Облупившаяся краска

Рынок лакокрасочной продукции традиционно является вспомогательным. Динамика его развития прочно увязана с динамикой развития промышленности и строительства. Однако, как говорят участники рынка, в отличие от отраслей-локомотивов инвесторы вкладываются в лакокрасочную отрасль не так охотно. В результате значительная часть производственных мощностей этого сегмента рынка стройматериалов устарела.

Участники рынка в ближайшей перспективе ожидают возвращения к докризисным темпам роста рынка лакокрасочных материалов на уровне 10% в год. Однако при отсутствии инвестиций в развитие и модернизацию крупных производств рынок может столкнуться с двумя существенными проблемами: быстрым ростом доли импорта, в том числе и низкого ценового сегмента из стран Балтии и Белоруссии, и дальнейшим увеличением числа мелких невысокотехнологичных производств.
Емкость российского рынка лакокрасочных материалов в натуральном выражении составляет около 1 млн тонн в год. В советские годы цифра была в 2 раза больше.
При этом конкуренция на рынке за последние годы существенно возросла. Растет количество производителей, импортеров, торговых марок и разновидностей красок. «Понятие «рынок строительных лакокрасочных материалов» стало сегодня настолько широким, что каких-то отдельных игроков, являющихся основными, так сказать, на «всем поле», назвать сложно, – конкретизирует Андрей Бубнов, заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ООО «Холдинговая компания «Пигмент». – В секторе интерьерных красок лидируют одни игроки, в секторе гражданского или промышленного строительства – другие».

Розница – прибыльнее, индустриалка – надежнее


Важнейшей сферой потребления лакокрасочных материалов является промышленное и гражданское строительство, где используется до 60% всех материалов. Причем две трети – исключительно для бытового потребления. По отношению чистого дохода к валовой выручке работа в розничном сегменте сегодня является наиболее рентабельной.
Прочную позицию на рынке декоративных лакокрасочных материалов занимает ООО «Тиккурила». Успех холдинга на российском рынке во многом предопределило приобретение в 2007 году петербургского завода «Текс» – краски данного завода пользуются неизменным спросом конечного потребителя. Только за докризисное пятилетие 2004-2009 годов емкость рынка лакокрасочных материалов на водной основе удвоилась. В целом, по данным инвестиционной компании «Финам», более 40% произведенных лакокрасочных материалов реализуется в розницу. «Лакокрасочная промышленность объективно является вспомогательной. Ее развитие прямо пропорционально развитию промышленности и строительства в самом широком смысле слова. Одно без другого не бывает, – уточняет Андрей Бубнов. – Если прогнозируется рост этих отраслей, то будет и расти производство ЛКМ в России».

Импорт из Европы

На сегодняшний день в России производится более 2000 наименований лакокрасочных материалов, что составляет 70% объема российского рынка. 30% приходится на долю импорта. Крупнейшими поставщиками исторически являются Германия, Финляндия, Швеция. Причем доля Германии за последние годы заметно выросла. Представлены на рынке России и турецкие, и эстонские, и итальянские, и корейскими марки. Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов – признают представители крупных торговых сетей – относится к верхнему ценовому сегменту. Около 70% всего объема иностранной продукции приходится на грунтовки, шпатлевки и составы для покрытия фасадов зданий. «По фасадным материалам рынок за последние годы существенно развился. Появился широкий спектр материалов, – уточняет Андрей Бубнов. – Изменились и требования к материалам. Причем существенную роль в выборе лакокрасочных материалов играет и заказчик в лице КГА или КГИОП, особенно если речь идет о городских фасадах». Большинство некрупных производств предпочитают работать под конкретного заказчика, выполняющего ремонтно-реставрационные работы.

Экспорт в Азию

Крупнейшими игроками на российском рынке были и остаются «Тиккурила» (включая «Текс», Санкт-Петербург), «Эмпилс» (Ростов-на-Дону), «Пигмент» (Санкт-Петербург) и «Лакокраска», входящая в холдинг «Ярославские краски». Всего же в России на сегодняшний день около 300 предприятий – производителей лакокрасочных материалов. Мелкие предприятия сохраняют за собой значительную долю местных рынков. Также крупные лакокрасочные производства после распада СССР продолжают свою деятельность на территории Республики Беларусь.
Каждое крупное российское предприятие прочно занимает одну или несколько ниш. Существенную долю продукции «Лакокраска» составляют автомобильные краски. «Для холдинга «Пигмент» – прежде всего это направление, связанное с антикоррозионной защитой металлических поверхностей различного назначения, – приводит пример Андрей Бубнов. – В настоящее время идут активные разработки с целью внедрения нанотехнологий в производство этих материалов. Второе направление – разработка и производство химстойких и специальных лакокрасочных материалов индустриального применения. Третье направление – это развитие производства порошковых, в особенности эпоксидных красок. Мы считаем, что курс на модернизацию и инновации вкупе с поддержкой отечественного производителя – не пустые слова, и вносим посильный вклад в это направление».
Один из крупнейших производителей – завод «Эмпилс» – выпускает более 29 наименований декоративных покрытий, а также цинковые белила для промышленного применения. В компании подтвердили, что рынок сбыта продукции выходит далеко за границы Российской Федерации: лакокрасочная продукция поставляется в 10 стран мира, оксид цинка экспортирует в 13 государств Европы и Азии. «В 2009 году объем продаж составил 60 275 тонн лакокрасочных материалов, – констатируют в компании. – В 2010 году – уже 62 тысячи тонн». Рост отрасли очевиден. На сегодняшний день более 50% экспорта российских лакокрасочных материалов направлено на Казахстан и Узбекистан.

Инвестируй или…


Развитие отрасли напрямую зависит от инвестиций в технологическое переоснащение крупных производств. Рост числа мелких производств не изменит ситуацию на рынке. К примеру, инвестиции холдинга «Новое содружество» в техническое переоснащение лакокрасочного завода «Эмпилс» после покупки составили более 10 млн USD. Даже крупные игроки в современных посткризисных условиях не готовы к подобным объемам инвестиций. Так, финский концерн «Тиккурила» в апреле 2011 года отказался от приобретения Котовского лакокрасочного завода в Тамбовской области. Среди вероятных причин называется в том числе и необходимость существенных инвестиций в модернизацию производства. «К сожалению, так или иначе, ситуация пока складывается не в пользу «коренных» отечественных производителей. Причин много: нехватка молодых кадров для разработки новых ЛКМ, более слабые финансовые возможности для модернизации производства, укрепление позиций иностранных брендов путем покупки отечественных марок, активные инвестиции в российскую лакокрасочную промышленность в виде создания иностранных дочерних производств и компаний, – считает Андрей Бубнов. – Для перелома ситуации нужна целевая госпрограмма поддержки отечественного производителя».
рубрика: Технологии и материалы
автор: Ника Хомм
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.