Укатанный рынок
Рынок асфальтовых смесей до недавнего времени чувствовал себя относительно спокойно. В 2010 году объем производства асфальта вырос по сравнению с тяжелым 2009 годом почти на 25%, а цены начали незначительно, но расти. Однако процесс может повернуть вспять - бюджетное финансирование на текущий и капитальный ремонт дорог в 2011 году в Петербурге сократилось на 30%, и участники рынка предполагают, что даже при благоприятном сценарии рынок потеряет не менее 15%.
Главной движущей силой рынка асфальтовых смесей всегда были мегапроекты. Пик его развития пришелся на 2005 год – тогда объемы производства в Петербурге выросли почти в полтора раза. За это производители могли благодарить строительство КАД, а также рост спроса со стороны частных инвесторов, которые занимаются благоустройством территорий, организацией парковок и т.д. В течение короткого срока было реализовано сразу несколько крупных проектов (например, ввод шведского завода NCC), а с 2005 по 2008 год объемы рынка увеличились почти в два раза (см. Таблицу).
Естественно, это сказывалось и на ценах – например, по данным Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России, в 2008 году цены на асфальтобетонные смеси выросли более, чем на 35%, совершив самый большой скачок из всех строительных материалов. По данному показателю с ними могли соперничать лишь некоторые виды цемента. При этом, в отличие от других стройматериалов, в кризисном 2009 асфальтобетонные смеси потеряли относительно немного – цены упали на 11,28% (для сравнения: кирпич подешевел на 27,7%, товарный бетон – на 52% и пр.).
На сегодняшний день специалисты отмечают, что динамика рынка асфальта положительная. В 2010 году объем производства вырос почти на 25% по сравнению с тяжелым 2009 годом, хотя и не дотянул до докризисных показателей 2008 года. Цены на асфальтобетонные смеси, как и на многие другие стройматериалы, стабилизировались, и даже стали потихоньку расти, прибавляя по 1% за несколько месяцев. Однако, по прогнозам участников рынка, в 2011 году можно ожидать падения объёмов потребления асфальта по сравнению с 2010 годом примерно на 10-15%. Одной из особенностей рынка асфальтобетонных смесей является тот факт, что он развивается практически полностью за счет госбюджета – 90% спроса на асфальт определяют федеральные, городские и муниципальные адресные программы, они же являются основными движущими факторами этого рынка.
«Бюджетное финансирование на текущий и капитальный ремонт дорог в 2011 году в Петербурге сократилось на 30% по сравнению с 2010, в Ленинградской области увеличилось на 13%, – говорит Деламарттер Скотт Гэрра Алексей Гильермо, начальник отдела маркетинга и рекламы ГК «БЕАТОН» (контролирует около 13% рынка асфальтовых смесей Петербурга). – Соответственно, можно ожидать, что суммарно сокращение составит порядка 25%. В течение года бюджет может быть скорректирован и увеличен на 10-15%, но даже с учетом этого падение объёмов потребления асфальта по сравнению с 2010 годом составит те же 10-15%».
В 2010 году объем петербургского рынка асфальта составил порядка 4,2 млн тонн, в денежном выражении это около 8,3 млрд рублей. Таким образом, строительный сезон 2011 может принести петербургским производителям асфальтовых смесей уже не более 7 млрд руб.
При этом, по словам Алексея Гильермо, конкуренция на рынке асфальтобетонных смесей Петербурга достаточно высока. «Крупную долю рынка занимают компании, располагающие большими производственными мощностями, – продолжает Деламарттер Скотт Гэрра Алексей Гильермо. – На сегодня основными игроками можно назвать «Беатон», «АБЗ-1», «ВАД», «NCC». Всего на территории Петербурга работают около 35 асфальтобетонных заводов».
В то же время, по словам аналитиков, несмотря на все эти факторы, появление новых игроков на рынке ещё возможно. «Рынок не закрыт для новых игроков, и на нём постоянно появляются новые участники, – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». – Возможно, что их число невелико, но это связано и с высоким порогом входа на рынок, и с тем, что сам рынок не полностью «белый».
Другой особенностью рынка асфальтовых смесей является сближение бизнеса по производству асфальта с бизнесом по асфальтоукладке. До кризиса крупнейшие дорожно-строительные фирмы активно покупали заводы, а производители асфальта создавали подрядные подразделения. Интерес дорожников к этому сектору стимулировал спрос на мобильные асфальтобетонные заводы, которые можно разместить прямо на объекте, сэкономив немало средств на доставке смеси. К тому же перевозить асфальт на дальние расстояния не рекомендуется из-за его физических свойств.
Кроме того, для производителей сегодня актуальна работа над новыми видами асфальта, а также над снижением себестоимости и улучшением качественных характеристик (в частности, уже появился некий наноасфальт). Ведь дороги у нас самые дорогие – согласно оценкам экспертов, средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению со странами Евросоюза в 2,6 раза, с США — в 3 раза, с Китаем — в 7,3 раза. В абсолютных цифрах картина выглядит следующим образом: в странах Евросоюза один километр дороги стоит $6,9 млн, в США — $5,9 млн, в Китае — $2,4 млн, а в России — $17,6 млн. «На цену километра дороги влияют и большие затраты на проектирование и строительство, и постоянно дорожающие материалы, а также прочие товары и услуги, которые используют строители, – отмечает Дмитрий Баранов. – Вносит свой вклад и коррупционная составляющая в дорожной отрасли».
