Западные веяния в образовании

Петербургские застройщики возьмут на вооружение опыт зарубежных компаний по подготовке и переподготовке строительных кадров. За границей уже давно распространена практика взаимодействия общественных организаций, государства и частных предприятий, причем большую часть затрат на обучение несут именно строительные компании. Об этом гости из-за рубежа рассказали на IV Международной конференции «Строительное образование».

Ректор финского учебного центра «Ратеко» Пертти Кокки отметил, что в Финляндии давно озаботились кадровыми проблемами в строительной отрасли. Государство не пустило ситуацию на самотек, благодаря чему удалось прийти к консенсусу с представителями бизнеса. «В наш учебный центр финансирование поступает с трех сторон: 60 % материальных затрат несут на себе сами строительные компании, при этом государство тоже участвует деньгами, его доля составляет порядка 30%. 10% приходится на международные источники. Такая форма взаимодействия удобна всем без исключения сторонам», – считает Пертти Кокки.
В Германии функционирует похожая на финскую модель софинансирования. Доктор Штефан Штайн, руководитель отделения представительства немецкой экономики в Петербурге, рассказал о дуальной системе профессионального образования. «Между государством и частным бизнесом заключено соглашение, согласно которому забота о подготовке и переподготовке кадров лежит на обеих сторонах договора. Посредником в этом взаимодействии выступает торгово-промышленная палата. Таким образом, ответственность за обучение специалистов не перекладывается на плечи только государства или строительных компаний, как в России. Работа и финансирование проводятся сообща», – резюмировал Штефан Штайн.
Олег Бритов, исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга, согласен с тем, что застройщики должны выделять деньги на обучение специалистов, которых потом возьмут к себе на работу. «Неоднократно поступали предложения брать средства на подготовку и переподготовку кадров из компенсационного фонда. Но за такое решение должны проголосовать представители общественных организаций, иначе это будет нецелевое использование денег. Хотя теоретически это возможно», – заявил господин Бритов.
Владимир Юсупджанов, президент СРО НП «Управление строительными предприятиями Санкт-Петербурга», считает, что в России необходимо проводить модернизацию всей системы образования. «Мы готовы выделять средства на кадровую подготовку, даже заложили их на 2010-2011 годы. Однако обучать оказалось некого, пришли только два мальчика. Им мы помогли поступить на бюджетное отделение. Остались гастарбайтеры, которым нет смысла давать образование, они в Петербурге на временной подработке, да и учиться они не хотят. Налицо демографическая проблема», – подытожил Владимир Юсупджанов.
Юрий Панибратов, академик РААСН, д.э.н., президент Федерации образования строителей, отметил, что финансирование – не единственная задача в системе обучения кадров. «В настоящее время не хватает рабочих всех строительных специальностей, по отдельным профессиям вообще не ведется подготовка. Я говорю о кровельщиках, каменщиках, плотниках, столярах. И дело даже не в том, что их некому обучать. Есть «Кнауф», «Бош», «Водоканал», «Крепс», ЛенСпецСМУ, которые готовы передать свой опыт, но желающих мало. На стройку попадают случайные люди, а не профессионалы в своем деле. Я считаю, что вопросом подготовки кадров должны озаботиться в высших эшелонах власти. Например, НОСТРОЙ мог бы выступить с инициативой. Есть предложение начать обучение недостающих специалистов на базе существующих площадок – техникумов, лицеев, – пока и там все не развалилось», – говорит Юрий Панибратов.
Герд Ленга, генеральный управляющий группы «Кнауф СНГ», отмечает, что компания готова к диалогу и расширению социального партнерства со строительными компаниями Петербурга. Вместе с тем существуют определенные налоговые казусы с финансовой поддержкой таких проектов. «Налоговые органы приравнивают поддержку бизнес-структурами образовательных проектов к прибыли. Это, несомненно, является одним из сдерживающих факторов для положительной динамики развития социального партнерства. Необходимо рассматривать расходы на социальное партнерство с учреждениями образования в качестве затрат, относимых на себестоимость. Принятие такого решения может стать действенным механизмом расширения поддержки бизнесом образовательных проектов», – подчеркнул Герд Ленга.
«Кнауф» предоставляет возможность строителям пройти краткосрочное обучение с упором на практические занятия в учебных центрах по программе «Кнауф – Теплая стена». «С сожалением приходится констатировать, что, несмотря на возросший интерес к проблеме энергосбережения, число обучающихся правильному монтажу таких систем за последние 3 года неуклонно снижается. Так, если в 2008 году по этой программе обучилось 160 человек, то в 2009 году —129, а в 2010 году — всего 89. То есть произошло сокращение числа желающих пройти такой курс почти в 2 раза. Интерес общества и потребителей к этой проблеме, напротив, весьма высок. Я набрал в Яндексе несколько запросов, и получились огромные числа. Таким образом, существует разрыв между потребностью потребителя получить энергоэффективное жилье и нежеланием массового строителя уметь возводить эти конструкции качественно. На последней крупной международной конференции в МГСУ по данному вопросу были озвучены цифры, что по вине строителей теплопотери даже в фасадных системах типа «теплая стена» составляют около 30% от предполагаемых норм экономии энергопотребления», – резюмировал Герд Ленга.
рубрика: Подготовка кадров
автор: Ярослава Задорина
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.