На пути посткризисного развития
Главной темой пленарного заседания XI Международного конгресса по строительству IBC-2011 стало определение путей посткризисного развития строительного комплекса. Участники форума обсудили возможности государственно-частного партнерства, говорили о методах снижения административных барьеров в деятельности застройщиков, а также определили роль СРО в развитии строительной индустрии.
С 13 по 16 апреля в «Ленэкспо» прошел XVII Международный строительный форум «Интерстройэкспо».
Традиционно состоялся XI Международный конгресс по строительству IBC-2011 – ведущее мероприятие деловой программы XVII Международного строительного форума «Интерстройэкспо», организованный ООО «Примэкспо Северо-Запад» и координатором – Центром деловых контактов и сотрудничества ЦДКиС. В конгрессе приняли участие более 23 регионов России, а в форуме – более 500 компаний из 11 стран мира и 20 субъектов Российской Федерации. В ходе пленарного заседания конгресса «Модернизация строительного комплекса России – залог устойчивого развития общества» состоялось вручение знака «Строителю Санкт-Петербурга» и подписание соглашения о стратегическом партнерстве между Союзом строительных объединений и организаций (ССОО) и Союзом строительных организаций Ленинградской области (ЛенОблСоюзСтрой).
Эффективное взаимодействие
Открывая пленарное заседание, вице-губернатор Санкт-Петербурга Роман Филимонов отметил, что «Интестройэкспо-2011» проходит не в рамках кризисных явлений, как еще год назад, а как мероприятие, посвященное развитию строительного форума в новых условиях: «Выставка подросла не только по количеству участников, число которых за год увеличилось на 7%, но и увеличилась по объему информации, представленной компаниями, более чем на 20%. Это знаковое событие. Строительная отрасль показала свою силу и то, что есть база для дальнейшего развития».
Илья Пономарев, директор департамента регулирования градостроительной деятельности Министерства регионального развития, выступая на заседании, подчеркнул, что этот год для строительного сообщества пройдет под знаком активного восстановления потенциала. «Кризис серьезно отразился строительной отрасли, – сказал Илья Пономарев. – Но и принес пользу – стал толчком для эффективных решений. Причем не только внутри строительных организаций, но и во взаимоотношениях государства и строительного сообщества».
Среди значимых событий последнего времени Илья Пономарев обозначил завершение проекта по передаче Минрегиону функций государственного контроля за СРО в строительстве. Согласно проекту, Министерству регионального развития Российской Федерации должны в частности перейти полномочия по ведению государственного реестра СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью этих саморегулируемых организаций. «Это существенное движение вперед в части создания центра взаимоотношений между государством и строительным сообществом», – считает Илья Пономарев.
Не менее знаковым событием стала разработка 25 нормативных документов в области технического регулирования. «Можно критиковать их содержание. СНиПы разрабатывались годами, а то и десятками лет, и то, что сделано всего за год, может не быть идеальным, – уверен Илья Пономарев. – Но знаковым событием является то, что этот процесс запущен. Эта возможность строительным сообществом получена. И мы готовы хоть ежегодно утверждать документы, если на то будет воля сообщества и будут проведены научные разработки. Также принято решение о создании «Инновационного центра «Росстройнаука» на базе 22 подведомственных научно-исследовательских институтов. «Росстройнаука» – это центр компетенции, который должен стать опорой как для нас, так и для строительного сообщества в области разработки нормативной базы».
Об условиях и механизмах привлечения инвестиций для реализации строительных проектов в Петербурге, а также о рисках в долевом строительстве и методах их снижения рассказал Олег Островский, начальник Управления комитета по строительству Санкт-Петербурга. «Несмотря на то что по показателю ввода жилья прошлый год был достаточно результативным для строительного комплекса Петербурга, у застройщиков остается немало проблем. Многие из них заложены несовершенным законодательством. Многие компании работают на объектах, разрешение на строительство которых было получено до вступления в силу 214-ФЗ. Это чревато для застройщика и граждан тем, что договоры эти не подлежат государственной регистрации. Риск дольщиков значительно увеличивается. По нашим данным, в Северной столице на 1 ноября 2010 года по 214-ФЗ работали 50 застройщиков (на 84 объектах). На сегодняшний момент еще 13 компаний с 19 объектами попали в этот список», – сообщил Олег Островский.
Он отметил, что в последнее время введены в эксплуатацию 5 проблемных адресов. По каждому из них из-за недобросовестной работы подрядчиков неоднократно срывались сроки строительства. Комитетом были предложены несколько схем по достройке проблемных объектов, которые на практике подтвердили свою эффективность.
«Даже принятие 214-ФЗ не исчерпало рисков для дольщиков и застройщиков, – сказал Олег Островский. – Например, работа по инвестиционным договорам. В прошлом году были приняты изменения в 214-ФЗ, которые запретили работу по таким договорам, но лазейки остались».
Несоответствия поправят
В марте текущего года Верховный суд РФ отменил высотные исключения из правил землепользования и застройки, поэтому теперь все высотные параметры в Петербурге будут такими, какими они были до 2008 года. Как сообщил в ходе заседания начальник службы Государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Александр Орт, в городе есть не менее 20 зданий, не вписывающихся в нынешний высотный регламент, которые не были согласованы властями.