Однако применение западных технологий в Петербурге во многом затруднено из-за различий климатических условиях и СНиПах.
Главной движущей силой рынка асфальтовых смесей всегда были мегапроекты. Пик его развития пришелся на 2005 год – тогда объемы производства в Петербурге выросли почти в полтора раза. За это производители могли благодарить строительство КАД, а также рост спроса со стороны частных инвесторов, которые занимаются благоустройством территорий, организацией парковок и т.д. В течение короткого срока было реализовано сразу несколько крупных проектов (например, ввод шведского завода NCC), а с 2005 по 2008 год объемы рынка увеличились почти в два раза (см. Таблицу).
Естественно, это сказывалось и на ценах – например, по данным Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России, в 2008 году цены на асфальтобетонные смеси выросли более, чем на 35%, совершив самый большой скачок из всех строительных материалов. По данному показателю с ними могли соперничать лишь некоторые виды цемента. При этом, в отличие от других стройматериалов, в кризисном 2009 асфальтобетонные смеси потеряли относительно немного – цены упали на 11,28% (для сравнения: кирпич подешевел на 27,7%, товарный бетон – на 52% и пр.).
На сегодняшний день специалисты отмечают, что динамика рынка асфальта положительная. В 2010 году объем производства вырос почти на 25% по сравнению с тяжелым 2009 годом, хотя и не дотянул до докризисных показателей 2008 года. Цены на асфальтобетонные смеси, как и на многие другие стройматериалы, стабилизировались, и даже стали потихоньку расти, прибавляя по 1% за несколько месяцев. Однако, по прогнозам участников рынка, в 2011 году можно ожидать падения объёмов потребления асфальта по сравнению с 2010 годом примерно на 10-15%. Одной из особенностей рынка асфальтобетонных смесей является тот факт, что он развивается практически полностью за счет госбюджета – 90% спроса на асфальт определяют федеральные, городские и муниципальные адресные программы, они же являются основными движущими факторами этого рынка.
«Бюджетное финансирование на текущий и капитальный ремонт дорог в 2011 году в Петербурге сократилось на 30% по сравнению с 2010, в Ленинградской области увеличилось на 13%, – говорит Деламарттер Скотт Гэрра Алексей Гильермо, начальник отдела маркетинга и рекламы ГК «БЕАТОН» (контролирует около 13% рынка асфальтовых смесей Петербурга). – Соответственно, можно ожидать, что суммарно сокращение составит порядка 25%. В течение года бюджет может быть скорректирован и увеличен на 10-15%, но даже с учетом этого падение объёмов потребления асфальта по сравнению с 2010 годом составит те же 10-15%».
В 2010 году объем петербургского рынка асфальта составил порядка 4,2 млн тонн, в денежном выражении это около 8,3 млрд рублей. Таким образом, строительный сезон 2011 может принести петербургским производителям асфальтовых смесей уже не более 7 млрд руб.
При этом, по словам Алексея Гильермо, конкуренция на рынке асфальтобетонных смесей Петербурга достаточно высока. «Крупную долю рынка занимают компании, располагающие большими производственными мощностями, – продолжает Деламарттер Скотт Гэрра Алексей Гильермо. – На сегодня основными игроками можно назвать «Беатон», «АБЗ-1», «ВАД», «NCC». Всего на территории Петербурга работают около 35 асфальтобетонных заводов».
В то же время, по словам аналитиков, несмотря на все эти факторы, появление новых игроков на рынке ещё возможно. «Рынок не закрыт для новых игроков, и на нём постоянно появляются новые участники, – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». – Возможно, что их число невелико, но это связано и с высоким порогом входа на рынок, и с тем, что сам рынок не полностью «белый».
Другой особенностью рынка асфальтовых смесей является сближение бизнеса по производству асфальта с бизнесом по асфальтоукладке. До кризиса крупнейшие дорожно-строительные фирмы активно покупали заводы, а производители асфальта создавали подрядные подразделения. Интерес дорожников к этому сектору стимулировал спрос на мобильные асфальтобетонные заводы, которые можно разместить прямо на объекте, сэкономив немало средств на доставке смеси. К тому же перевозить асфальт на дальние расстояния не рекомендуется из-за его физических свойств.
Кроме того, для производителей сегодня актуальна работа над новыми видами асфальта, а также над снижением себестоимости и улучшением качественных характеристик (в частности, уже появился некий наноасфальт). Ведь дороги у нас самые дорогие – согласно оценкам экспертов, средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению со странами Евросоюза в 2,6 раза, с США — в 3 раза, с Китаем — в 7,3 раза. В абсолютных цифрах картина выглядит следующим образом: в странах Евросоюза один километр дороги стоит $6,9 млн, в США — $5,9 млн, в Китае — $2,4 млн, а в России — $17,6 млн. «На цену километра дороги влияют и большие затраты на проектирование и строительство, и постоянно дорожающие материалы, а также прочие товары и услуги, которые используют строители, – отмечает Дмитрий Баранов. – Вносит свой вклад и коррупционная составляющая в дорожной отрасли».
Однако применение западных технологий в Петербурге во многом затруднено из-за различий климатических условиях и СНиПах.
рубрика:
Технологии и материалы