Негосударственная экспертиза: бегать должны не люди, а файлы
«Северо-Западный центр экспертизы» запустил новый проект – экспертиза on-line. Организация решила пойти по инновационному пути развития. О проекте, его реалиях и перспективах рассказал исполняющий обязанности генерального директора Роман Олегов.
– Экспертиза проектной документации и инженерных изысканий входит в сферу деятельности вашей организации?
– Это основное направление нашей деятельности. Для ее осуществления мы получили аккредитацию Минрегионразвития РФ.
– То есть теперь вы непосредственные конкуренты органам государственной экспертизы?
– Нет, мы коммерческая организация и наша цель – извлечение прибыли. Кроме того, объекты, строящиеся за счет средств бюджета города или за счет федерального бюджета, а также уникальные, технически сложные объекты подлежат госэкспертизе в обязательном порядке. По таким объектам негосударственные экспертные компании могут привлекаться в факультативном порядке, их заключения могут приниматься к сведению, но не более. Данное законодательное ограничение по объектам для негосударственной экспертизы компенсируется разнообразием оказываемых услуг. Например, к нам часто приходят с просьбой провести аудит построенного объекта или незаконченного строительства для «закрытия» инвестиционного договора с КУГИ СПб.
– Расскажите в двух словах об основополагающей идее проекта «on-line экспертиза».
– Рынок экспертных и оценочных услуг является достаточно консервативным. Мы решили отойти от привычных стереотипов, главная концепция проекта – заставить бегать файлы, а не людей. Минимизировать количество бумаг, времени и нервов, оптимизировать процесс проверки и доработки документации – ключевые задачи, которые ставит перед собой организация.
– Каким образом предполагается решать такие непростые задачи?
– Использование информационных технологий позволит сэкономить до 40% времени. Заказчику достаточно просто зарегистрироваться на сайте и загрузить документы в личном кабинете. Их дальнейший путь он может проследить в интернет-кабинете и путем смс-оповещений. Сейчас идет процедура внедрения цифровой подписи, что позволит оптимизировать процесс подписания договорной и финансовой документации. Компания налаживает взаимодействие с интернет-ресурсами органов власти Санкт-Петербурга для более оперативного получения актуальной информации. Этот вопрос уже рассматривался на совещании с председателем Комитета по строительству, в ближайшее время надеемся получить ответ из Комитета по градостроительству и архитектуре.
– В каком ключе собираетесь взаимодействовать с органами власти?
– Необходимость развития негосударственной экспертизы подчеркивал президент Дмитрий Медведев. Но на данном этапе этот вид деятельности регулирует только постановление Правительства № 1070 и несколько внутренних документов Минрегиона. В ноябре 2010-го в Минрегионе состоялось совещание, на котором было принято решение о подготовке законопроекта, а это значит, что впереди появление новых нормативных актов. Участие в их разработке экспертных организаций необходимо для создания работоспособных документов. Кроме того, сегодня немногие участники рынка знают о возможностях негосударственной экспертизы, например о возможности обратиться за разрешением на строительство на основании положительного заключения негосударственной экспертизы. Разъяснения со стороны органов власти, совместные семинары могли бы помочь сориентироваться участникам рынка.
– Как далеко заходят амбиции вашей компании?
– Наша компания молодая, но опыта ей не занимать и амбиций тоже. Мы не собираемся замыкать свою деятельность на Санкт-Петербурге или на Северо-Западном округе. Активно работаем в Москве. Не так давно нас пригласили провести негосударственную экспертизу проектирования и строительства объектов Саммита АТЭС 2012 во Владивостоке, теперь этот регион с его «бурным» развитием также попал в сферу наших интересов.
– Какие объекты вам поручили проверять во Владивостоке?
