существования особого женского стиля руководства, то на сей счет мнения разделяются. «Безусловно, женский стиль руководства отличается от мужского, – считает Мария Кожинова. – Существует мнение, что женщины больше тактики, нежели стратеги. Некоторые полагают, что при принятии решений они чаще руководствуются эмоциями, нежели логикой, однако они больше внимания уделяют персоналу компании, межличностным отношениям, атмосфере и взаимоотношениям в коллективе». Однако сами представители женского меньшинства с этим не согласны. По мнению Ирины Анисимовой, никакого «особого женского стиля руководства» не существует.
Психологи также говорят о том, что качества эффективного топ-менеджера имеют общую природу и не зависят напрямую от пола. По данным некоторых исследований, у мужчин и женщин – топ-менеджеров многие профессиональные качества совпадают – например, умение действовать в ситуации конфликта, постоянная готовность к изменениям и нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности других людей, противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию. Существует стереотип, согласно которому в современном мире успех приходит к тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, то есть исключительно мужскими чертами, и для того, чтобы построить карьеру, самореализоваться, женщина-руководитель должна имитировать мужское поведение, вести себя по-мужски жестко.
В действительности же такой необходимости нет. Если женщина от природы обладает мужскими качествами, то это ей помогает в бизнесе. Если же этих качеств нет, то их не следует культивировать, а нужно умело использовать то, что дано природой.
рубрика: Персонал
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.