Проблемы мотивации персонала в строительной отрасли

Кризис заставил работодателей иначе посмотреть на рычаги стимулирования персонала, работающего в строительной отрасли. В связи с экономическими сложностями проблема нематериальной мотивации менеджеров вышла на первый план. Участники круглого стола «Мотивация персонала строительных фирм», организованного газетой «Строительный Еженедельник», поделились своим видением ситуации, обсудили новые методы взаимодействия с персоналом, бонусные системы, а также способы повышения лояльности работников.

Валерий Грибанов, модератор круглого стола, главный редактор газеты «Строительный Еженедельник»

– Как изменились условия труда, какие тенденции наметились на строительном рынке за время кризиса?

Георгий Пара, председатель Территориального комитета профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ
– Кризис ударил по строительной отрасли очень ощутимо, и еще не настало время выхода из этой глубокой ямы. Люди продолжают искать работу. На многих предприятиях произошли сокращения, причем с нарушением законодательства. Большая часть трудовых договоров была расторгнута по обоюдному согласию. То есть работникам просто предложили уйти без скандала, пообещав после окончания экономической нестабильности снова взять на работу. Хотя все мы знаем, что по закону о предстоящем сокращении необходимо известить профсоюз (ст. 82 ТК). Но его наличие на предприятии в наши дни – явление экзотическое. Поэтому работников, подпадающих под сокращение, следует уведомить лично за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК). По окончании двухмесячного срока необходимо провести полный расчет сотрудника, в том числе выплатить ему выходное пособие по сокращению.
Однако, несмотря на все нарушения, жалобы со стороны работников к нам не поступали. Мы же со своей стороны стараемся пресечь неправомерные действия работодателей и соблюсти те законодательные нормы, которые уже существуют на рынке строительной отрасли. В частности, наша задача не допустить повторения ситуации, которая произошла на предприятии ДСК-3, где задержки по зарплатам составляли более семи месяцев.

Валерий Грибанов

– Что вы для этого предпринимаете?

Георгий Пара
– Сегодня мы готовим отраслевое соглашение между объединением работодателей, профсоюзом и представителями власти. В нем основное внимание уделяется оплате и охране труда персонала. Многие организации представили свои предложения. Например, в ассоциации «Монтажспецстрой» считают, что строительному сообществу следует лимитировать труд мигрантов. Каждый работодатель обязан определить необходимый ему объем неквалифицированной рабочей силы. К заявке для рекрутингового агентства или биржи труда следует прикреплять документ, подтверждающий обеспечение будущего иностранного работника жильем и соответствующими условиями труда, перечень необходимых специалистов и условия оплаты. В том случае, если на рынке труда уже есть подобные специалисты из числа местного населения, труд гастарбайтеров использовать не рекомендуется.

Валерий Грибанов

– Некоторые специалисты говорят, что сейчас рынку без мигрантов не обойтись – даже не потому, что нет структур, которые готовят специалистов, а просто уже в силу демографических проблем. У нас нет молодых людей, которые готовы идти на стройку…

Георгий Пара
– Мы как профсоюз против квот на привлечение мигрантов. Мы выступаем за то, чтобы привлекать к работе местное население и молодежь. Наша задача – готовить своих специалистов, на предприятиях вернуть традиции наставничества, чтобы в каждой организации были курсы повышения квалификации, аттестация кадров. Сейчас на стройку приходят неквалифицированные гастарбайтеры, живут в антисанитарных условиях, работают за мизерную зарплату. Неплохо было бы обучать мигрантов за счет работодателей. Такая практика уже используется во всем мире. На стройку приходят врачи, учителя, продавцы из Средней Азии, которые совсем незнакомы со строительным делом, необходимо создать для них хотя бы трехмесячные курсы.

Елена Герасимова, директор по персоналу ГК «Арсенал-недвижимость»
– В нашей компании работают мигранты, только если есть такая необходимость. Мы предоставляем им работу, не требующую квалификации, например, подсобные работы, уборка территории строительного объекта и др. Гастарбайтеры с такой работой справляются. Но там, где действительно требуется строительная квалификация и опыт, например, работа каменщика, монтажника, стропальщика, сварщика, электрика и пр., мы отдаем предпочтение только гражданам РФ.

Евгения Дельнова, директор отделений «Келли Инженерные Ресурсы» и «Келли ИТ ресурсы»
– Часто строители не признаются, что у них работают гастарбайтеры. Большинство компаний могут функционировать и без привлечения мигрантов. Все зависит от масштабности реализуемых объектов и срочности введения их в эксплуатацию.

Валерий Грибанов

– Нехватка специалистов рабочих специальностей заставила застройщиков пересмотреть условия труда необходимых сотрудников. Как привлечь на стройку квалифицированных специалистов? Что предлагают работодатели помимо стандартного набора бонусов?