– Объекты генерации и электрических сетей на острове Русский – мини-ТЭЦ «Северная» и мини-ТЭЦ «Центральная». Основными направлениями работы наших экспертов во Владивостоке стали экспертиза качества проектной документации и экспертиза рациональности расходования бюджетных средств. Кстати, в результате проведенной работы эксперты выявили грубые нарушения, что повлияло на решение заказчика об отказе от дальнейшего сотрудничества с подрядной компанией.
– У вас коммерческая организация, говоря о выдаче отрицательного заключения, не боитесь распугать потенциальных заказчиков?
– Могу откровенно сказать: в нашей компании экспертам запрещено говорить: «Нет, так нельзя». Они обязаны опираться в своей работе на формулировку: «Да, так можно, но надо откорректировать, исправить, согласовать». Далее эксперт должен дать четкий рецепт по «оздоровлению» проекта. Комплексный подход экспертов основан на информировании заказчика, как добиться реализации проекта без отступлений от требований, предъявляемых к проектной документации. Так что заказчик сам выбирает, какое заключение ему получить.
– Работа в регионах имеет свою специфику. Будете продолжать?
– Да, специфика есть. Так, мы не привлекаем сторонних экспертов, опираемся на свой коллектив. Наши эксперты периодически вылетают на место. Но выход в регионы был предусмотрен начальной стратегией развития компании, а Владивосток – прекрасная возможность проявить себя в работе со стратегическими проектами, продемонстрировать профессионализм и оперативность коллектива. Хотя и в Санкт-Петербурге возможностей проявить себя хватает. Вот только что закончили комплекс работ в интересах иностранного девелопера.
– Для них вы тоже проводили экспертизу?
– Не совсем. У нас довольно широкий спектр услуг. Обратившаяся к нам компания оказалась в непростой ситуации, когда ввод уже построенного объекта в эксплуатацию оказался невозможным из-за нахождения объекта на двух земельных участках. Нашей задачей было найти пути решения проблемы и довести проект до стадии подготовки постановления Правительства Санкт-Петербурга.
– Удалось решить проблему?
– Решать проблемы – наша работа. Эксперты нашей компании провели ревизию проектных материалов и ИРД. На основании результатов ревизии был сформирован перечень необходимых корректировок ИРД. После внесения необходимых изменений специалисты центра осуществили комплексную работу по объединению земельных участков. Реализация данного проекта потребовала тесного взаимодействия с органами исполнительной власти в лице КГА, КУГИ, КЗРиЗ, КС, СПб ГУ «Управление инвестиций», ГУИОН. Результатом работы стал выход постановления Правительства Санкт-Петербурга «О проектировании и строительстве».
– Есть ли разница в работе с российскими и с иностранными застройщиками?
– Разница в первую очередь в менталитете. Например, в США все, что не запрещено, – законом разрешено. В Германии все, что не разрешено, – законом запрещено. В Швейцарии все, что законом не запрещено, – обязательно. В России все запрещено, даже если законом разрешено. Несмотря на то что это лишь игра слов, к сожалению, она очень точно отражает ситуацию в сфере проектирования и строительства в современной России. Как ни странно, наиболее близки нам «по духу» китайские инвесторы. Когда на международном форуме наши эксперты поинтересовались, какие качества помогают быть успешными в бизнесе в Китае, то получили честный ответ: «Надо найти своего члена коммунистической партии, и тогда проблем не будет».
– Существует мнение, что иностранные застройщики аккуратно соблюдают требования законодательства. Как получилось, что ваш заказчик столкнулся с такими проблемами?
– И в России, и в Санкт-Петербурге законодательство меняется так быстро, что даже узко ориентированные специалисты не всегда успевают их отслеживать и своевременно реагировать. Добавим к этому противоречивость законов и дублирование полномочий и получим целый букет проблем, о которых иностранный застройщик, «выросший» в условиях законодательной стабильности своих стран, часто даже не предполагает.
– А ваши сотрудники успевают ориентироваться и реагировать?