«Сейчас обсуждаются варианты решения этой проблемы. Если стройка не завершена, то документацию придется менять. В случае если инвестор построил объект, имея всю необходимую разрешительную документацию, и уже успел пройти экспертизу, то здание, вероятно, сноситься не будет. Проблемы будут и у застройщика, и у заказчика. Но скорее всего, здесь сработает принцип того, что закон обратной силы не имеет, – сказал Александр Орт. – Результат работы по схеме «сначала построим, потом согласуем» зависит не только от местных чиновников, но и от федерального законодательства, которое иногда меняется по два-три раза в год».
Саморегулирование
О роли института саморегулирования в обеспечении эффективной коммуникации «власть – строительный бизнес – потребитель» рассказал Александр Вахмистров, первый вице-президент НОСТРОЙ, председатель Общественного совета по вопросам координации деятельности СРО в Санкт-Петербурге в сфере строительства при правительстве Санкт-Петербурга, генеральный директор, председатель правления ОАО «Группа ЛСР».
«Государство избрало этот путь, и обсуждать, правильно это или нет, бесполезно. Мы прошли только первую стадию – допуска на рынок. Нет такой строительной организации в России, которая бы не была допущена на рынок, – подчеркнул Александр Вахмистров. – В Петербурге при становлении системы саморегулирования мы попытались решить вопрос координации деятельности СРО, которые созданы в регионе. Так образовался общественный совет. Надо сказать, что он оправдал свою функцию. В Петербурге создано единое информационное пространство по вопросам саморегулирования.
Другое достижение – появление третейского суда. Суд сформирован, туда вошли все изъявившие желание. Следующим шагом в развитии этого института должно стать принятие решения о внесении в договоры подряда пункта о рассмотрении споров в третейском суде. К числу также успехов саморегулирования можно отнести инициативу о создании фонда помощи участникам долевого строительства – обманутым дольщикам, который обеспечит защиту их имущественных интересов.
Также создан координационный совет по вопросам саморегулирования в СЗФО. Он будет вести ту же политику, что и общественный совет в Петербурге, только в рамках всего региона».
По мнению Александра Вахмистрова, первый этап саморегулирования – создание СРО и допуск на рынок – состоялся. «Когда появятся взаимные претензии, когда начнется их рассмотрение в третейских судах, когда будут приниматься решения о взыскании компенсации из соответствующего фонда саморегулируемых организаций и СРО начнут по закону терять свои реальные деньги, тогда начнется второй этап – собственно саморегулирования», – заключил Александр Вахмистров.
С 13 по 16 апреля в «Ленэкспо» прошел XVII Международный строительный форум «Интерстройэкспо».
Традиционно состоялся XI Международный конгресс по строительству IBC-2011 – ведущее мероприятие деловой программы XVII Международного строительного форума «Интерстройэкспо», организованный ООО «Примэкспо Северо-Запад» и координатором – Центром деловых контактов и сотрудничества ЦДКиС. В конгрессе приняли участие более 23 регионов России, а в форуме – более 500 компаний из 11 стран мира и 20 субъектов Российской Федерации. В ходе пленарного заседания конгресса «Модернизация строительного комплекса России – залог устойчивого развития общества» состоялось вручение знака «Строителю Санкт-Петербурга» и подписание соглашения о стратегическом партнерстве между Союзом строительных объединений и организаций (ССОО) и Союзом строительных организаций Ленинградской области (ЛенОблСоюзСтрой).
Эффективное взаимодействие
Открывая пленарное заседание, вице-губернатор Санкт-Петербурга Роман Филимонов отметил, что «Интестройэкспо-2011» проходит не в рамках кризисных явлений, как еще год назад, а как мероприятие, посвященное развитию строительного форума в новых условиях: «Выставка подросла не только по количеству участников, число которых за год увеличилось на 7%, но и увеличилась по объему информации, представленной компаниями, более чем на 20%. Это знаковое событие. Строительная отрасль показала свою силу и то, что есть база для дальнейшего развития».
Илья Пономарев, директор департамента регулирования градостроительной деятельности Министерства регионального развития, выступая на заседании, подчеркнул, что этот год для строительного сообщества пройдет под знаком активного восстановления потенциала. «Кризис серьезно отразился строительной отрасли, – сказал Илья Пономарев. – Но и принес пользу – стал толчком для эффективных решений. Причем не только внутри строительных организаций, но и во взаимоотношениях государства и строительного сообщества».
Среди значимых событий последнего времени Илья Пономарев обозначил завершение проекта по передаче Минрегиону функций государственного контроля за СРО в строительстве. Согласно проекту, Министерству регионального развития Российской Федерации должны в частности перейти полномочия по ведению государственного реестра СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью этих саморегулируемых организаций. «Это существенное движение вперед в части создания центра взаимоотношений между государством и строительным сообществом», – считает Илья Пономарев.