Елена Герасимова
– На территории строительного объекта ЖК «Девяткино» уже с прошлого года функционирует двухэтажное мини-общежитие, где проживают рабочие. Общежитие построено силами нашего предприятия. В общежитии есть душевые, места для приема пищи, рабочим предоставляется горячее питание. Мы стараемся создать людям нормальные условия для работы, чтобы они не проживали в вагончиках, в антисанитарных условиях. Мы и в дальнейшем планируем двигаться в заданном направлении. Например, при поддержке Администрации МО «Новодевяткинское сельское поселение» в поселке Новое Девяткино Ленинградской области организуется Биржа труда «Девяткино». Предполагаемые рабочие места будут находиться в строящемся жилом квартале «Девяткино». Проект создания собственной биржи труда призван обеспечить местных жителей рабочими местами рядом с домом.

Татьяна Левада, руководитель группы по подбору персонала компании «АНКОР Недвижимость и строительство» в Санкт-Петербурге
– Пример компании «Арсенал-недвижимость» для строительного рынка пока редкость, работодателей больше заботят условия труда управляющего персонала, рабочие обслуживаются по остаточному принципу.

Евгения Дельнова
– Забота о топ-менеджерах влетает работодателям в копеечку. Обязательным условием при увольнении считается выплата так называемых отступных («золотых парашютов»), которые доходят до 15 зарплат единоразово. В Москве это распространенная практика. На Западе «золотые парашюты» прописаны в трудовом договоре, в российских компаниях все построено на договоренностях с руководством.

Георгий Пара
– Раньше работа на стройке считалась делом престижа, никого не надо было пряником заманивать. Тогда о людях думали, предоставляли специалистам жилье. Сегодня многие работники, отдавшие строительству не один десяток лет, не имеют возможности получить звание «Ветеран труда» – нужна министерская награда. Я заседаю в комиссии по наградам, из 50 представленных к поощрению всего 5 рабочих, в основном награждаем управляющий персонал. Раньше звание присваивали в том числе и за стаж в 25 лет.
Но и сегодня есть люди, которым нравится работать на стройке. Каждый год мы проводим профессиональные конкурсы по строительным специальностям, и видим блеск в глазах молодежи. Например, в конце марта будут подведены итоги конкурса штукатуров по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Валерий Грибанов

– Достаточно ли в Петербурге учебных заведений, готовых обучать специалистов рабочих специальностей?


Елена Герасимова
– Сегодня ситуация с подготовкой кадров в строительстве неудовлетворительная. Это обусловлено, в частности, недостатком образовательных учреждений и их недофинансированием. Несколько лет назад я была приглашена в СПб ГАСУ на открытие учебного центра «КНАУФ». Инициативу немцев в Петербурге никто не поддержал – все ударились в коммерцию, в итоге мы наблюдаем дефицит каменщиков, плиточников, монтажников. Компаниям приходится переманивать специалистов друг у друга. Председатель совета директоров группы компаний «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков, например, ищет кадры непосредственно в учебных заведениях, выплачивает соискателям стипендии. Но таких компаний единицы.
Если работодатель готов взять неквалифицированного рабочего, он должен понимать, что его обучение потребует немалых затрат.

Георгий Пара
– В учебных заведениях, где готовят специалистов для строительной отрасли, не смогли четко ответить, сколько их выпускников пошли работать по специальности.
Ко мне пришли ребята – шведские строители, которые хотели познакомиться с плотниками из Петербурга, чтобы перенять опыт. Я искал училища, которые готовят таких специалистов, нашел только ПТУ №97, но в настоящее время и это учебное заведение поменяло свой профиль.
Свое ПТУ открыто в ГУП «Водоканал», кадровым развитием озабочены и в Метрострое, для этих целей там создан профессиональный лицей. Однако в этих учебных заведениях готовы обучать только своих сотрудников. Есть базовое ПТУ №50.
При советской власти каждый уважающий себя трест курировал учебное заведение, сейчас все развалилось. Руководители не понимают, что нужно инвестировать в кадры, которые окупят вложения и принесут стопроцентную прибыль. Но есть положительный опыт. Например, по инициативе директора ЗАО «Каменногорское карьероуправление» учащиеся 8-9 классов обучаются строительным профессиям в учебном комбинате города Выборг. Если после обучения на завод приходит 5-6 человек, уже хорошо.

Татьяна Левада
– Мы проводили исследование по мотивации сотрудников, оказалось, что 80% соискателей считают, что для работодателей не важно профильное образование, главное опыт.
Елена Герасимова
– В корне не согласна. Как я могу взять начальника участка с большим опытом, если у него нет профильного образования. Мы не сможем его аттестовать по охране труда, подать его документы при вступлении в СРО. Он не сможет подписать ни одного акта выполненных или скрытых работ.

