Ломать и строить

Лофт-проекты в Петербурге до сих пор можно назвать экзотикой. Несмотря на то что повсеместное развитие лофт-проектов в Европе и США началось еще в прошлом веке, в России такой формат не прижился. По мнению петербургских девелоперов, строить новое намного выгоднее и проще, чем сохранять старое.

Лофт – это любое обширное пространство, которое изменило свою функцию. Слово loft переводится с английского как чердак, помещение наверху, под самой крышей. На таких чердаках в Нью-Йорке селились художники, там они устраивали первые показы своих новых работ для друзей и коллег по богемной тусовке. В лофтах можно было увидеть новоиспеченные произведения искусства до того, как они попадут в галереи и музеи. Хрестоматийным примером лофта является знаменитая «Фабрика» Энди Уорхола. Характерные отличительные черты лофтов – высокие потолки, нестандартные интерьерные решения, обилие света и сохранившийся дух прошлого. В интерьерных решениях используются оставшиеся от старого интерьера детали. Сегодня профессионалы рынка недвижимости дают такое определение лофт-проектам: «Лофты – это бывшие фабрики и заводы, подвергшиеся редевелопменту. Лофт может быть жилой и коммерческой недвижимостью. Концепция лофта подразумевает огромные открытые пространства бывших цехов и фабрик, преобразованные под офисы и галереи, но чаще всего жилье», – рассказала Елена Игнатий, управляющий партнер GIA Priority (занималась брокериджем в лофт-проекте «Этажи»). Яркими примерами мировых лофтов являются Cable Factory в Хельсинки, Melkweg в Амстердаме, Tea Factory в Лондоне и Superstudio в Милане. Каждый проект представляет собой индустриальное пространство, превратившееся в комплекс с офисами, выставочными залами, шоу-румами, ресторанами, ателье, танцевальными студиями.

А как у нас

Самый распространенный вариант использования формата «лофт» в России – клубы, концертные площадки и выставочные комплексы. Единственный классический лофт-проект в Петербурге, по мнению экспертов и участников рынка недвижимости, – это лофт-проект «Этажи». С 2007 года лофт располагается на Лиговском проспекте на пяти этажах промышленного здания бывшего Смольнинского хлебозавода. Во многом сохранен интерьер завода – окантованные металлом бетонные колонны, сверлильный станок, оборудование для выпечки хлеба. Они дополнены дизайнерскими находками – ярко-красными швами и стеклянными окнами в оригинальном заводском полу, современной и антикварной мебелью. Лофт-проект «Этажи» – это многофункциональное арт-пространство, объединяющее на пяти этажах три галереи современного искусства, несколько выставочных залов, галерею авторской одежды Backstage, магазин одежды «59.6», магазин дизайнерских книг «Библиотека Проектор», бар с динамическими винами LoftWineBar и кофейню «Зеленая комната».
В 2006 году компания «Овентал», основанная британскими инвесторами, купила фабрику купца Анисимова (Боровая улица, 47, лит. В) за 15 млн USD. В реконструкцию под офисные нужды было вложено еще 15 млн USD. Инвестиции должны окупиться за 8 лет. Предполагается, что главными арендаторами фабрики общей площадью в 13 тыс. кв. м станут арт-галереи, художественные мастерские и магазины начинающих модельеров. В здании фабрики также откроются выставочный зал современного искусства, конференц-зал и ночной клуб. Арендная ставка предполагается не ниже рыночной – 1,2 тыс. рублей за 1 кв. м.
Также в 2006 году петербургский предприниматель Игорь Бурдинский выкупил здание бывшей текстильной фабрики «Красное знамя» на Пионерской улице, 53. Это здание – шедевр конструктивизма, построенный по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельзона в 20-х годах XX века. После его реконструкции в «корабле», главном здании комплекса, Игорь Бурдинский открыл центр современного искусства, который призван стать ответом Центру Жоржа Помпиду и Музею Гуггенхайма.
Под креативное пространство отдана и часть помещений фабрики «Красный треугольник» (набережная Обводного канала, 138). Стоимость аренды в таких зданиях сейчас варьируется от 400 до 1500 рублей в зависимости от состояния помещений, отмечает издание. Выгоды участия в таком проекте для арендаторов очевидны, считают эксперты. «Лофты – это не только пространство для искусства, это места для прогрессивных, передовых, нацеленных на открытость бизнесменов. Именно в лофтах размещают свои офисы самые креативные фирмы», – убеждена Елена Игнатий.