Не менее знаковым событием стала разработка 25 нормативных документов в области технического регулирования. «Можно критиковать их содержание. СНиПы разрабатывались годами, а то и десятками лет, и то, что сделано всего за год, может не быть идеальным, – уверен Илья Пономарев. – Но знаковым событием является то, что этот процесс запущен. Эта возможность строительным сообществом получена. И мы готовы хоть ежегодно утверждать документы, если на то будет воля сообщества и будут проведены научные разработки. Также принято решение о создании «Инновационного центра «Росстройнаука» на базе 22 подведомственных научно-исследовательских институтов. «Росстройнаука» – это центр компетенции, который должен стать опорой как для нас, так и для строительного сообщества в области разработки нормативной базы».
Об условиях и механизмах привлечения инвестиций для реализации строительных проектов в Петербурге, а также о рисках в долевом строительстве и методах их снижения рассказал Олег Островский, начальник Управления комитета по строительству Санкт-Петербурга. «Несмотря на то что по показателю ввода жилья прошлый год был достаточно результативным для строительного комплекса Петербурга, у застройщиков остается немало проблем. Многие из них заложены несовершенным законодательством. Многие компании работают на объектах, разрешение на строительство которых было получено до вступления в силу 214-ФЗ. Это чревато для застройщика и граждан тем, что договоры эти не подлежат государственной регистрации. Риск дольщиков значительно увеличивается. По нашим данным, в Северной столице на 1 ноября 2010 года по 214-ФЗ работали 50 застройщиков (на 84 объектах). На сегодняшний момент еще 13 компаний с 19 объектами попали в этот список», – сообщил Олег Островский.
Он отметил, что в последнее время введены в эксплуатацию 5 проблемных адресов. По каждому из них из-за недобросовестной работы подрядчиков неоднократно срывались сроки строительства. Комитетом были предложены несколько схем по достройке проблемных объектов, которые на практике подтвердили свою эффективность.
«Даже принятие 214-ФЗ не исчерпало рисков для дольщиков и застройщиков, – сказал Олег Островский. – Например, работа по инвестиционным договорам. В прошлом году были приняты изменения в 214-ФЗ, которые запретили работу по таким договорам, но лазейки остались».
Несоответствия поправят
В марте текущего года Верховный суд РФ отменил высотные исключения из правил землепользования и застройки, поэтому теперь все высотные параметры в Петербурге будут такими, какими они были до 2008 года. Как сообщил в ходе заседания начальник службы Государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Александр Орт, в городе есть не менее 20 зданий, не вписывающихся в нынешний высотный регламент, которые не были согласованы властями.
«Сейчас обсуждаются варианты решения этой проблемы. Если стройка не завершена, то документацию придется менять. В случае если инвестор построил объект, имея всю необходимую разрешительную документацию, и уже успел пройти экспертизу, то здание, вероятно, сноситься не будет. Проблемы будут и у застройщика, и у заказчика. Но скорее всего, здесь сработает принцип того, что закон обратной силы не имеет, – сказал Александр Орт. – Результат работы по схеме «сначала построим, потом согласуем» зависит не только от местных чиновников, но и от федерального законодательства, которое иногда меняется по два-три раза в год».
Саморегулирование
О роли института саморегулирования в обеспечении эффективной коммуникации «власть – строительный бизнес – потребитель» рассказал Александр Вахмистров, первый вице-президент НОСТРОЙ, председатель Общественного совета по вопросам координации деятельности СРО в Санкт-Петербурге в сфере строительства при правительстве Санкт-Петербурга, генеральный директор, председатель правления ОАО «Группа ЛСР».
«Государство избрало этот путь, и обсуждать, правильно это или нет, бесполезно. Мы прошли только первую стадию – допуска на рынок. Нет такой строительной организации в России, которая бы не была допущена на рынок, – подчеркнул Александр Вахмистров. – В Петербурге при становлении системы саморегулирования мы попытались решить вопрос координации деятельности СРО, которые созданы в регионе. Так образовался общественный совет. Надо сказать, что он оправдал свою функцию. В Петербурге создано единое информационное пространство по вопросам саморегулирования.
Другое достижение – появление третейского суда. Суд сформирован, туда вошли все изъявившие желание. Следующим шагом в развитии этого института должно стать принятие решения о внесении в договоры подряда пункта о рассмотрении споров в третейском суде. К числу также успехов саморегулирования можно отнести инициативу о создании фонда помощи участникам долевого строительства – обманутым дольщикам, который обеспечит защиту их имущественных интересов.
Также создан координационный совет по вопросам саморегулирования в СЗФО. Он будет вести ту же политику, что и общественный совет в Петербурге, только в рамках всего региона».
По мнению Александра Вахмистрова, первый этап саморегулирования – создание СРО и допуск на рынок – состоялся. «Когда появятся взаимные претензии, когда начнется их рассмотрение в третейских судах, когда будут приниматься решения о взыскании компенсации из соответствующего фонда саморегулируемых организаций и СРО начнут по закону терять свои реальные деньги, тогда начнется второй этап – собственно саморегулирования», – заключил Александр Вахмистров.
рубрика:
Форум
автор:
Дарья Литвинова