– Мы особое внимание уделяем поддержанию квалификации сотрудников. Перечень семинаров и конференций расписан на несколько месяцев вперед. Кроме того, работая с европейскими компаниями и девелоперами из Юго-Восточной Азии, пришедшими на российский рынок, мы придерживаемся международных стандартов при сохранении конфиденциальности. Многочисленные Case Study являются нашим конкурентным преимуществом. Наши эксперты, как из пазлов, собирают вариант решения той или иной проблемы, возникающей как на стадии сбора ИРД, так и на этапе ввода объекта в эксплуатацию. Именно благодаря такому подходу нашими специалистами многое сделано впервые: впервые наши эксперты участвовали в юридическом оформлении права на возмещение расходов заказчика из бюджета города на рекультивацию земельного участка, впервые согласовали частную подстанцию в центре города с видом на Неву, впервые удалось согласовать изменение русла реки. Бывают и неудачи, но это нормальный процесс движения вперед и поиска своего места на рынке.
– Какой вопрос наиболее часто задают заказчики?
– «Мы получим разрешение на строительство, пройдя негосударственную экспертизу у вас?»
– И каков ответ?
– На день выхода публикации, применительно к объектам в Санкт-Петербурге, – ответ «нет». Но «Северо-Западный центр экспертизы» разделяет задачи прохождения экспертизы, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта и получения свидетельства о собственности на объект. Практика работы в России показывает, что для того чтобы получить свидетельство о собственности, не всегда нужно проходить государственную экспертизу, получать разрешение и т. д., и наоборот, выполнение всех этих требований не гарантирует вам отсутствие проблем с регистратором, так что и здесь вступают в силу те самые Case Study.
– Вы говорите о своем месте на рынке. Как по-вашему, есть еще не освоенные направления?
– Были, есть и будут. Отечественный законодатель расслабиться не даст, по крайней мере в ближайшее время точно.
– Что вы имеете в виду?
– Вот, например, ситуация, которая сложилась в Санкт-Петербурге в связи с включением города в список исторических поселений. Не додумали, не дописали, а в итоге работа по многим проектам остановилась. Документы лежат в Москве, по словам председателя КГА, «давно лежат», результата нет. Недавно читал интервью Ю.Е. Киселевой в «Недвижимости и строительстве Петербурга». Она крайне осторожно высказывает мнение, что КГА может принимать решения по «зависшим» объектам исходя из презумпции «автоматического согласования», так как законодательный срок рассмотрения вышел, а никакой реакции со стороны Росохранкультуры нет. Но в таком случае огромное количество документов, «зависших» в разнообразных органах власти и вылежавших все возможные и невозможные сроки, должны признаваться «автоматически согласованными». Понятно, что на практике это невозможно. И с Росохранкультурой вряд ли пройдет такой сценарий. Максимум – удастся протолкнуть несколько «стратегических» проектов, для основной же массы проектов это не выход. Вот вам и неосвоенное пространство. Наши специалисты сейчас активно работают по данному направлению. К чему приведет, покажет время.
Вот еще один пример: согласно п. 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или если такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и согласование специальных технических условий. Порядок разработки и согласований установлен приказом Минрегиона РФ от 01.04.2008 № 36. Согласование положений, содержащих отступления от действующих норм, стало возможно только в Москве, в Минрегионразвития, в составе услуг, предоставляемых на бесплатной основе. И хотя официальный срок рассмотрения составляет 30 дней, в особых случаях (это официальная формулировка), возможно продление до трех месяцев. Как вы понимаете, у нас каждый случай особый. Причем наиболее вероятно, что по истечении трех месяцев вы получите набор замечаний к поданной документации, пойдете на доработку и все начнете сначала, и количество таких «кругов» не ограничено. Кстати, с января этого года вступили в силу изменения в приказ Министерства регионального развития, регулирующий данную сферу деятельности, и порядок опять претерпел изменения. Эксперты нашего центра постоянно отслеживают законодательные изменения, это позволяет своевременно учитывать новые требования и не подводить заказчика.