Евгения Дельнова
– Проблема даже не в том, что работодатели выбирают между опытом и образованием соискателя. Специалисты сами не хотят работать в строительной отрасли. Для них более привлекательна нефтегазовая область, розничная торговля, ресторанный бизнес, IT–сфера. В антирейтинге вакансий химическая промышленность и металлургия. А все почему? Потому что популярность того или иного направления во многом зависит от пиара. Мы знаем, для того, чтобы получать много денег, нужно работать в ОАО «Газпром». Если есть стремление обучаться за границей, то крупные автомобильные холдинги предлагают такую возможность своим сотрудникам. Чем привлекательна строительная отрасль, мы не в курсе.
Со временем меняются и мотивирующие факторы. Для современных соискателей важны индивидуальный бонус, повышение зарплаты, возможность обучения, медицинская страховка, оплата проезда и связи, компенсация питания, корпоративные мероприятия. Последнее место занимают пенсионные гарантии.
За последние три года свои позиции в качестве мотивирующих факторов потеряли повышение зарплаты и служебный рост. Зато большой популярностью стали пользоваться дополнительное обучение, стабильность, снижение рабочей нагрузки, работа за границей.
Наметилась общая тенденция для российских и западных рынков труда – люди стремятся меньше работать и больше отдыхать, а также иметь возможность совмещать работу и личную жизнь.

Валерий Грибанов

– А какие способы мотивации персонала в строительстве, помимо традиционного набора – зарплата, страховка, оплата мобильной связи?


Елена Герасимова
– К каждому специалисту в строительной отрасли нужно найти свой подход. Например, для жителей других регионов, приезжающих на работу в Северную столицу, не всегда важен высокий доход, им нужно питание, проезд, мобильная связь, возможность оплачивать съемную квартиру. У местных соискателей другие приоритеты, многие имеют собственное жилье, есть машина, хороший диплом – и планка совершенно другая, они претендуют на высокую заработную плату.
Чтобы мотивировать специалиста узкой специальности, нужно предоставить полный комплект бонусов и высокий оклад. Такие соискатели всегда сами выбирают работодателя.

Георгий Пара
– Людям надо давать гарантию того, что их жизнь и здоровье в надежных руках. На наших стройках продолжают травмироваться люди, и до этого никому нет дела. Предприятия со штатом более 50 человек обязаны иметь в составе специалиста по охране труда. Также в организациях должна проводиться аттестация рабочих мест, заключение коллективных договоров. Если уж произошел несчастный случай, по вине работодателя погиб человек, нужно гарантировать семье пострадавшего выплату как минимум в 2 миллиона рублей. При начале строительства комплекса «Балтийская жемчужина» произошел несчастный случай, были травмированы иностранные рабочие. Когда приехала комиссия, пострадавших не нашли, они исчезли. Это говорит о незнании трудового законодательства и халатном отношении к работникам.

Валерий Грибанов

– Как вы считаете, по уровню заработных плат строительная отрасль вышла из кризиса?


Евгения Дельнова
– В Москве кризис закончился, в регионах этого сказать на 100% нельзя. Заработные платы руководителей, инженерных специалистов по ряду профессий вернулись к докризисному уровню. По узким специальностям зарплата даже выросла на 10%. Еще 15% регионального рынка не дотянуло до докризисного уровня.
Есть такая категория специалистов, рост зарплат которых не зависит от квалификации, но полностью подчиняется потребностям рынка, состоянию экономики, стоимости нефтепродуктов. Хороший пример – внедрение дорогих IT-технологий, где молодые специалисты получают больше главных бухгалтеров, и их зарплаты постоянно растут. За квартал рост может достигать 20%.

Татьяна Левада
– По нашим исследованиям, зарплаты еще не вернулись на докризисный уровень. За годы экономической нестабильности люди не только потеряли в деньгах, но и перестали получать «белый» заработок.

Валерий Грибанов

– Во многих ли строительных компаниях действуют профсоюзные организации?

Георгий Пара

– Есть крупные холдинги, где соблюдаются все законодательные нормы. Такие компании заинтересованы в выстраивании отношений с работниками. В крупных организациях членство в профсоюзах составляет от 80 до 90% от числа работающих. Например, в таких компаниях, как «Кнауф-Гипс», «Победа ЛСР».
Мы инспектировали бытовой городок компании «Главстрой», и были приятно удивлены, там к людям относятся по-человечески. У рабочих есть возможность отдохнуть, переодеться, посмотреть телевизор, принять пищу. Если бы другие предприятия перенимали опыт и создавали нечто подобное, мы бы вернули престиж рабочих специальностей. В прошлом году мы инициировали конкурс на лучший бытовой городок, но желание поучаствовать изъявили только 9 компаний – одна из Ленобласти и восемь из Петербурга.
Конечно, наличие или отсутствие профсоюзных организаций подтверждает уровень той или иной организации. Как правило, если нет профсоюза, с работниками не подписывается и коллективный договор, в некоторых организациях нет даже индивидуального договора.
рубрика: Круглый стол
автор: Ярослава Задорина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.