Первый блин

О реализации жилого лофт-проекта в Сестрорецке заявила несколько лет назад компания Jensen Group. Проект предусматривает перебазирование мощностей Сестрорецкого инструментального завода в промышленную зону «Конная Лахта» (расположена между Петербургом и Сестрорецком), где будет создан индустриальный парк. На освобождаемой территории завода площадью 27 га планировалось построить несколько общественно-деловых и жилых зданий. Заявленный объем инвестиций в проект – 467 млн USD, в том числе 327 млн USD – вложения в строительство комплекса «Петровский арсенал» и 140 млн USD – на создание индустриального парка. Общая площадь общественно-делового и жилого комплекса в Сестрорецке должна составить 152 тыс. кв. м, площадь зданий будущего индустриального парка – около 93 тыс. кв. м. Сегодня, по информации экспертов, проект до сих пор находится на стадии очистки территории. «Проект "Петровский арсенал" мог стать первым каноническим лофт-проектом в сфере жилищного строительства в Петербурге. Спрос на жилье в проекте был на высоком уровне, желающие купить квартиру в просторных лофт-планировках вставали в очередь. Но сегодня, к сожалению, сложно предсказать, будет ли реализован проект», – комментирует Татьяна Яблокова, руководитель направления консалтинга компании Praktis CB. В Jensen Group настроены более оптимистично. По словам Ирины Анисимовой, директора по развитию недвижимости компании «Сестра Ривер Девелопментс» (компания, реализующая проект), в середине лета 2010 года наконец-то был утвержден проект планировки территории. Задержка с принятием проекта планировки территории, по ее словам, связана с изменениями в градостроительном законодательстве города: генплана Петербурга, Правил землепользования и застройки, а также закона о границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия. «Мы неоднократно переделывали проект и проходили заново все согласования, – рассказала Ирина Анисимова. – Из-за бюрократических проволочек на уровне комитетов города сделать это было достаточно сложно». Первоначальные сроки сдачи объекта госкомиссии – 2012 год. «Сейчас ясно, что к этим срокам мы не успеваем. Но пока в этом нет ничего страшного: работа фонда Jensen Group I Limited Partners, из которого финансируется проект, рассчитана до 2016 года», – сообщила Ирина Анисимова. Она уверена, что даже после получения постановления правительства потребуется еще год для доработки проекта, согласования его во вневедомственной экспертизе и получения разрешения на строительство. Реально строительство начнется где-то к началу лета 2011 года. По словам Ирины Анисимовой, в «Петровский арсенал» уже вложено более 40 млн USD, а в листе на покупку квартир в исторической части комплекса уже записано 110 покупателей.

Планы и перспективы

Несмотря на большую популярность лофтов в Европе и США, перспективы строительства лофт-проектов в Петербурге, особенно жилых, невелики. Размышляют над созданием подобного проекта владельцы двух старинных промышленных зданий на улице Красного курсанта на Петроградской стороне. «В Петербурге использование промышленных зданий более перспективно под коммерческие функции – торговые центры, офисы планировки open space и прочее. Есть вероятность, что в процессе реновации часть промышленных задний в центре города будет не демонтирована, а переоборудована», – рассуждает Татьяна Яблокова. Девелоперы Петербурга к лофт-проектам относятся подозрительно. Эту тенденцию подтверждают и консультанты в сфере недвижимости. «Слово "лофт" хорошо идет при продвижении проекта, а на практике девелоперы не любят такие проекты, где нужно много сохранять. Кроме того, в Европе этот формат более распространен, так как инвестиции в реконструкцию старого, заброшенного промышленного здания будут минимальны. Государства в европейских странах передают инвестору такие объекты за символическую цену. В России это невозможно – даже за полуразрушенное здание на неблагоустроенной территории инвестиционные отчисления будут весьма ощутимыми. Яркий пример тому – "Новая Голландия": передача инвестору тянулась ни один год», – объясняет Татьяна Яблокова.
рубрика: Реконструкция
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.