На правах рекламы
– Экспертиза проектной документации и инженерных изысканий входит в сферу деятельности вашей организации?
– Это основное направление нашей деятельности. Для ее осуществления мы получили аккредитацию Минрегионразвития РФ.
– То есть теперь вы непосредственные конкуренты органам государственной экспертизы?
– Нет, мы коммерческая организация и наша цель – извлечение прибыли. Кроме того, объекты, строящиеся за счет средств бюджета города или за счет федерального бюджета, а также уникальные, технически сложные объекты подлежат госэкспертизе в обязательном порядке. По таким объектам негосударственные экспертные компании могут привлекаться в факультативном порядке, их заключения могут приниматься к сведению, но не более. Данное законодательное ограничение по объектам для негосударственной экспертизы компенсируется разнообразием оказываемых услуг. Например, к нам часто приходят с просьбой провести аудит построенного объекта или незаконченного строительства для «закрытия» инвестиционного договора с КУГИ СПб.
– Расскажите в двух словах об основополагающей идее проекта «on-line экспертиза».
– Рынок экспертных и оценочных услуг является достаточно консервативным. Мы решили отойти от привычных стереотипов, главная концепция проекта – заставить бегать файлы, а не людей. Минимизировать количество бумаг, времени и нервов, оптимизировать процесс проверки и доработки документации – ключевые задачи, которые ставит перед собой организация.
– Каким образом предполагается решать такие непростые задачи?
– Использование информационных технологий позволит сэкономить до 40% времени. Заказчику достаточно просто зарегистрироваться на сайте и загрузить документы в личном кабинете. Их дальнейший путь он может проследить в интернет-кабинете и путем смс-оповещений. Сейчас идет процедура внедрения цифровой подписи, что позволит оптимизировать процесс подписания договорной и финансовой документации. Компания налаживает взаимодействие с интернет-ресурсами органов власти Санкт-Петербурга для более оперативного получения актуальной информации. Этот вопрос уже рассматривался на совещании с председателем Комитета по строительству, в ближайшее время надеемся получить ответ из Комитета по градостроительству и архитектуре.
– В каком ключе собираетесь взаимодействовать с органами власти?
– Необходимость развития негосударственной экспертизы подчеркивал президент Дмитрий Медведев. Но на данном этапе этот вид деятельности регулирует только постановление Правительства № 1070 и несколько внутренних документов Минрегиона. В ноябре 2010-го в Минрегионе состоялось совещание, на котором было принято решение о подготовке законопроекта, а это значит, что впереди появление новых нормативных актов. Участие в их разработке экспертных организаций необходимо для создания работоспособных документов. Кроме того, сегодня немногие участники рынка знают о возможностях негосударственной экспертизы, например о возможности обратиться за разрешением на строительство на основании положительного заключения негосударственной экспертизы. Разъяснения со стороны органов власти, совместные семинары могли бы помочь сориентироваться участникам рынка.
– Как далеко заходят амбиции вашей компании?
– Наша компания молодая, но опыта ей не занимать и амбиций тоже. Мы не собираемся замыкать свою деятельность на Санкт-Петербурге или на Северо-Западном округе. Активно работаем в Москве. Не так давно нас пригласили провести негосударственную экспертизу проектирования и строительства объектов Саммита АТЭС 2012 во Владивостоке, теперь этот регион с его «бурным» развитием также попал в сферу наших интересов.
– Какие объекты вам поручили проверять во Владивостоке?
– Объекты генерации и электрических сетей на острове Русский – мини-ТЭЦ «Северная» и мини-ТЭЦ «Центральная». Основными направлениями работы наших экспертов во Владивостоке стали экспертиза качества проектной документации и экспертиза рациональности расходования бюджетных средств. Кстати, в результате проведенной работы эксперты выявили грубые нарушения, что повлияло на решение заказчика об отказе от дальнейшего сотрудничества с подрядной компанией.
