Асфальт прихлопнет плиткой

Эксперты утверждают, что использование тротуарной плитки в скором времени вытеснит асфальтовое покрытие с городских тротуаров, скверов, площадей и придомовых территорий. Прогноз более чем оптимистичный, учитывая, что в период кризиса рынок тротуарной плитки «просел» на 40%. Сегодня объемы производства восстанавливаются, и емкость этого рынка по итогам года оценивается в 1 млн кв. м.

В Санкт-Петербурге сегодня работает около 10 крупных компаний, выпускающих тротуарную плитку различной модификации. Среди них лидирующие позиции занимают «Меликонполар» с долей около 27%, «Экспериментальный завод трейд» – около 20%, «Ленстройдеталь» – порядка 19%, «Лентехстром» – около 10%, «Цемсис» – 8% и другие.
Сегодня тротуарную плитку производят по двум технологиям: вибролитья и вибропрессования.
Вибролитье заключается в том, что бетонная смесь укладывается в пластиковую форму, ставится на стол с непрерывно вибрирующей поверхностью и выдерживается на нем некоторое время. После того как бетонная смесь в форме утрамбовалась, форма снимается со стола и выстаивается в теплом месте около 48 часов, после чего из нее достается готовое изделие.
Эта технология считается менее затратной, и ее часто используют небольшие производственные компании, но качество полученного материала оставляет желать лучшего – такие изделия недостаточно прочны и долговечны.
Наиболее распространенной на сегодняшний день является технология вибропрессования. Заключается она в том, что бетонная смесь укладывается в пресс-форму (матрицу), стоящую на станине, которая непрерывно вибрирует. На смесь сверху начинает давить до полного уплотнения непрерывно вибрирующий пуансон (деталь обратная матрице, идеально точно входящая в нее, как поршень в цилиндр). После этого матрица и пуансон поднимаются, а на поддоне остается готовое изделие. Такой метод высокопроизводителен и допускает значительную степень автоматизации.
По технологии вибропрессования производится порядка 90% всей выпускаемой в Санкт-Петербурге тротуарной плитки.

Область применения

Тротуарный камень получил широкое распространение благодаря своим качественным характеристикам: высокой износоустойчивости, экологичности, эстетичности и вариативности фигурной и цветовой палитры, а также легкости в эксплуатации и ремонте.
При соблюдении всех правил и норм укладки и обслуживания срок службы такого покрытия составляет порядка 30-35 лет.
Тротуарная плитка активно используется для мощения городских улиц, пешеходных дорожек, скверов, площадей, придомовых территорий коммерческих объектов и новостроек.
Растет и популярность плитки из натурального камня: ее стоимость в разы выше бетонной, и применяется она в основном для мощения территорий у бизнес-комплексов класса А, правительственных учреждений и жилых домов элит- и бизнес-класса в городе и в пригородах.
Основной рынок сбыта – это строительные компании и промышленные предприятия. На их долю приходится около 70%. Порядка 20% – это госзаказ, а остальные 10% – частные потребители. «Мы замечаем повышение спроса со стороны покупателей загородной малоэтажной недвижимости и думаем, что эта тенденция усилится в ближайшее время», – говорит Геннадий Лукин, генеральный директор ООО «Экспериментальный завод трейд».

Перспективы рынка

Сегодня, по различным оценкам участников рынка, доля местных производителей составляет от 90 до 100%.
Выход новых компаний вряд ли актуален, так как рынок весьма насыщен. Запуск полноценной линии новой компании обойдется в 2,5-3 млн USD.
Хотя Геннадий Лукин не отрицает возможности появления на рынке федеральных игроков и компаний из других регионов. Однако эксперты довольно скептично оценивают их перспективы, так как велики затраты на логистику, и рукав доставки оптимально должен составлять не более 500 км.
Говорить об импортозамещении тоже вряд ли приходится, так как в основном эта отрасль носит региональный характер.
Возможно, этот рынок пойдет по пути сегментированного сбыта. К примеру, компания «Ленстройдеталь» планирует закрепиться на рынке мощения портовых терминалов. Она занималась поставкой плитки для терминалов морского порта и продолжает ее поставлять для строящегося порта в Усть-Луге.
Перспективным направлением эксперты считают продвижение технологии мощения в качестве альтернативы асфальтобетонному покрытию.
Несмотря на то что плитка обходится на 10% дороже асфальтирования, затраты на эксплуатацию при грамотном обслуживании можно снизить на 10-15%.
К тому же цены в среднесрочной перспективе расти не будут, и даже несколько упадут. «Конкуренция на этом рынке довольно большая, многие компании демпингуют», – считает Геннадий Лукин, генеральный директор ООО «Экспериментальный завод трейд».
Директор по продажам мелкоштучных бетонных изделий ОАО «Ленстройдеталь» Юрий Климовский оптимистично оценивает перспективы рынка тротуарной плитки, говоря, что ежегодный прирост прогнозируется на уровне 20%.
Позитивный прогноз также делают Геннадий Лукин, генеральный директор ООО «Экспериментальный завод трейд», и Александр Хохлов, исполнительный директор компании «Лентехстром», озвучивая цифры роста на уровне 15%.
В целом участники рынка настроены оптимистично и утверждают, что отрасль вышла из кризиса. Вслед за восстановлением рынка недвижимости в целом, увеличением его объемов придет и рост рынка материалов мощения. Дальнейшие перспективы в основном связаны с увеличением доли госзаказа и возвращением на рынок частных заказчиков. К тому же производители планируют расширение ассортимента продукции, что также повысит аттрактивность использования этого материала.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Алена Шереметьева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.