Никак не отчалят

Вывод «Адмиралтейских верфей» с Ново-Адмиралтейского острова в очередной раз переносится. Инвесторам, уже пять лет мечтающим об освоении этой привлекательной территории, придется подождать как минимум до следующего года. Между тем успешность проекта вывода мощностей верфей с острова может стать залогом успешности реализации другого, более масштабного проекта – по выводу Балтийского завода с Васильевского острова.

Крупные застройщики уже пять лет ждут частичного или полного вывода мощностей завода «Адмиралтейские верфи», который занимает на набережной Невы около 65 га земли. Еще в середине 2007 года стало известно, что у верфей есть проект по сокращению занимаемой территории за счет оптимизации производства до 15 га с высвобождением под застройку 50 га земли. Уже тогда компания «ЛенСпецСМУ» имела мастер-план развития наиболее привлекательной площадки «Адмиралтейских верфей» – Ново-Адмиралтейского острова, который занимает 17 га, и в плане по освобождению территории верфей от производства стоял самым первым. Привлекательность острова обусловлена тем, что еще в 2004 году правительство Валентины Матвиенко приняло решение соединить Ново-Адмиралтейский и Васильевский острова новым мостом.
Однако решение о выводе верфей затянулось. Землей предприятия владело Росимущество, сами верфи в тот момент находились в стадии акционирования и интеграции в государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Поэтому переговоры о выводе завода возобновились только в начале прошлого года, когда миновал кризис, а «Адмиралтейские верфи» завершили акционирование и вместе с землей были переданы ОСК.
Назначенный в конце 2009 года президентом ОСК совладелец корпорации AEON (одним из главных видов ее деятельности является девелопмент) Роман Троценко быстро нашел общий язык с руководством Петербурга. В середине прошлого года стороны договорились, что ОСК освободит Ново-Адмиралтейский остров и передаст его городу для строительства моста и продажи с торгов оставшейся территории под коммерческую застройку. Вырученные от продажи освободившейся земли деньги предполагается направить как раз на освобождение этой территории от производственных корпусов.
Председатель КИСП Алексей Чичканов говорил, что около 2 га территории острова займет дорожно-транспортная сеть, а оставшиеся 15 га земли в следующем году будут проданы с торгов. Предполагается, что на этой территории можно построить около 200 тыс. кв. м жилой и коммерческой недвижимости. При этом инвесторы столкнутся с рядом ограничений, в том числе, по высотности застройки, которая не должна превысить 21-24 м. Кроме того, на острове расположены восемь зданий, которые являются памятниками архитектуры. Сейчас власти пытаются понизить часть из них в статусе, чтобы увеличить цену лота.

Битва за пятачок

Стоимость земли острова уже почти год является предметом торга между городом и «Адмиралтейскими верфями». Из-за этого постоянно переносятся торги по ее продаже. Участок хотели продать еще в конце 2010-го, но теперь торги вновь откладывают, уже на начало следующего года. Завод хочет выручить за землю 100-120 млн USD. Рыночная же цена участка, по оценке руководителя отдела проектов и аналитических исследований компании АРИН Зоси Захаровой, не превышает 50 млн USD.
По словам временно исполняющего обязанности директора верфей Михаила Александрова, по крайней мере, о цене необходимых городу 2 га для дороги к мосту планируется договориться в апреле.
Как ожидается, это даст толчок для развития всей территории «Адмиралтейских верфей». Ведь ОСК и петербургские власти договорились в перспективе вывести из города весь завод. Для него планируется построить новые производственные корпуса в Кронштадте. Сейчас город и ОСК обсуждают вопрос выделения земли под проект. Однако власти признают, что это долгосрочная перспектива, и полный перенос «Адмиралтейских верфей» на остров Котлин может занять около 10 лет, и то если для этого найдется финансирование.

Принцип домино

Вместе с тем ОСК может реанимировать еще один важный для города проект – вывод мощностей Балтийского завода, который находится напротив «Адмиралтейских верфей» и занимает около 70 га инвестиционно привлекательной земли на Васильевском острове. Нынешний собственник Балтийского завода – Международный промышленный банк (МПБ), подконтрольный бывшему сенатору Сергею Пугачеву, – в 2007 году также объявил о планах перенести предприятие на площадку другого свого завода – «Северную верфь».
На освободившейся территории Межпромбанк собирался построить около 2,2 млн кв. м жилой недвижимости. Проект оценивался в 3-4 млрд USD. Но его реализация, как и в случае с «Адмиралтейскими верфями», застопорилась. Затем начался кризис, который Межпромбанк не пережил. В конце прошлого года началась процедура его банкротства. Балтийский завод и «Северная верфь» как залоговое имущество по кредитам МПБ, взятым в Центробанке, перешли регулятору. Пока ЦБ и структуры Сергея Пугачева не могут договориться о цене продажи этих заводов с торгов. Сейчас они решают свой спор в арбитражном суде Москвы.
ОСК является единственным претендентом на покупку Балтийского завода и «Северной верфи». Недавно Роман Троценко заявил, что эти предприятия могут прейти под контроль возглавляемой им госкорпорации уже во втором квартале этого года, в результате мирового соглашения между Межпромбанком и ЦБ. Впрочем, ОСК пока не говорила, что она будет делать с Балтийским заводом, если он перейдет под ее контроль. Но эксперты уверены, что госкорпорации придется считаться с долгосрочной стратегией города по выводу промышленных объектов из центра Петербурга.
Впрочем, на деле это будет видно по тому, как будет освобождаться Ново-Адмиралтейский остров. КИСП пока не называет потенциальных инвесторов, которые захотят заняться его освоением. Сохраняется ли интерес к нему у «ЛенСпецСМУ», в компании не говорят. Однако в апреле застройщик намерен провести IPO и привлечь в рамках размещения около 500 млн USD. Эти средства компания собирается направить на завершение текущих проектов, а также на покупку новых участков под строительство. Впрочем, если сами верфи не снизят цену, то покупать их землю желающих не найдется вовсе, говорят эксперты. Но город сумеет договориться с руководством завода и ОСК о приемлемой стоимости острова и сроках его освобождения, как только выделит землю для переезда верфей в Кронштадт, уверены они. Как ожидается, это произойдет в начале следующего года.

Цифра:

200 тыс. кв. м жилой и коммерческой недвижимости можно построить на территории Ново-Адмиралтейского острова
рубрика: Развитие территорий
автор: Екатерина Брындина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.