– У вас коммерческая организация, говоря о выдаче отрицательного заключения, не боитесь распугать потенциальных заказчиков?
– Могу откровенно сказать: в нашей компании экспертам запрещено говорить: «Нет, так нельзя». Они обязаны опираться в своей работе на формулировку: «Да, так можно, но надо откорректировать, исправить, согласовать». Далее эксперт должен дать четкий рецепт по «оздоровлению» проекта. Комплексный подход экспертов основан на информировании заказчика, как добиться реализации проекта без отступлений от требований, предъявляемых к проектной документации. Так что заказчик сам выбирает, какое заключение ему получить.
– Работа в регионах имеет свою специфику. Будете продолжать?
– Да, специфика есть. Так, мы не привлекаем сторонних экспертов, опираемся на свой коллектив. Наши эксперты периодически вылетают на место. Но выход в регионы был предусмотрен начальной стратегией развития компании, а Владивосток – прекрасная возможность проявить себя в работе со стратегическими проектами, продемонстрировать профессионализм и оперативность коллектива. Хотя и в Санкт-Петербурге возможностей проявить себя хватает. Вот только что закончили комплекс работ в интересах иностранного девелопера.
– Для них вы тоже проводили экспертизу?
– Не совсем. У нас довольно широкий спектр услуг. Обратившаяся к нам компания оказалась в непростой ситуации, когда ввод уже построенного объекта в эксплуатацию оказался невозможным из-за нахождения объекта на двух земельных участках. Нашей задачей было найти пути решения проблемы и довести проект до стадии подготовки постановления Правительства Санкт-Петербурга.
– Удалось решить проблему?
– Решать проблемы – наша работа. Эксперты нашей компании провели ревизию проектных материалов и ИРД. На основании результатов ревизии был сформирован перечень необходимых корректировок ИРД. После внесения необходимых изменений специалисты центра осуществили комплексную работу по объединению земельных участков. Реализация данного проекта потребовала тесного взаимодействия с органами исполнительной власти в лице КГА, КУГИ, КЗРиЗ, КС, СПб ГУ «Управление инвестиций», ГУИОН. Результатом работы стал выход постановления Правительства Санкт-Петербурга «О проектировании и строительстве».
– Есть ли разница в работе с российскими и с иностранными застройщиками?
– Разница в первую очередь в менталитете. Например, в США все, что не запрещено, – законом разрешено. В Германии все, что не разрешено, – законом запрещено. В Швейцарии все, что законом не запрещено, – обязательно. В России все запрещено, даже если законом разрешено. Несмотря на то что это лишь игра слов, к сожалению, она очень точно отражает ситуацию в сфере проектирования и строительства в современной России. Как ни странно, наиболее близки нам «по духу» китайские инвесторы. Когда на международном форуме наши эксперты поинтересовались, какие качества помогают быть успешными в бизнесе в Китае, то получили честный ответ: «Надо найти своего члена коммунистической партии, и тогда проблем не будет».
– Существует мнение, что иностранные застройщики аккуратно соблюдают требования законодательства. Как получилось, что ваш заказчик столкнулся с такими проблемами?
– И в России, и в Санкт-Петербурге законодательство меняется так быстро, что даже узко ориентированные специалисты не всегда успевают их отслеживать и своевременно реагировать. Добавим к этому противоречивость законов и дублирование полномочий и получим целый букет проблем, о которых иностранный застройщик, «выросший» в условиях законодательной стабильности своих стран, часто даже не предполагает.
– А ваши сотрудники успевают ориентироваться и реагировать?
