Безусловный инструмент комплексного развития

Туризм может стать локомотивом как региональной, так и национальной экономики в условиях стагнации, поскольку это безусловный инструмент комплексного развития. Таково единое мнение участников делового форума по привлечению инвестиций в сферу туризма, прошедшего в июле в Ленобласти.

 

Однако развитию туристического бизнеса препятствует ряд обстоятельств, подчеркивают специалисты.

Без стандартов

По мнению Сергея Корнеева, вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ), первым препятствием на пути от идеи инвестиционного проекта до ее воплощения становится отсутствие единого стандарта ее презентации, понятного для инвесторов. В свое время РСТ совместно с правительствами Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Новгородской и Вологодской областей апробировал такую форму, как обработка инвестиционных проектов. «Существуют индикаторы, критерии, показатели, без которых инициаторам инвестиционных проектов разговаривать с инвесторами, банкирами, вести переговоры с органами власти о государственной поддержке просто невозможно. Мы отбирали инвестиционные идеи, проводили их первичную оценку привлекательности с точки зрения реальности для развития туризма. После этого мы нанимали профессиональных экономистов, которые на базе идеи готовили проект для его представления инвестору, банку, государству», – рассказал Сергей Корнеев. Он отметил, что сегодня эту функцию могла бы исполнять недавно созданная при Ростуризме Национальная корпорация развития туризма.
Как заявил вице-президент РСТ, развитию туристического бизнеса мешает также отсутствие у инициаторов инвестпроектов и инвесторов информации об уже реализуемых идеях, а также о перспективах развития регионов с точки зрения развития транспортной инфраструктуры, пассажиропотока, расчетов по развитию близлежащих территорий, социологических данных. Необходима паспортизация регионов, уверен Сергей Корнеев. причем она должна проводиться по единому стандарту. «Горизонтальные связи должны координироваться на уровне Федерации», – заявил он. Кроме того, требуется обязательная туристская экспертиза крупных инфраструктурных проектов, особенно в транспортной сфере. В качестве примера негативных последствий отсутствия такой обязательной экспертизы он привел сюжет, связанный со строительством нефтеналивного морского порта Приморск, где не была предусмотрена яхтенная марина – инфраструктура для маломерных яхт, хотя расположение порта очень удобно для их промежуточной стоянки на переходе к Санкт-Петербургу. При реализации проекта о марине просто не подумали. С другой стороны, при строительстве порта в Усть-Луге было создано целое подразделение, занимающееся рекреационными вопросами. А в рамках строительства «Морского фасада» в Петербурге были приглашены иностранные эксперты в сфере круизного туризма, и после их оценки проекта в него были внесены многочисленные изменения.
Поддержка от государства требуется в форме не только консультаций, но и инвестиций, заявил Сергей Корнеев. «Мы из собственного опыта пришли к пониманию того, что развивать туристическое направление очень сложно без помощи государства. Можно даже говорить о поддержке не только экспертной, не только юридической, но и более серьезной», – сказал он.

Инвестировать в дороги

В свою очередь, Евгений Тарло, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, высказал мнение о том, что государственные инвестиции должны направляться в строительство не туристических комплексов, а дорожной инфраструктуры. «Самая эффективная федеральная и региональная инвестиция в туризм – это инвестиция в дороги. Думаю, если бы представители туриндустрии высказались в этом смысле, это тоже получило бы отклик в деятельности нашего правительства и законодателей», – полагает сенатор. Он призвал, кроме того, сформировать «консолидированное общественное мнение, давление на законодателей» с тем, чтобы произошел возврат к единому социальному налогу. «Мне кажется, если бы мы вернулись к схеме единого социального налога по той же ставке, которая действовала ранее, мы бы многих предпринимателей вытащили из тени, а тех, кто сомневается, идти ли, инвестировать ли в малый бизнес, мы бы к этому поощрили», – сказал, в частности, Евгений Тарло.
Со своей стороны, Дмитрий Ялов, вице-губернатор – председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, отметил, что рассматривает туристический сектор как одно из направлений инвестиций, развитие которого решает три основных проблемы экономики Ленинградской области. Во-первых, это способствует социально-экономическому выравниванию муниципальных районов. Во-вторых, дает новые рабочие места. И в-третьих, обеспечивает приток налоговых поступлений в местный бюджет. По мнению профильного вице-губернатора, возможны два принципиально разных подхода к развитию туристического бизнеса. Первое – содействовать развитию туризма в Ленобласти в целом путем субсидирования, привлечения иных механизмов поддержки, в том числе информационной. Второе направление – создание туристских кластеров. «Именно создание инженерно подготовленных площадок, где после вложения государства в строительство автомобильных дорог, инженерной инфраструктуры, маркетинг, восстановление объектов культурного наследия можно было бы организовать туристический бизнес, – вот это направление я считаю очень понятным, конкретным и реалистичным», – заявил Дмитрий Ялов. При этом он подчеркнул: любые значительные вложения в восстановление объектов культуры, если они не соотнесены с развитием окупаемого туризма, должны быть минимизированы, если не сказать остановлены. «Когда мы говорим о миллиардных вложениях в восстановление тех объектов, куда люди просто не ездят, – это вызывает вопросы с точки зрения тех целей социально-экономического развития, которых мы добиваемся этими вложениями», – прокомментировал Дмитрий Ялов.

рубрика: Туризм
автор: Татьяна Крамарева
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.