– Мы особое внимание уделяем поддержанию квалификации сотрудников. Перечень семинаров и конференций расписан на несколько месяцев вперед. Кроме того, работая с европейскими компаниями и девелоперами из Юго-Восточной Азии, пришедшими на российский рынок, мы придерживаемся международных стандартов при сохранении конфиденциальности. Многочисленные Case Study являются нашим конкурентным преимуществом. Наши эксперты, как из пазлов, собирают вариант решения той или иной проблемы, возникающей как на стадии сбора ИРД, так и на этапе ввода объекта в эксплуатацию. Именно благодаря такому подходу нашими специалистами многое сделано впервые: впервые наши эксперты участвовали в юридическом оформлении права на возмещение расходов заказчика из бюджета города на рекультивацию земельного участка, впервые согласовали частную подстанцию в центре города с видом на Неву, впервые удалось согласовать изменение русла реки. Бывают и неудачи, но это нормальный процесс движения вперед и поиска своего места на рынке.
– Какой вопрос наиболее часто задают заказчики?
– «Мы получим разрешение на строительство, пройдя негосударственную экспертизу у вас?»
– И каков ответ?
– На день выхода публикации, применительно к объектам в Санкт-Петербурге, – ответ «нет». Но «Северо-Западный центр экспертизы» разделяет задачи прохождения экспертизы, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта и получения свидетельства о собственности на объект. Практика работы в России показывает, что для того чтобы получить свидетельство о собственности, не всегда нужно проходить государственную экспертизу, получать разрешение и т. д., и наоборот, выполнение всех этих требований не гарантирует вам отсутствие проблем с регистратором, так что и здесь вступают в силу те самые Case Study.
– Вы говорите о своем месте на рынке. Как по-вашему, есть еще не освоенные направления?
– Были, есть и будут. Отечественный законодатель расслабиться не даст, по крайней мере в ближайшее время точно.
– Что вы имеете в виду?
– Вот, например, ситуация, которая сложилась в Санкт-Петербурге в связи с включением города в список исторических поселений. Не додумали, не дописали, а в итоге работа по многим проектам остановилась. Документы лежат в Москве, по словам председателя КГА, «давно лежат», результата нет. Недавно читал интервью Ю.Е. Киселевой в «Недвижимости и строительстве Петербурга». Она крайне осторожно высказывает мнение, что КГА может принимать решения по «зависшим» объектам исходя из презумпции «автоматического согласования», так как законодательный срок рассмотрения вышел, а никакой реакции со стороны Росохранкультуры нет. Но в таком случае огромное количество документов, «зависших» в разнообразных органах власти и вылежавших все возможные и невозможные сроки, должны признаваться «автоматически согласованными». Понятно, что на практике это невозможно. И с Росохранкультурой вряд ли пройдет такой сценарий. Максимум – удастся протолкнуть несколько «стратегических» проектов, для основной же массы проектов это не выход. Вот вам и неосвоенное пространство. Наши специалисты сейчас активно работают по данному направлению. К чему приведет, покажет время.
Вот еще один пример: согласно п. 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или если такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и согласование специальных технических условий. Порядок разработки и согласований установлен приказом Минрегиона РФ от 01.04.2008 № 36. Согласование положений, содержащих отступления от действующих норм, стало возможно только в Москве, в Минрегионразвития, в составе услуг, предоставляемых на бесплатной основе. И хотя официальный срок рассмотрения составляет 30 дней, в особых случаях (это официальная формулировка), возможно продление до трех месяцев. Как вы понимаете, у нас каждый случай особый. Причем наиболее вероятно, что по истечении трех месяцев вы получите набор замечаний к поданной документации, пойдете на доработку и все начнете сначала, и количество таких «кругов» не ограничено. Кстати, с января этого года вступили в силу изменения в приказ Министерства регионального развития, регулирующий данную сферу деятельности, и порядок опять претерпел изменения. Эксперты нашего центра постоянно отслеживают законодательные изменения, это позволяет своевременно учитывать новые требования и не подводить заказчика.
На правах рекламы
рубрика:
Личное дело